Он был шпион и писатель, и мне почему-то кажется, что со шпионажем у него было много хуже, чем с литературой. А может, на образ писателя невольно накладываются образы его героев, ведь Грэм Грин ухитрился создать совершенно новый тип разведчика - не хладнокровного интеллектуала и не агента 007, а страдающего неудачника 😁. Так или иначе, но читать романы Грина интересно, и этим постом я начинаю небольшую серию рецензий на не самые известные его произведения.
С романом "Суть дела" получилось забавно: я дошла до половины и вдруг вспомнила, что уже читала его сто лет назад. Впрочем, впечатление от повествования и его главного героя не изменилось. Итак, идет Вторая мировая, но персонажи "Сути дела" знают о ней в основном по газетным сводкам: действие разворачивается в некоей африканской колонии, где кучка англичан буквально изнывает от скуки. Об уровне деградации свидетельствует хобби одного из второстепенных персонажей: он увлекся охотой на тараканов. Главный герой романа, майор полиции Генри Скоби, до такого маразма еще не дошел, но живется ему тоже невесело: с женой они давно чужие люди, а расследовать правонарушения местного населения ему осточертело.
Внезапно в тусклой жизни Скоби, убежденного католика (это важно), забрезжил просвет: жена хочет уехать в Южную Африку. Однако для отправки жены подальше нужны 200 фунтов - неподъемная сумма для человека, живущего на одну зарплату. Когда банк отказывает Скоби в кредите, он одалживает эти деньги у мутного дельца по имени Юсеф. Юсеф - восточный человек, неграмотный и очень хитрый, занимающийся нелегальной торговлей алмазами. Скоби не стоило бы с ним связываться, но уж очень ему хочется отдохнуть от жены.
За действиями жалкого неудачника Скоби пристально следит другой жалкий неудачник - тайный правительственный агент Уилсон. У него так давно не было секса, что он влюбился в душную, поблекшую и малоаппетитную жену Скоби, и когда она уехала, вообразил, что причиной ее отъезда стала ревность мужа к нему, Уилсону. Можно представить, какая ярость охватила тайного агента, когда он обнаружил, что Скоби мало того что жену имеет (гм, звучит двусмысленно 😁), но еще и любовницу завел! Причем молодую! Впрочем, если бы тайный агент мог заглянуть в душу Скоби, то убедился бы, что особо завидовать нечему.
Роман Скоби и Элен Ролт напоминает анекдот про поручика Ржевского, встретившего на Невском нищую девочку: "Е.... любил и плакал, господа, любил и плакал". Радости в этой связи было немного, а когда жена вернулась, предупрежденная добрыми людьми, то стало совсем невесело. Скоби понимает, что запутался и нагрешил. Жена хочет, чтобы он пошел к причастию, а он не может. После долгих терзаний Скоби приходит к выводу, что лучший выход - это самоубийство, но так, чтобы никто не понял, что это самоубийство. И приводит свой приговор, то есть план, в исполнение.
Обосновывая такую трагическую развязку, писатель тратит очень много слов, но стопроцентной психологической достоверности ему достичь не удается. Пожилой полицейский - не романтически настроенная барышня, а ее прямая противоположность. Да и логики нет: самоубийство - еще больший грех, чем прелюбодеяние, и верующий человек никогда на него не пойдет.
В общем, "Суть дела" - роман не столько о страстях человеческих, сколько о замкнутом колонизаторском мирке, напоминающем мир военного городка. При всем колоссальном отличии традиций, сценариев поведения, культуры он все же понятен любому, кто жил в таких замкнутых сообществах, потому что некоторые вещи везде неизменны. Но начинать знакомство с творчеством Грина именно с этого произведения вряд ли стоит.