Тамга оказывается- большущая тема!
Тамга распространена по всей Евразии!
Алтай
Сибирь
Чувашия
Сарматы
Карачаево Черкесия
Крымчаки и караимы
Болгары
Польша и Литва(с Белоруссией)
Сирия
Уйгуры
А еще это , похоже, синоним слова РУНЫ!
Слово «тамга», тюркско по происхождению, в языках этой группы имело несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать».
Данный термин получил распространение в странах Средней Азии, Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Кавказа и Закавказья, где, помимо прежних, приобрел новые значения - «документ с ханской печатью», «(денежный) налог».
Очевидная популярность данного термина в тюркской среде, откуда он и был заимствование в другие языки (в том числе и в русский), все же не может считаться доказательством именно тюркского происхождения тамг как принципиально новой знаковой системы, отличной, например, от письменности. Между тем тамги вследствие специфики своего основного использования (как знаки родовой или племенной принадлежности), несомненно, относятся к разряду важнейших исторических источников.
Научное изучение тамг и тамгообразных знаков ведется уже более двух веков,
и хотя достигнутые успехи несомненны, данная тема и многие связанные с ней проблемы все еще далеки от разрешения.
Из ряда аспектов темы - генетического, хронологического, формально-типологического, функционального и др. - ниже рассматривается только один - функциональный.
Изучение опубликованных по данной теме работ выявило как отсутствие корректной и общеупотребительной методики исследуемых знаковых систем (при наличии вполне приемлемых локальных разработок), так и значительный разброс мнений относительно роли и функциях знаков, в числу которых относятся и тамги. Причина этого очевидна: отсутствие (в большинстве случаев) нарративных описаний «функционирования» конкретной знаковой системы, вследствие чего (а также из-за естественной утраты части знакового «фонда» системы) выводы исследователей apriori выглядят как более или менее обоснованная гипотеза.
Очевидно необходимо отметить, что используемый в данной работе термин «тамга» в значительной степени условен, то есть не несет «этнокультурной нагрузки»; вследствие этого тамгами могут именоваться знаки, принадлежащие нетюркским по языку народам.
В подобном же значении употребляются термины «тамгообразные знаки», «геральдические знаки» и т.д.
Вкратце и ретроспективно охарактеризуем
основные знаковые системы, использовавшиеся оседлым и кочевым населением степной и лесостепной Евразии в последние 2,5 тыс. лет.
К достаточно хорошо изученным и документированным относятся тамги казахских родов Старшего, Среднего и Младшего жузов (Кудайберды-улы Ш., 1990; Востров В.В., Муканов М.С., 1968).
Формирование казахской тамговой системы относится к эпохе средневековья, существует она и поныне. Казахские тамги геометричны, структурно просты; их число сравнительно невелико, примерно соответствуя количеству родов (племен).
Они являются коллективными знаками: все члены одного рода имеют одну тамгу. Близкие к тамгам знаки, разнообразные по форме и, очевидно, гетерогенные по природе, были известны на территории Казахстана и в I тыс. до н.э.; их наносили, в частности, на керамические сосуды разного назначения до или после обжига (Байпаков К.М, Подушкин А.Н., 1989, с. 142-151); известны они и позже (Смагулов Е.А., 1979).
Ногайцы, каракалпаки, киргизы, алтайцы использовали тамги в качестве родоплеменных маркеров (Познанский B.C., 1991).
Монгольские тамги, вероятно, хронологически предшествуют казахским, доживая до наших дней. Среди них, помимо простых по форме и аналогичных встречаемым в других регионах Средней Азии, Казахстана и Причерноморья, имеются и более «декоративные» экземпляры; они определенно использовались как родовые, возможно, и как семейные знаки (Вайнберг Б.И., Новгородова Э.А., 1976; Баски И., 1997, с. 151, 152).
Прочная традиция использования тамг в качестве семейно-родовых знаков фиксируется у чувашей и башкир,
причем значительная часть их имеет типологическое сходство с тамгами тюркских народов (Кузеев Р.Г., 1974; Ахмеров Р.Б, 1994).
Тамги широко применялись татарами, особенно в местах их компактного проживания - в Крыму (с XIII в.), в Добрудже и др.; при этом семейно-родовые тамги нередко наносились на вертикально установленные надгробные камни (Акчокраклы О., 1927; Баски И., 1997), а тамги ханов - на монеты (Лебедев В.П., 1990).
Тамги были известны и ранним тюркам (в том числе огузам), обитавшим у границ Китая, не позднее VII в.н.э.;
они в качестве родовых знаков-меток широко применялись для таврения лошадей (Зуев Ю.А., 1960).
При этом раннетюркскне тамги в массе своей отличаются от «букв»-рун синхронных им рунических алфавитов (Кызласов И.Л., 1994),
хотя среди них и встречаются тамги, идентичные рунам (рис.1).
Развитую систему тамг семейно-родовых (возможно, и личных) тамг имели венгры (рис.2)
и болгары в период их миграции на запад и в более позднее время (Баски И., 1997, с.153).
Тамги Рюриковичей
Польские тамги 11- 13 века
http://admw.ru/books/Tadeush-Sulimirskiy_Sarmaty--Drevniy-narod-yuga-Rossii/41тамги народов Сибиримамлюкские тамги из Прикубаньятамга- знаменья