Недавно посмотрела симпатичный сериал Stealer: The Treasure Keeper (оригинальное название: 스틸러: 일곱 개의 조선통보; можно перевести как "Похититель сокровищ: Семь старинных монет"), в котором погоня за историческими артефактами плавно перетекает в поиски вполне себе грааля. Важная роль в вычислении местонахождения "грааля" отводится башне Чхомсондэ, находящейся в городе Кёнджу. Она построена в эпоху государства Силла ближе к середине VII века и сохранилась до наших дней в неизменном виде. Слово "чхомсондэ" изначально не является именем собственным, но за почти 1400 лет так прочно срослось с башней в Кёнджу, что действительно превратилось в ее имя. Буквально же "чхомсондэ" (첨성대/瞻星臺) означает высокую платформу (대/臺), откуда наблюдают (첨/瞻) за звездами (성/星). Казалось бы, чего проще, однако статус древней обсерватории, присвоенный Чхомсондэ, оспаривается много лет. Это довольно известная тема, я столкнулась с ней еще на заре увлечения корейской историей, и моя поездка в Кёнджу в 2015 году отчасти была связана с желанием увидеть башню своими глазами, так что сейчас, посмотрев сериал, решила проверить, не появилось ли чего-нибудь новенького по вопросу. Ничего новенького не появилось, но у меня накопилось много информации, так что решила ее упорядочить и сохранить - может, кому-нибудь будет интересно.
Кадр из сериала
Профессор Ю Хончжун, очень известный и уважаемый автор книг о культурном наследии страны, в разделе, посвященном путешествию в Кёнджу, предупреждает, что неподготовленный визитер может быть сильно разочарован*, и особенно - увидев Чхомсондэ. "Из учебников мы знаем, что Чхомсондэ - это самая старая в Азии обсерватория [и ожидаем чего-то невероятного], но вид небольшого сооружения, в высоту не достигающего даже десяти метров, обескураживает. "И это туда взбирались для наблюдения за звездами? Разве с такой высоты звезды становятся ближе? Надо было строить в горах или хотя бы на холме", - думаем мы и приходим к выводу, что люди, жившие во времена Силла, были глупы и наивны". (*Пользуясь возможностью, сообщаю, что не согласна с профессором Ю - даже абсолютно неподготовленный визитер не будет разочарован в Кёнджу. Это магическое место, ждущее своих Пауэлла и Прессбургера).
Чхомсондэ - 2015
Ю Хончжун точно описал основную причину сомнений в назначении постройки. На обсерваторию Чхомсондэ похожа меньше всего. Башня стоит на равнине, она очень скромных размеров (нижний диаметр - около 5 м, верхний - около 3 м) и невысокая (9,17 м). Квадратное отверстие в центре большинство из нас сочтут окном, однако приверженцы теории башни-обсерватории утверждают, что это вход, через который наблюдатели проникали внутрь. Для этого снаружи приставлялась лестница, о чем свидетельствуют характерные следы, оставшиеся на гранитных глыбах. Внутри, до нижнего уровня "окна", башня засыпана камнями - считается, что так было задумано уже при строительстве (кстати, именно такое укрепление, вкупе с каменной подкладкой под фундаментом, обеспечили башне прочность в веках и уберегли от разрушений во время землетрясений). От этого "пола" вверх поднимались две лестницы, по которым придворные астрономы (?) (числом явно не больше двух) попадали на верхнюю площадку, где и проводились наблюдения.
Использование башни в современном представлении
Такое объяснение вызывает некоторые вопросы. Дело в том, что если снаружи все гранитные блоки обтесаны так, что приобрели приятную полукруглую форму, то внутренняя часть блоков не обработана, камни торчат как попало, и в башне очень тесно, особенно если представить, что там еще размещаются лестницы (которые ведь тоже надо было как-то пронести внутрь?). Не знаю, могли ли силласцы сооружать ступени, ведущие вверх на десять метров, но было бы куда удобнее подниматься на башню снаружи. Затем, "вход". Не укладывается в голове, что придворным астрономам приходилось нестатусно вползать в эту дыру. Ну и само "место наблюдений" выглядит крайне неудобно. Наверху мало свободного пространства и всегда существует риск свалиться вниз (кстати, более свежие реконструкции изображают человека, который наблюдает за звездами не сидя, а стоя).
