Я знала, что "Месье Хаварден" Гарри Кюмеля посвящен Джозефу фон Штернбергу, одному из любимых режиссеров Кюмеля, и ожидала, что его черно-белая лента визуально будет родственна фильмам фон Штернберга. Отнюдь нет; зрительный ряд - строгий, холодный, пронзительный - напоминал скорее картины Ингмара Бергмана и через него - немые скандинавские ленты (особенно ярко вспоминался
Ansiktet с его близкими темами двойственности и ошеломляющей белизной героини). Мне кажется, черно-белый у фон Штернберга намного интенсивнее и насыщенней, и его фильмы выглядят фееричными и колоритными, не являясь цветными. Я бы даже сказала, так, как с черно-белой пленкой работал фон Штернберг, Кюмель работает только с цветной (я не забываю об увлечении Кюмеля живописью), и как это ни удивительно, наибольшее сходство заметно между черно-белыми фильмами одного и колоризованными - другого.
После "Хавардена" захотелось проверить свои впечатления, и я выбрала невиденную ранее картину фон Штернберга "Обесчещенная", снятую вскоре после "Марокко" (впечатления подтвердились). Кейл разносит этот фильм в пух и прах, и как никогда справедлива. Сценарий "Обесчещенной" и вправду абсурден, Виктор МакЛаглен - в самом деле hopeless mistake (Купер отказался второй раз работать с фон Штернбергом), а игру Дитрих легко перепутать с гимнастикой для глаз. Но вместе с тем, мне кажется, рецензия потеряла свою остроту - ну да, это шпионская клюква, но какая разница, если клюква снята именно так (на всякий случай напомню, что мне очень нравится "Кровавая императрица"). Главная героиня картины - практически Мата Хари: Дитрих не уставала соревноваться с Гарбо; и что приятно, фильм сюжетно перекликается с "Нашим морем" Рекса Ингрэма (правда, где у Ингрэма возвышенная трагедия, у Штернберга - цирк; сравнить, например, сцены расстрела - Дитрих умудряется перед последней отмашкой подтянуть чулки и накрасить губы). Не удержалась и сделала несколько скриншотов. Также возникла идея внимательнее изучить фильмы фон Штернберга на предмет пересечений с Кюмелем - сейчас наиболее явственна завороженность Кюмеля Марлен Дитрих. Есть предположение, что можно найти общее в ритмике фильмов двух режиссеров.
Первый кадр
I'm not afraid of life. Although I am not afraid of death, either.
Тени
Шикарный кабинет главного шпиона
Маскарадный костюм
То, о чем я говорила - чем не блестящее платье графини Батори
Марлен и сигарета
Задание выполнено
Дитрих, к счастью, не поет в этом фильме, но очень эмоционально сидит за piano
Что любопытно, и этот фильм отчасти о перевоплощениях. Тоже Дитрих.
Картинка и ракурс, которые Штернберг повторит в "Кровавой императрице"
Прощание: темные силуэты на фоне окна с морозными узорами, за которым мигают огни
Приговор
Перед расстрелом