Конкордат 1847г. Тихо, секретно, тайно, без шума и пыли.

Sep 01, 2023 15:23


Вот полный источник.

Я не буду перепечатывать его весь здесь - кто захочет,тот прочтет.
Я буду комментировать только те части текста, о которых вам в школе ничего не рассказывали, или рассказывали ложь.
На некоторые слова и словосочетания в тексте будут ссылки объяснений, написанные ранее.

* Не знаю, почему везде в тексте УНИТЫ вместо УНИАТОВ.

**Въ Полоцкѣ - глухомъ жидовскомъ городкѣ.
Настолько "глухом жидовском", что Симеон Полоцкий обучал московских царей( очевидно, жидовству обучал).
А Крест Евфросинии Полоцкой уперло КГБСССР во время войны.
Архитектура Полоцкого княжества

***
Въ 1839 году совершилось, какъ извѣстно, присоединеніе къ православной церкви унитовъ* сѣверо-западнаго края.
Это важное событіе завершило дѣло религіознаго возсоединенія Русскаго народа, начавшееся вскорѣ послѣ втораго раздѣла Польши; униты оставались, въ числѣ около 250 тысячъ душъ, только въ предѣлахъ Царства Польскаго.

Важное это дѣло совершилось тихо.
Его, безъ шума въ продолженіи нѣсколькихъ лѣтъ, подготовлялъ преосвященный Іосифъ Сѣмашко и, наконецъ, получивъ заявленіе отъ 1365 унитскихъ священниковъ о желаніи ихъ принять православіе, онъ испросилъ разрѣшеніе совершить о томъ соборное постановленіе.
Въ Полоцкѣ - глухомъ жидовскомъ городкѣ** состоялось это постановленіе (12го февраія 1839);

синодъ ходатайствовалъ предъ государемъ о необходимости принять желающихъ присоединенія;
Государь помѣтилъ на докладѣ синода: «благодарю Бога и принимаю», - и полтора милліона унитовъ стали православными….
Никакого шума не было о томъ въ газетахъ, не только прежде, но даже и послѣ событія; не послѣдовало о немъ никакого громкаго правительственнаго заявленія, выходившаго изъ ряда; оно какъ бы тайкомъ проникло въ нашу историческую жизнь, и вѣроятно огромное большинство людей, даже изъ числа принадлежащихъ къ образованнымъ классамъ, не отдавали себѣ яснаго отчета объ этомъ дѣлѣ столь высокой важности, а кто и зналъ, тотъ помалчивалъ, не вѣдая удобно или неудобно о немъ говорить.

Но если возсоединеніе унитовъ ни на волосъ не нарушило лѣниваго покои и мертваго безмолвія Россіи, то оно произвело потрясающее впечатлѣніе въ католическомъ мірѣ и, разумѣется, болѣе всего въ Римѣ.

***
На территории современной Беларуси  униатами были 75 % (в сельской местности - более 80 %)
Большинство последователей униатской церкви составляли крестьяне.
Кроме того, униатами являлись часть горожан и мелкой шляхты.

При Екатерине преследование униатов( греко-католиков) было ужасающим. Она запретила печатать книги,  на площадях провозглашались "обращения" с призывом к грекокатоликам переходить «в правую веру», которые зачитывались в городах и сёлах как государственные акты.
Если появлялись желающие перейти в православие, то власти записывали их в книги, выплачивали им денежное пособие и присылали священника с отрядом солдат, которые изымали церковь у грекокатоликов и передавали православным, а грекокатолических священников высылали вместе с семьями. Предписывалось упразднять грекокатолические приходы, если к ним приписаны менее 100 дворов, но в случае, если они хотели перейти в православие, им разрешалось существовать. Грекокатолические епархии за исключением Полоцкой были упразднены, а епископы отправлены в Сибирь,  или были вынуждены бежать за границу.

Павел I запретил насильственные методы обращения в православие. В 1800 году он вернул большинство сосланных грекокатолических священников из Сибири, вернул грекокатоликам часть храмов и василианских монастырей. Было разрешено существовать 3 грекокатолическим епархиям: Полоцкой, Луцкой и Брестской.

