"Женщины Лазаря" Марины Степновой

Feb 02, 2013 11:14

Заглянула недавно в шорт-лист "Русского Букера": современную русскую литературу знаю очень плохо, а тут вдруг стало любопытно. Натолкнулась на название "Женщины Лазаря", скачала, прочитала. Конечно, я не знала, что все давно в курсе и все уже прочитали. Я ж в Америке в танке.

Это книга о любви, счастье, семье.

В одном из интервью Степнова говорит о том, что ей было интересно исследовать природу гениальности. К сожалению, я этого не увидела. Да, гениальный ученый Лазарь Иосифович Линдт есть (представляю его похожим на нашего соседа по даче Наума Зиновьевича), но для меня он не центральный персонаж, а связующее звено для его "женщин" - Маруси, Галины Степановны, Лидочки.

По-моему, книга не о гениальности, а о даре - и даре в широком смысле: дар не только научный, но и бытовой, житейский, женский, если хотите. Даром любви наделены все женщины, но полному их счастью что-то мешает: у Маруси нет и не может быть детей, у Галочки отнята ее жизнь и навязана другая, в которой она надменная и глубоко несчастная с вызывающим отвращение мужем Галина Сергеевна, а Лидочка, будучи талантливой балериной, по-настоящему любит кулинарию и дом, которого у нее пока нет, но обязательно будет. Собственно, Лазарь Иосифович нужен для того, чтобы в итоге Лидочка пришла в тот дом, где когда-то жила Маруся и где окончательно определилась судьба Галины Петровны.

Конечно, все это происходит на фоне исторических событий, но они удивительным образом обходят героев стороной. Главнее история семейная.

Все хорошо, но есть два "но".

Во-первых, язык. Очень цветисный, и поначалу это даже нравится. Каждая деталь получает столько эпитетов, что не представить себе ее просто сложно. Но дальше Степнова увлекается и, вместо того, чтобы двигаться дальше, продолжает   выдавать больше и больше, что совершенно не нужно.

Во-вторых, образ автора. Сначала складывается впечатление, что автор отстранен, просто рассказывает историю, но потом вдруг после упоминания какого-то имени или события, причем давнего, в скобках автор предлагает нам обратиться к Яндексу. Или, например, опять-таки в скобках сообщает о том, что мальчик и девочка, о которых идет речь, станут ее дедушкой и бабушкой. Органичная среда романа нарушается, в нее врывается что-то чужеродное, лишнее, что могло бы иметь право на существование при другой композиции. Правда, к концу таких моментов становится все меньше и меньше, как будто роман сам вывел автора туда, куда нужно.

Интересно почитать другие произведения Степновой, чтобы полностью понять ее стиль. Еще у нее есть рассказы и роман "Хирург".

books

Previous post Next post
Up