Как известно, есть два основных типа парка: английский и французский. Если первый воплощает стремление к естественности, то второй, наоборот, стремиться упорядочить природу.
(На фото - сад Маркессак).
Французский, он же регулярный парк, имеет геометрически правильную планировку, часто с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Его легко узнать по прямым аллеям, являющимся осями симметрии, цветникам и бассейнами правильной формы, а также по изящно выполненным топиарам - фигурно подстриженным деревьям и кустарникам.
(На фото - сад Маркессак).
Французский регулярный парк имеет уъодит корнями в мир итальянских садов эпохи Ренессанса, принципы устройства которых были привнесены во Францию в начале XVI столетия. Типичными образцами итальянского сада эпохи Ренессанса являются сады Боболи во Флоренции.
В 1528 г. король Франциск I занялся устройством нового сада во дворце Фонтенбло, где были предусмотрены фонтаны, партеры, сосновая роща из привезенных из Прованса деревьев, а также был сооружён первый во Франции искусственный грот. В замке Шенонсо было устроено два сада в новом стиле - один в 1551 г. для Дианы де Пуатье, а второй в 1560 г. для Екатерины Медичи.
В 17 в. регулярные сады получили дальнейшее развитие. Первый значительный садово-парковый комплекс регулярного стиля во Франции связан с именем Николя Фуке. О его замке Шато-Во-Ле-Виконт и парке при нем я не так давно
писала, посему сейчас подробно останавливаться на этой теме не буду. Замечу лишь, что именно этот парк стал прототипом и Версальского, и Петергофского.
Сады Версальского дворца, созданные Андре Ленотром в период между 1662 и 1700 годами, являются наиболее выдающимся образцом французского регулярного сада. Они были самыми крупными садами в Европе, занимая в эпоху Людовика XIV площадь 8300 га.
В 1715 г. Пётр I задумал создать парадную императорскую резиденцию, способную превзойти знаменитый Версаль. Ею стал Петергоф, который как дворцово-парковый ансамбль формировался на протяжении XVIII - начала XX века.
Регулярный парк - не только уникальное эстетическое явление, но и достижение человеческой мысли. Появление и развитие французских регулярных парков в XVII и XVIII веках стало возможным благодаря разработке множества новых технологий. Во-первых, это умение перемещать значительные объемы грунта. Во-вторых, большое значение имели гидрология - технология снабжения садов водой для полива зеленых насаждений и для многочисленных фонтанов, и гидроплазия - технология придания фонтанным струям различных форм. В-третьих, большой шаг вперед сделала наука возделывания растений: садовники научились выращивать в северной Европе растения из более теплых климатических поясов в оранжереях, выставляя затем их на открытую местность в цветочных горшках.
Несмотря на сложное устройство регулярных парков (а может, отчасти и благодаря нему), уже в середине 18 в. века они стали выходить из моды. Вместо них широкое распространение получили новые пейзажные парки, устраиваемые английскими аристократами и крупными земельными собственниками. Свою роль в этом процессе сыграл и рост популярности китайского стиля, отвергающего симметрию в пользу естественности. В настоящее время очень редко появляются новые масштабные реализации «регулярных парков». Примером такого успешного проекта служит регулярный парк, созданный известным французским дизайнером Жаком Гарсиа в своём нормандском имении Шан-де-Батай.
Тем не менее отдельные элементы французских парков, например, топиары, весьма популярны и сегодня.
А какой парковый стиль ближе вам: французский или английский? Порядок или естественность?
(На фото - неопознанные парковые объекты 😀).