Она - похожая на Лорен Бэколл нью-йоркская интеллектуалка, названная в честь поэтессы Эмили Дикинсон. Он - уроженец американской глубинки, не очень уютно чувствующий себя в Нью-Йорке. Она - правозащитница и журналистка левых взглядов, ставшая жертвой преследований в эпоху маккартизма. Он - агент ФБР, часть системы государственного насилия. Она - эмоциональная, любопытная и энергичная. Он - спокойный, немного ироничный и неторопливый. Короче, при их виде вспоминаются слова из старого рекламного ролика: "Они такие разные, и все-таки они вместе".
Но герои фильма "Дом на Кэролл-стрит" вместе лишь на короткий миг, и вообще это фильм не о любви, хотя любовная линия вписалась в него на редкость органично. В жанровом отношении он представляет собой смесь политического триллера и детектива, и все это под густым ретро-соусом. 1950-е были интересным временем во многих отношениях, и именно выбор исторического момента делает "Дом на Кэролл-стрит" по-настоящему оригинальным зрелищем. Молодая девушка, нанявшаяся компаньонкой к старой даме и заметившая нечто странное в соседнем доме, ее неосторожная попытка расследования, смертельная опасность и спасающий девушку положительный персонаж - все это уже мы где-то видели. Но здесь героиня обнаруживает - внезапно - не маньяка и не банду фальшивомонетчиков, а осиное гнездо из беглых нацистов, по которым виселица плачет.
Именно этому гадюшнику освещала путь статуя Свободы: их тайно перевозили в США, давая им чужие имена. И занимались этим не какие-то ультраправые маргиналы, а сенатор США и прочие сильные мира сего, так что перед нами не каприз, а продуманная государственная политика. Немецкие военные преступники типа доктора Менгеле, ставившие опыты на живых людях, могут быть полезны, особенно тем, кто участвует в судилищах над заподозренными в левых взглядах.
Поскольку "Дом на Кэролл-стрит" - все же развлекательный фильм, в нем присутствует хеппи-энд: главный злодей эффектно гибнет, а Эмили и ее спаситель-фэбээровец Кокрейн остаются живы. Но зрителя не покидает ощущение, что победа эта частичная и временная, а по сути - и не победа вовсе. Кокрейна в качестве "благодарности" переводят из Нью-Йорка в захолустье, и он рад, что вообще не уволили. Эмили так и не восстановили на работе. А вместо одного канала транспортировки нацистских преступников наверняка появится другой. Но финал открыт, и, возможно, главные герои еще встретятся.
Кроме небанальной темы, "Дом на Кэролл-стрит" привлекает своей атмосферой - чистой, светлой, целомудренной, как неожиданно это не прозвучит. Нет ни вывалившихся кишок и прочего жесткого натурализма, ни сексуальных сцен ни к месту и без цензуры, ни непременных положительных афроамериканцев, ни страдающих геев, короче, ничего того, к чему нас в последние десятилетия приучает Голливуд. На всех персонажей - даже нехороших - приятно смотреть: женщины похожи на женщин, мужчины - на мужчин 😁. Все разговаривают вежливо, без непрерывной мазафаки и гопнических интонаций, и вряд ли это заслуга дубляжа.
Конечно, при желании и в "Доме на Кэролл-стрит" можно найти недостатки - например, некоторые "немецкие" реалии слегка отдают клюквой (что за это за непонятная церковь, где проходила свадьба, и почему там появились нацисты, если их ввозили под видом евреев?), но делать это не хочется. Идеальных фильмов не существует, но бывает просто хорошее кино, где все гармонично и каждого ингредиента - триллера, политики, детектива, истории, мелодрамы - ровно столько, сколько нужно. Жаль, что такое кино в наше время снимают все реже.
Еще одна моя рецензия на этот фильм:
https://irecommend.ru/content/dom-na-kerroll-strit-1988-film