Галерея красавиц баварского короля

Dec 04, 2020 20:32

Жил-был король, который очень любил красавиц. Он хотел, чтобы они постоянно были у него перед глазами, дабы он мог любоваться их прекрасными глазами, роскошными кудрями и прочими прелестями. И повелел король привести к нему самого лучшего художника, а когда художник пришел, приказал ему нарисовать 38 портретов, которыми король собирался украсить свой дворец...



Так могло бы звучать начало сказки, но Галерея красавиц - не выдумка, а совершенно реальное собрание портретов прекрасных дам, которые жили в эпоху баварского короля Людвига I. Ими можно полюбоваться в бывшей столовой южного крыла главного дворца дворцово-паркового ансамбля Нимфенбург - бывшей резиденции королей Баварии в стиле барокко, расположенной в пределах современного Мюнхена.




Почти все портреты написаны придворным художником короля Йозефом Штилером в 1827-1850 гг. Среди любителей живописи Штилер известен прежде всего портретом Людвига ван Бетховена, который на сегодняшний день является, судя по всему, самым популярным изображением великого композитора. Но его главного мецената, короля Людвига, композитор не интересовал. Сначала король заказал Штилеру собственный портрет, а потом, оставшись довольным результатом, задействовал его в создании Галереи красавиц.



Анна Хиллмайер (1812-1847)

Первым собирать портреты красивых женщин придумал, конечно, не Людвиг I: в Баварию эта идея пришла из Италии, где подобная коллекция была у Лоренцо Колонны и у одного из маркизов Мантуи. Но у предыдущих коллекционеров между женщинами на портретах не было никакой связи, да и картины писали разные художники в разное время. А баварский король решил увековечить красоту реальных дам, которые жили в его эпоху, с которыми он хотя бы раз лично общался и которые воплощали местные эстетические идеалы. Если Вы посмотрите на портреты, то заметите, что частью этих идеалов были темные, а не светлые волосы, правильные черты лица, большие глаза, матово-белая кожа, и что все красавицы довольно яркие😀. Помимо ублажения взоров короля, галерея должна была стать частью положительного образа Баварского королевства как страны красавиц, земли прекрасных дам.



Нанетт Каулла (1812-1876)

Интересной чертой Галереи красавиц является ее демократизм: король ориентировался на свой идеал красоты, а не на социальный статус портретируемых, и потому немецкие принцессы и простые горожанки, такие, например, как Хелена Зедльмайр, дочь мюнхенского сапожника, равноправно соседствуют друг с другом. Предвосхищая возможные вопросы, скажу, что это не был групповой портрет королевского гарема 😀, хотя среди картин есть и изображение его фаворитки Лолы Монтес.



Лола Монтес (1821-1861)



Хелена Зедльмайр (1813-1898)

Каждый, кто попадает в галерею, невольно становится судьей на конкурсе красоты, выбирая среди множества дам ту, чья внешность производит на него наиболее сильное впечатление. Я могу судить лишь по репродукциям в Сети, но на мой вкус пальма первенства принадлежит Амалии фон Шинтлинг. Её совершенная красота ещё больше трогает сердце, когда узнаешь её биографию.



Амалия фон Шинтлинг (1812-1831)

Амалия фон Шинтлинг была дочерью майора Лоренца фон Шинтлинга, служившего при дворе. Она была помолвлена со своим кузеном Фрицем фон Шинтлингом, и в 1832 г. должна была состояться свадьба. Когда король обратился к отцу Амалии с просьбой разрешить написать портрет его дочери, тот согласился, в то время как жениху Фрицу фон Шинтлингу эта идея не понравилась. Так или иначе, в 1831 году Штилер написал портрет Амалии, ставший подлинной жемчужиной галереи. Буквально после завершения работы Амалия заболела скоротечной чахоткой и умерла, не дожив до свадьбы. Ей было всего 19 лет. Понятно, что эта трагическая история вызвала множество сплетен и пересудов, хотя в ту эпоху, когда туберкулез лечить не умели, подобных историй было множество, просто их герои были куда менее красивы. Но трудно отделаться от мысли, что портрет, который будет жить вечно, словно выпил жизнь из своей модели 😒. Хотя далеко не все героини Галерея красавиц закончили столь печально: например, Фредерика Фрейин фон Гумппенберг, также просватанная и вышедшая замуж за двоюродного брата, ухитрилась дожить до Первой мировой войны, а Карлотта Фрейн фон Брайдбах-Бюрресхайм застала Веймарскую республику 😀.



Фридерика Фрейин фон Гумппенберг (1823-1916)



Карлотта Фрейн фон Брайдбах-Бюрресхайм (1838-1920)

Кроме несчастной Амалии, мне очень нравятся портреты Марии Дитч и Каролины фон Хольнштейн.



Мария Дитч (1835-1869)



Каролина фон Хольнштейн (1815-1859)

Каролина выглядит на портрете томной и меланхоличной, но первое впечатление обманчиво. Будучи женой королевского казначея, графа Карла Теодора Хольнштейна, она познакомилась на одном из дворянских собраний с кирасиром Вильгельмом фон Кюнсбергом и безумно влюбилась в него. Когда в 1836 году умерла жена Кюнсберга, Каролина ушла от мужа и переехала с любовником в свой замок во Фронберге. Из-за своего романа Кюнсберг был вынужден снять кирасирскую форму. Однако ее муж, Карл Теодор, смирился с романом своей жены и отказался от развода. Дело дошло до того, что законные и незаконнорожденные дети его жены воспитывались вместе. Только после смерти графа Хольнштейна путь к алтарю был расчищен, 21 сентября 1857 г. любовники обвенчались. Внебрачные дети Каролин и Вильгельма фон Кюнсбергов были впоследствии узаконены и приняты в класс баварских баронов 7 июля 1859 года под именем Künsberg Freiherr von Fronberg. В том же году Каролина умерла. (Её сын Максимилиан долгие годы был другом короля Людвига II Баварского и рассматривается историками как достаточно противоречивая фигура, но это уже оффтоп 😀).



Амалия фон Крюденер (1808-1888)

Есть среди красавиц и женщина, в которую был влюблён и которой посвящал стихи Фёдор Тютчев. Баронесса Амалия фон Крюденер в 15 лет была выдана замуж за «старого и неприятного» прибалтийского барона Александра Сергеевича Крюднера (1786-1852), или Криденера, как произносили его фамилию в России, и. о. поверенного в делах русского посольства в Мюнхене (1826―1827 и 1834―1835). Ею восхищался Гейне (он назвал её «Божественной Амалией», «сестрой» Венеры Медицейской). Живший по соседству с Крюденерами в Мюнхене Тютчев посвятил ей несколько стихотворений, в том числе «Я помню время золотое» и «Я встретил вас». По свидетельствам отдельных мемуаристов, Амалией увлекались Пушкин, Вяземский, А. И. Тургенев, А. Х. Бенкендорф и сам царь Николай I. Согласны ли вы с восторгами современников? Мне Амалия кажется симпатичной, но не более. Но, знать, было в ней нечто такое, что неудержимо влекло к ней поэтов и королей.

А вообще Галерея красавиц - хороший повод призадуматься, так ли сильно изменились идеалы красоты за прошедшие почти 200 лет. Многие из дам, восхищавшие короля и его придворных, и сегодня привлекали бы на улице восхищенные взгляды прохожих. Особенно если представить их одетыми и накрашенными по современной моде. А вы как думаете?

живопись, история, интересные факты

Previous post Next post
Up