Платон "Апология Сократа"

Dec 16, 2009 01:14

Библиографическая справка: "Мысль", Мск, 1990 (http://psylib.org.ua/books/plato01/01apols.htm)
Перевод: М. С. Соловьева

Версия речи Сократа, произнесенной на суде.

Вопросы

Цитаты

Долг судьи, долг оратора

«я прошу у вас не более, чем справедливости, как мне кажется, -
позволить мне говорить по моему обычаю, хорош он или нехорош - все равно, и
смотреть только на то, буду ли я говорить правду или нет; в этом ведь и
заключается долг судьи, долг же оратора - говорить правду».
Два рода обвинителей

«Так
уж и вы тоже согласитесь, что у меня, как я сказал, два рода обвинителей: одни -
обвинившие меня теперь, а другие - давнишние, о которых я сейчас говорил, и
признайте, что сначала я должен защищаться против давнишних, потому что и они
обвиняли меня перед вами раньше и гораздо больше, чем теперешние».
Обвинения

«Следует привести их показание, как
показание настоящих обвинителей: Сократ преступает закон, тщетно испытуя то, что
под землею, и то, что в небесах, с выдавая ложь за правду и других научая тому
же».
«Сократ, говорят они, преступает закон тем, что развращает молодых людей и богов, которых
признает город, не при- с знает, а признает другие, новые божественные знамения».
«Мелет говорит, что я преступаю закон, развращая молодых людей».
«Не ясно ли, по обвинению, которое ты против меня подал, что я порчу их тем, что учу не почитать богов, которых почитает город, а
почитать другие, новые божественные знамения? Не это ли ты разумеешь, говоря,
что своим учением я врежу?»
Чем известен Сократ?

«Эту известность, о мужи афиняне, получил я не иным путем,
как благодаря некоторой мудрости. Какая же это такая мудрость? Да уж, должно
быть, человеческая мудрость. Этой мудростью я, пожалуй, в самом деле мудр; а те,
о которых я сейчас говорил, мудры или сверхчеловеческой мудростью, или уж не
знаю, как и сказать; что же меня касается, то я, конечно, этой мудрости не
понимаю, а кто утверждает обратное, тот лжет и говорит это для того, чтобы
оклеветать меня».
О мудрости

«...что этого-то человека
я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но
он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что
знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная
чего-то, и не воображаю, что знаю эту вещь».
О творчестве

«...не мудростью могут они творить то, что они творят, а какою-то прирожденною
способностью и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже
говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят».
Проиворечие Мелета

«Сократ нарушает закон тем, что не

признает богов, а признает богов».
Аргументы против обвинения

«Как это хорошо, что они тебя заставили ответить! Итак, ты

утверждаешь, что божественные знамения я признаю и научаю других признавать -
новые или старые все равно, только уж самые-то божественные знамения признаю,
как ты говоришь, и ты подтвердил это клятвою; а если я признаю божественные
знамения, то мне уже никак невозможно не признавать гениев. Разве не так?
Конечно, так. Принимаю, что ты согласен, если не отвечаешь. А не считаем ли мы
гениев или богами, или детьми богов? Да или нет?
- Конечно, считаем.
- Итак, если гениев я признаю, как ты утверждаешь, а гении суть своего рода
боги, то оно и выходит так, как я сказал, что ты шутишь и предлагаешь загадку,
утверждая, что я не признаю богов и в то же время что я признаю богов, потому
что гениев-то я по крайней мере признаю. А с другой стороны, если гении вроде
как побочные дети богов, от нимф или каких-то еще существ, как это и принято
думать, то какой же человек, признавая божьих детей, не будет признавать богов?
Это было бы так же нелепо, как если бы кто-нибудь признавал, что существуют мулы
- лошадиные и ослиные дети, а что существуют лошади и ослы, не признавал бы».
«В самом деле, если одних юношей я
развращаю, а других уже развратил, то ведь те из них, которые уже состарились и
узнали, что когда-то, во время их молодости, я советовал им что-то дурное,
должны были бы теперь прийти мстить мне и обвинять меня. А если сами они не
захотели, то кто-нибудь из их домашних, отцы, братья, другие родственники, если
бы только их близкие потерпели от меня что-нибудь дурное, вспомнили бы теперь об
этом».
О смерти и невежестве

«Ведь никто же не знает ни того, что такое

смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся
ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол. Но не самое ли это
позорное невежество - думать, что знаешь то, чего не знаешь?»
Ученики Сократа

«Ведь я только и делаю, что хожу и

убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о
телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря
вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все
прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной».
Сократ о себе

«...да они и не могут мне повредить, потому что я не думаю,

чтобы худшему было позволено вредить лучшему».

О государстве

«...нет такого человека, который мог бы уцелеть,

если бы стал откровенно противиться вам или какому-нибудь другому большинству и
хотел бы предотвратить все то множество несправедливостей и беззаконий, которые
совершаются в государстве».
О принципах

«Только и на этот раз опять я доказал не словами, а делом, что

для меня смерть, если не грубо так выразиться, - самое пустое дело, а вот
воздерживаться от всего беззаконного и безбожного - это для меня самое важное».
О назначении судей

«Ведь судья посажен не для того, чтобы миловать по произволу, но для
того, чтобы творить суд; и присягал он не в том, что будет миловать кого
захочет, но в том, что будет судить по законам».
О нравственной порче

«От смерти уйти

нетрудно, о мужи, а вот что гораздо труднее - уйти от нравственной порчи, потому
что она идет скорее, чем смерть».
О смерти

«...чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что

смерть есть зло. Этому с у меня теперь есть великое доказательство, потому что
быть этого не может, чтобы не остановило меня обычное знамение, если бы то, что
я намерен был сделать, не было благом».

По-моему, лучшее, что есть у Платона. Логично, интересно, красиво. Всем читать!
Previous post
Up