Ну, пожалуй, пришло время рассказать о концерте Laibach.
Познакомилась с творчеством словенцев я в начале 90-х, ещё в школе. Отношения складывались по-разному: случались и приступы фанатизма, и периоды, когда я теряла их из поля зрения. Тем не менее, не совру, если скажу, что Laibach - одна из моих любимых групп.
До люблянского я была то ли на четырёх, то ли на пяти их концертах, и все были шикарны. Я вообще люблю концерты (особая атмосфера, общение артиста с публикой, живые эмоции и пр.), хотя надо признать, большинство музыкантов особо и не пытается воздействовать на зрителя иначе как с помощью своей музыки. В случае с Laibach всё по-другому. Тут идеология, концепция, и конечно определённая эстетика, потому визуальная составляющая имеет большое значение. Так что любой их концерт - праздник не только для ушей, но и для глаз. А уж увидеть их в родной Словении, да ещё в сопровождении оркестра и хора - это вообще подарок, и отказаться от такой возможности было бы настоящим преступлением.
Потому, наверное, странно, что не концерт был основной целью моей поездки. Путешествие в Словению в конце августа было запланировано давно, ещё до того, как на официальной страничке группы в ФБ появилось сообщение о предстоящем выступлении. И с датами не всё было ясно, и сама поездка не раз оказывалась под угрозой отмены, но в итоге всё очень удачно сложилось, всего лишь «пришлось» задержаться в Любляне на денёк.
Площадка, где проходил концерт (точнее, тематический вечер, как было указано в афише), примечательна сама по себе. «Крижанке» (Križanke) - летний театр, который располагается во дворе бывшего монастыря крестоносцев, отсюда и название («križ» по-словенски «крест»). Монастырь был основан Тевтонским орденом в 13 веке, в 16 и 18 столетиях достраивался и перестраивался. После Второй мировой войны был упразднён, а комплекс монастырских построек национализирован. В 1952 г. власти города вспомнили о заброшенном монастыре и обратились к главному словенскому архитектору Йоже Плечнику с просьбой реконструировать его, приспособив для ежегодного летнего Люблянского фестиваля, что он с успехом и сделал. Правда, главную концертную сцену - большой амфитеатр в южном дворе, заканчивал уже его ученик Антон Битенц. Кстати, Laibach выступали там как раз в рамках Люблянского фестиваля, 64-ого по счёту.
Мы пришли на полчаса раньше значившегося на билетах времени и зашли практически первыми. Модную складную крышу, повреждённую внезапно случившимся весенним снегопадом, так и не отремонтировали, поэтому мы слегка волновались из-за возможного дождя, но погода была на нашей стороне. Мне показалось, что перед входом и во внутреннем дворике народу было не очень много, но пока мы метались, выбирая лучшие места, люди стали быстро прибывать, и к заявленному времени зал был полон (кстати, он оказался больше, чем я думала). Публика была разношёрстная: от неформалов и хипстеров до солидных пожилых дядек в костюмах и дамочек в коктейльных платьях (две последние категории обитали, конечно, в сидячем партере).
После традиционной получасовой задержки свет погас, и на сцену вышли оркестранты и хор. Началось. Заиграли что-то эпическое-героическое. Чуть позже на сцене появились Laibach в уже привычном составе: Милан Фрас, Мина Шпилер, ударник Янез Габрич, клавишники Лука Ямник и Рок Лопатич. С симфоническим оркестром Словенского радио и телевидения группа уже выступала в Брюсселе в начале этого года, так что я думала, что они просто решили повторить успешное выступление на родине. Но нет, программа действительно оказалась специальной. Начали с 20-минутной интерпретации неоконченной оперы Эдварда Грига «Олаф Трюггвасон», посвящённой королю, сыгравшему решающую роль в христианизации Норвегии. Хороший выбор, потому что Григ, безусловно, прекрасен. Но всё же кавер на оперу - это вам не шутки, не каждый решится. А у Laibach, по-моему, отлично получилось. Первый раз они исполнили её два года назад в Осло и теперь играют довольно часто, но с оркестром, кажется, раньше не играли.
Отдельно надо сказать про видеосопровождение. Кроме экрана, традиционно расположенного на задней стене, за оркестром, был ещё и второй, полупрозрачный, который отделял оркестр от группы и публики. В основном видеоряд проецировался на него, так что казалось, что изображения парят в воздухе. Иногда проекции шли одновременно на оба экрана, иногда они были одинаковыми, иногда разными. Всё это создавало иллюзию параллельных пространств. Временами это был просто вынос мозга. К сожалению, ни фото, ни видео в полно мере этого не передают. Мы стояли достаточно далеко от сцены, и сначала я жалела, что мы не купили билеты на сидячие места, потому что только оттуда имело смысл снимать музыкантов крупным планом, как я люблю. Но потом я поняла, что только издалека можно было оценить красоту и замороченность видеоинсталляций.
Тем временем Григ как-то плавно сменился Бетховеном и его «Одой к радости». А за классикой последовала премьера собственного творения словенцев - 30-минутной композиции Krst pri Savici, основанной на эпической поэме самого прославленного словенского поэта Франце Прешерна «Крещение при Савице», повествующей о борьбе язычников-славян с христианами-немцами, в которой предки словенцев потерпели поражение и были насильственно обращены в христианство. Laibach уже обращались к поэме Прешерна: отсылки к ней есть на альбоме «Krst pod Triglavom - Baptism». Сам же альбом - не что иное как саундтрек к самой масштабной постановке NSK, с 30-летием которой совпал люблянский концерт. Что же до новой композиции, то это было мощно, местами просто «Кармина Бурана».
В общем, первое отделение (ну, а как ещё сказать о театральном действе?), длившееся почти час, было в прямом смысле эпическим. Так что 15-минутный антракт оказался очень кстати, надо было переварить услышанное и увиденное. Вторая часть была вполне традиционной. Конечно, не считая того что в сопровождении оркестра и хора знакомые песни звучали не совсем привычно. Eurovision, Now You Will Pay, Smrt za smrt, We Are Millions And Millions Are One, The Whistleblowers, Resistance Is Futile - стандартный набор хитов. Исключением стала Vor Sonnenaufgang, новая песня (по крайней мере, я её раньше не слышала), исполненная Миной Шпилер. Кстати, интересна её эволюция от клавишницы и бэк-вокалистки, которой доверяли самостоятельно разве что кричать в мегафон на Ti, ki izzivaš, до фактически второй вокалистки. Ну а что, красивая девушка с хорошим голосом, артистичная, вписалась замечательно, я считаю.
Два часа пролетели незаметно. Финальным аккордом стала Life Is Life/Leben heißt Leben, которую исполнили на бис. И как мы ни старалась, ещё раз музыканты не вышли. Оркестранты замерли в нерешительности, но когда поняли, что продолжения не будет, тоже стали потихоньку покидать сцену.
Ну а мы с
iraan и
alexjourba не спеша побрели по всё ещё многолюдным люблянским улочкам к своему отелю, обсуждая концерт, наслаждаясь вечерней прохладой и понимая, что в таком составе путешествие подошло к концу.
Setlist:
I
Olav Trygvason
Ode an die Freude
Krst pri Savici
II
Eurovision
Now You Will Pay
Smrt za smrt
We Are Millions and Millions Are One
Vor Sonnenaufgang
The Whistleblowers
Resistance Is Futile
-------------------------
Life Is Life / Leben heißt Leben
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.