После преодоления лестниц
Первое письменное упоминание о Чхомсондэ содержится в летописи "Самгук Юса" ("Оставшиеся сведения о трех государствах"), составленной в XIII веке. Сказано там следующее: "…во времена этой государыни [то есть государыни Сондок, правила в 632-647 гг. - ЛМ] обтесали камни и построили Чхомсон-тэ 瞻星臺 - «Террасу наблюдения за звездами»". (Раздел II, §33, пер. Ю.В.Болтач). (Написание "Чхомсон-тэ" - это вопрос транскрипции, "Чхомсондэ" используется в корееведческой литературе гораздо чаще; если же произносить слоги отдельно, 대/臺 - это именно [тэ]). Вероятно, все уже заметили, что, согласно определению, "башня" Чхомсондэ башней вовсе не является. Это действительно так: обозначение "башня" условно, и будь Чхомсондэ башней, она звалась бы, как говорит Ю Хончжун, Чхомсонтхап (탑/塔 - башня) или Чхомсонок (옥/屋 - дом). Тот факт, что в названии использовано 대/臺 Ю Хончжун связывает с тем (и это, насколько могу судить, весьма распространенная точка зрения), что форма Чхомсондэ имитирует форму кидэ (기대/器臺) - подставки, на которую ставятся округлые ритуальные чаши чеги. Второй слог в "кидэ" - это то самое [тэ]/대/臺. Подставкой для чего является Чхомсондэ? Ю Хончжун считает, что для неба (круглого в представлении древних азиатов).
Кидэ
В текстах, отстаивающих научное предназначение Чхомсондэ, приведенная в предыдущем абзаце цитата встречается часто, а вот другой отрывок из той же летописи обычно замалчивается. В первом разделе "Самгук Юса", содержащем хронологические таблицы правления государей, сказано, что посмертный курган одного из правителей государства Силла IV века "находится к юго-западу от Чомсон-тэ 占星臺 - «Террасы гадания по звездам»" (Табл. 12, пер. Ю.В.Болтач, жирный шрифт мой). Указание на местоположение кургана достаточно точное, чтобы идентифицировать Чхомсондэ (поскольку других упоминаний в летописи нет, переводчица не стала унифицировать название), и эта идентификация не оспаривается. "Чхомсондэ" и "Чомсондэ" звучат очень похоже - в корейском разница в звучании начальных согласных не такая явная, как разница между русскими "чх" и "ч". Но иероглиф, который транскрибируется первым корейским слогом, другой. В "Чомсондэ" это не 瞻, а 占, имеющий совершенно конкретное значение: "гадать, предсказывать судьбу".
"Вход" и "пол" башни
Что касается точной даты постройки, то существуют две основных версии: 633 и 647 год. Первая обоснована отрывком из "Истинных записей царствования" (силлок) чосонского вана Седжона Великого (середина XV века) с указанием даты возведения Чхомсондэ. Вторая вычислена современным исследователем: в 2011 году профессор Корейского НИИ астрономии Ким Понгю изучил развитие астрономической науки в государстве Силла, выяснив, что со смертью государыни Сондок в 647 году записей о наблюдениях за небесными телами стало в разы больше, и сделал вывод, что башня была введена в эксплуатацию как раз в то время, т.е. строительство завершилось в том же 647-м.
При Седжоне Великом был не только создан корейский алфавит, но и вовсю прогрессировало научное знание. Судя по всему, тогда проводились некоторые изыскания о Чхомсондэ (башне было уже за 800 лет), т.к. в книгах, работа над которыми началась при жизни вана, содержатся упоминания (думаю, копирующие друг друга, но не уверена) о том, как, собственно, использовали башню. Так, в комментированном картографическом сборнике 신증동국여지승람 (1530) сказано, что для наблюдения за звездами люди поднимались и спускались внутри Чхомсондэ. На основе чего были сделаны такие утверждения, теперь уже не узнать, но именно они стали причиной поиска следов лестниц на гранитных блоках.
Интересно, что ко времени правления Седжона Великого были построены и другие чхомсондэ: в эпоху Корё (X-XIV вв) и позже в самом Чосоне. (КНДР, на территории которой сейчас находится корёская чхомсондэ, вернее, остов наблюдательного сооружения, в октябре 2011 года объявляла о том, что в Пхеньяне найдена чхомсондэ эпохи Когурё, древностью превосходящая силласкую, но в этой стране чудес обнаружили также и могильник Тангуна, so). Ни корёская, ни чосонская наблюдательные вышки внешне не похожи на Чхомсондэ в Кёнджу и значительно уступают ей в высоте (вокруг них свои споры, не буду углубляться).
Модель корёской чхомсондэ
Похоже, после Седжона Великого о башне опять забыли, так как в 1910 году ее предназначение заново открывал японский метеоролог Вада Юдзи, создававший станции погодных наблюдений в ширившейся Японской империи (в том числе и в Корее). В опубликованной им статье башня признавалась древней обсерваторией; он также полагал, что на вершине Чхомсондэ могла быть установлена армиллярная сфера.
