Всегда интересно узнавать что-то новое из уст людей, которые профессионалы своего дело, для которых египтология - это жизнь. И потом сравнивать их рассказы с тем бредом, что порой несут в Египетском музее гиды, которые понятия не имеют про 90 % экспонатов.
Давайте снова посмотрим на этот колосс Эхнатона, и на его лицо. И послушаем Виктора Солкина.
В Египте, как мне кажется, еще не только копать -перекопать, но и исследовать- переисследовать уже найденное.
Недавние исследования шведских египтологов показали, что в начале своего правления Аменхотеп Четвертый берет колоссы своего отца, который к тому времени изображался тучным и монументальным, и перерезает их, создавая свои новые изображения.
Эти изображения показывают его сыном извечного Бога - андрогина. Это не реализм, как часто писали о раннем периоде искусства Амарны, наоборот - это яркое, гневное, волевое божество, несущее титул - Творящий истину. Это Божество, которое будучи в своем земном воплощении в образе царя Аменхотепа Четвертого отказывается от религиозных культов своих предков и провозглашает своим личным, родовым Божеством Атона.
Вообще, Бог Атон почитался задолго до рождения Эхнатона, это зримая форма солнечного диска.
Эхнатон в Карнаке строит два своих новых храма. И дворы этих храмов украшали разные статуи Эхнатона, которые изображали различные формы Бога - андрогина.
Андрогин - это Бог, наделённый внешними признаками обоих полов, объединяющий в себе оба пола, либо лишённый каких бы то ни было половых признаков.
Гемет па Атог - именно из двора этого храма наш колосс Эхнатона. Перед нами совершенно невероятное лицо. Я от него не могла оторваться.
Объем имен на животах и объем браслетов показывает, какой объем камня был сточен, чтобы получилось новое изображение.
В музее Луксора есть еще совершенно потрясающее лицо Эхнатона. Там он тоже бог- андрогин. Но чуть другой, но, не менее прекрасный.
Вообще, после лекций Игоря Солкина, хочется бежать и в новые музеи, где есть египетские экспозиции, потому что ты теперь столько знаешь и столько всего понимаешь, но и хочется бежать в старые музеи, в которых ты бывал ни раз, чтобы на привычные экспонаты посмотреть совсем другими глазами, не слушая совсем не умных египетских гидов…
Известно даже имя мастера, который перерезал эти колоссы. Его звали Бак. Он был любимым учеником скульптора Мена - который вырезал фигуры Аменхотепа Третьего. А потом Бак перерезал творения своего учителя по велению сына Аменхотепа Третьего - фараона Эхнатона.
Бак создал новый, совершенно невероятный образ царя, который, по сути, не имел ничего общего с миром простого египтянина, живущего в долине Нила.