В музее «Новый Иерусалим» уже полтора месяца идёт выставка работ Фалька. Она не особо большая, представлено около 60 произведений, живопись и графика, но тем не менее это полноценная ретроспектива, охватывающая все периоды творчества и позволяющая проследить эволюцию стиля художника на протяжении полувека. Самая ранняя работа датирована 1905 годом («Городская площадь зимой» - тут ещё авангардом и не пахнет), самая поздняя - 1957 («Натюрморт с гранатами» - одна из последних работ Фалька).
Тут и яркие «сезаннистские» работы, три из которых он создал осенью - зимой 1910 года в Воскресенске, нынешней Истре, и картины 20-х годов, когда уже наметился переход к более традиционной технике, и полупрозрачные городские виды, написанные в 1928-1937 во Франции, и среднеазиатские пейзажи конца 30-х, и деликатные, сдержанные по колориту портреты зрелого периода, похожие на отражения в слегка подёрнутой рябью воде, и довольно занятная графика.
Большинство вещей на выставке из собственного собрания «Нового Иерусалима», частных коллекций, а также из собрания Пушкинского музея, которое в прошлом году пополнилось 23 работами Фалька благодаря щедрости коллекционеров Д.С. Левенсона и С.А. Вязьменской. По одной картине предоставили Бахрушинский музей и Музей Востока, ещё несколько прислали региональные музеи. Многие работы ранее не выставлялись.
Так в Химкинской картинной галерее экспонировался натюрморт «Овощи и синяя ваза» (1910-е), а в процессе подготовки к выставке на его обороте обнаружили и атрибутировали портрет «Цирковая (артистка)», написанный художником в 1909 году во время учёбы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В дневнике Фалька есть факсимиле наброска и описание будущей картины с пометкой «уничтожено». Но теперь картину, считавшуюся утраченной, можно увидеть.
На выставке есть ещё один перевёртыш: на оборотной стороне «Натюрморта с клевером» (1912-15) красуется фрагмент более раннего женского портрета «Дама в шляпе с зелёным эспри» (1911). Холст был обрезан при написании натюрморта, видимо, как и в случае с «Цирковой».
И это далеко не единственные интересности. Выставка шикарная, сделана со вкусом и с умом. Тем, кто любит Фалька, к посещению обязательна. Остальным для расширения кругозора - самое то :)
Автопортрет в соломенной шляпе. 1955
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
Городская площадь зимой (Вид на цирк из окна Якоби). 1905
Музей «Новый Иерусалим»
На даче (Женщины с зонтиком). 1910-1911
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Перевёртыш номер раз.
Овощи и синяя ваза. 1910-е
Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина
Цирковая (артистка). 1909
Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина
Три работы, написанные в Истре.
Базар в Воскресенске. 1910
Псковский музей-заповедник
Осенний пейзаж. Новый Иерусалим. 1910
Частное собрание
Натюрморт. Новый Иерусалим. 1910
Серпуховский историко-художественный музей
Перевёртыш номер два.
Натюрморт с клевером. 1912-1915
Частное собрание
Дама в шляпе с зелёным эспри (фрагмент). 1911
Частное собрание
Пейзаж с мостиком. Старая Руза. 1913
Собрание Д.В. Сарабьянова и Е.Б. Муриной
Портрет девушки в пейзаже. 1923
Музей «Новый Иерусалим»
Портрет мальчика с книгой (Валерий Фальк). 1925
Собрание Е.Б. Громовой
«Французские» работы (1928-1937).
Облачный день. 1928
Музей «Новый Иерусалим»
Ваза с фруктами. Париж. 1930-е
Частное собрание
Портрет сына (Валерий Фальк). Бретань. 1934-1935
Музей «Новый Иерусалим»
Перцы (Красные перцы и розовая пиала). Париж. 1930-е
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Мулат (Автопортрет). Бретань. 1935
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пейзаж с поездом (Мост у Порт-де-ля-Виллет ). Париж. 1936
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Девушка в платье с кружевным воротником. Париж. 1930-е
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Некоторые исследователи полагают, что на этом портрете изображена Татьяна Яковлева, последняя любовь Маяковского.
Ветреный день. Пейзаж с бурым небом. Париж. 1931-1934
Частное собрание
Портрет сына (Валерий Фальк). Бретань. 1934-1935
Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей» Тульской области
Гора Сент-Виктуар (Экс. Дорога Сезанна). 1932
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Осенние деревья (Пейзаж с осликом). Самарканд. 1938
Государственный музей Востока
Бухара. 1938
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Портрет Люции Семёновны Лившиц-Юмашевой. Харьков. 1944
Собрание Ю.М. Носова
Этот портрет спасла сама его героиня, жена лётчика Андрея Юмашева, друга художника. Она выкупила работу за рубль у дворника, который готовился сжечь её вместе с другими картинами, списанными Худфондом как неликвид.
Интерьер на даче у Сельвинских. Переделкино. 1944
Псковский музей-заповедник
Цветущий сад. Около 1946
Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина
Натюрморт на красной скатерти. 1946
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Портрет Нади Вишневской. 1945-46
Псковский музей-заповедник
Последние цветы. Репихово. 1947
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Портрет садовника на веранде (Садовник Коля). Алупка. 1950
Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей» Тульской области
Петровский бульвар. 1953
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Натюрморт с гранатами. 1957
Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей» Тульской области
Портрет девочки в красном платье. Молдавия. 1952
Музей «Новый Иерусалим»
Заплетает косичку (Портрет А.В. Щёкин-Кротовой). 1950
ГМИИ им. А.С. Пушкина
При свете коптилки (Портрет жены А.В. Щёкин-Кротовой). 1943
ГМИИ им. А.С. Пушкина
В белой шали (А.В. Щёкин-Кротова). Эскиз к одноимённому портрету маслом. 1945.
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Девушка с маской. Портрет дочери художника К.Р. Барановской. 1939
Собрание Е.Б. Громовой
Корсика. 1929
Псковский музей-заповедник
На берегу залива. Бретань. 1934
Частное собрание
Сидящая обнажённая. Париж. 1930-е
Музей «Новый Иерусалим»
Обнажённая. Париж. 1931-1932
Музей «Новый Иерусалим»
Обнажённая. Париж. 1933-1934
Музей «Новый Иерусалим»
Ночь. Крым. 1927
Псковский музей-заповедник
Танцующий индус. Париж. 1931
Музей «Новый Иерусалим»
Узбек с чайником. Средняя Азия. 1938
Музей «Новый Иерусалим»
Сидящий мужчина с трубкой в руке. Портрет художника Мане-Каца. Париж. 1933
Музей «Новый Иерусалим»
Безумная невеста. Париж. 1929
Музей «Новый Иерусалим»
Бретонка в чепце. Эскиз. 1935
Музей «Новый Иерусалим»