Школьная экскурсия - 1937
Первым корейским ученым, изучившим постройку, как утверждают, с применением научных методов, был Хон Исоп, автор книги "История науки Чосона" (1944), позже - профессор университета Ёнсе. Он назвал Чхомсондэ древнейшей обсерваторией на Востоке и предположил, что наблюдения велись не наверху, а внутри башни, из положения лежа.
Сомнения в назначении башни появились в 1960-х годах. Наиболее авторитетными стали теория о Чхомсондэ как модели горы Сумеру (кор. Сумисан), священного центра мира в индо-буддийской космологии, а также теория о башне-алтаре в честь бога земледелия.
Строить захватывающие предположения не в последнюю очередь помог символизм конструкции, вскрывшийся при более пристальном изучении башни. Так, например, выяснилось, что башня состоит из 365 гранитных блоков, что, конечно, не могли счесть случайностью (на самом деле количество варьируется в зависимости от того, считать или не считать верхние блоки). В башне 27 каменных слоев, которые, опять же, очень символично делятся на 12 ниже входа и 12 - выше (три занимает сам вход). Что это, если не 12 месяцев, да и числу 27 легко найти применение: государыня Сондок была аккурат 27-м монархом. А если к количеству слоев прибавить фундамент, то получится 28 китайских созвездий, традиционно известных в Восточной Азии. А ориентированность по сторонам света? А разночтения в "Самгук Юса"? Словом, красота, достойная внимания "Мануция".
Вид башни сверху
Я не изучала пристально "буддийскую" и "аграрную" теории, но уверена, что в них немало удивительного. Так, буддийская не только основывается на том, что в правление государыни Сондок были построены храмы и пагоды, в которых усмотрена определенная схожесть технологий с Чхомсондэ, но и задействует представление о государыне Сондок как о Будде в женском обличье (о, доказательства нашлись), и указывает на схожесть верхних каменных балок башни с иероглифом 井, "колодец" (см. фото чуть выше; колодец является символическим каналом между мирами, сквозь который появляешься на свет), и т.п.
Высеченная в скале статуя Будды, моделью для которой, по невсеобщему мнению, была государыня Сондок
Буйный рост подобных теорий привел к тому, что отстаивать башню взялись ученые-астрономы. Понятно, что у них тоже предвзятое мнение, но выводы хотя бы базируются на фактах, которые можно проверить. Аргументы Ким Понгю, о котором я уже упоминала, сводятся к следующему. 1) После строительства Чхомсондэ увеличилось количество силласких записей об упавших метеоритах, и места их падений зарегистрированы в пределах области, обозримой с башни. 2) После 647 года значительно увеличилось количество силласких записей и о других небесных явлениях, тогда как в поздних Когурё и Пэкче (государства, некоторое время существовавшие одновременно с Силла) такие записи остались на прежнем количественном уровне. 3) Изменился сам характер силласких записей: они стали более конкретными и детальными. Эти аргументы позволили ученому сделать однозначный вывод о предназначении башни.
Чхомсондэ с ночной подсветкой - 2015
Вопрос о странном расположении башни снимается астрономами следующим образом. Для той эпохи вполне оправдано было построить башню на равнине: современные обсерватории строят в горах не для того, чтобы они были ближе к небу (разница по отношению к небу, как понимаем, несущественная), а для того, чтобы наблюдениям не мешали огни и смог больших городов. В Силла VII века эта проблема отсутствовала. С другими странностями примеряют историки. Уже известный нам Ю Хончжун, объяснивший форму башни, напоминает, что сама наука была феноменом довольно специфическим, и гадание по звездам было для науки того времени так же естественно, как сейчас - расчет траектории движения кометы or smth (этим и объясняются разночтения в "Самгук Юса"). Отсюда и возможный символизм, и ориентированность по сторонам света - тогда эти знания были важны и достойны запечатления в камне (а может, необходимы для каких-то вычислений). То есть, да, наблюдать - наблюдали (кстати, еще интересный факт: в местном диалекте Чхомсондэ еще недавно была известна как пидуголь 비두(比斗)골 или пидукори 비두(比斗)거리, что жители Кёнджу расшифровывают, как "место сравнения [звезд] с Большой Медведицей [для определения благополучия государства]"), но целью наблюдений было не знание как таковое, а надежда прозреть будущее, и другие полезные в хозяйстве расчеты. Государственное значение таких наблюдений (и манипуляций с ними) подтверждается вхождением башни в "комплекс правительственных зданий" Силла. Это мнение на сегодняшний день кажется наиболее убедительным, и приходится с ним согласиться, хотя лично мне чего-то не хватает 🙂