В ходе Польского восстания 1830 года значительная часть униатского духовенства примкнула к нему:
по данным исследователя О. В. Карпович среди повстанцев Белоруссии (Могилевская, Минская, Гродненская, Витебская, два белорусских уезда Виленской губерний) было 25 церковников-грекокатоликов.
Большинство повстанцев из числа униатского духовенства (22 человека) было из Минской и Гродненской губерний.
После подавления восстания российские власти начали проводить политику обращения грекокатоликов в православие.

7 февраля 1834 года Грекоуниатская коллегия постановила обновить храмы в восточном духе, приобрести книги православной печати, устранить заимствования из латинского обряда.
Было предписано называть младенцев только по православным святцам.
Полиции вменялось в обязанность проверять, чтобы в униатских храмах священник отправлял богослужения только по православному служебнику.
В церквях стали сооружать иконостасы.
После этого многие грекокатолики переставали ходить в свои церкви и уходили в костёлы.

В начале 1833 года полоцкий православный епископ Смарагд (Крыжановский) начал проводить политику присоединения грекокатоликов к православию с помощью властей.
В 1835 году был создан комитет по очистке униатского обряда, который потребовал продать все органы, либо разобрать их на запчасти. Прихожане оказывали сопротивление этой политике.
Так, в Речицкой церкви Пинского уезда Минской губернии крестьяне разобрали не орган, а создаваемый иконостас.
В январе 1837 года униатская церковь была подчинена ведению обер-прокурора Святейшего Синода.
12 февраля 1839 года в Полоцке собрался собор во главе с грекокатолическими епископами Иосифом Семашко, Антонием Зубко и Василием Лужинским.
Собор постановил признать присоединение белорусских епархий к православной церкви.
К обращению к императору об этом были приложены подписи 1305 человек белого духовенства и монашествующих.
По этому случаю была выбита медаль, на которой было написано, что отторгнутые силой были присоединены любовью.

Тем не менее, в историю уничтожения грекокатолической церкви в Белоруссии вошел Церковлянский протест 111 униатских священников Белорусской епархии, которые на своем несанкционированном съезде 16 сентября 1838 года в местечке Церковляны Дисенского уезда подписали петицию и направили к царю своих представителей с просьбой освободить их от власти церковного начальства и оставить в унии.
Но их запретили в священнослужении и перевели на должности пономарей, а наиболее упорствующих выслали в Сибирь административным порядком.
Иосиф Семашко в 1852 году лично наблюдал за сожжением 1295 книг, найденных в бывших униатских храмах.
В своих «Записках» он сообщал, что за следующие три года по его приказу сожгли ещё две тысячи томов.

В 1858 года Александр Герцен опубликовал в своем лондонском «Колоколе» статью «Секущее православие»,
где Иосифа Семашко он называл «во Иуде предатель, палач, заслуживший европейскую известность».
В статье, в частности писалось следующее о событиях в Волковысском уезде Гродненской губернии, где крестьяне, ранее принудительно обращенные в православие, вернулись в грекокатолицизм:

Со стороны гражданского начальства истязанием заведовал окружной Новицкий. Этот полицейский апостол сек людей до тех пор, пока человек не соглашался принять причастие от православного попа. Один четырнадцатилетний мальчик после двухсот розг отказался от такого общения с Христом. Его снова начали сечь, и только тогда, уступая страшной боли, он согласился. Православная церковь восторжествовала!

На территории современной Белоруссии - недалеко от Гродно, в Сопоцкинском крае, который до 1915 года находился в Царстве Польском, униатство просуществовало до 1875 года, когда была ликвидирована уния в Холмской епархии. Современные источники, близкие Белорусской грекокатолической церкви, указывают на насильственных характер обращения в православие не менее 7,5 тыс. белорусских униатов из 7 приходов Сопоцкинского края.
В 1905 году после указа императора Николая II «об утверждении начал веротерпимости», часть белорусов перешла в католицизм; однако из-за препятствий для грекокатоликов, чинимых правительством, большая их часть приняла латинский обряд.
В Сопоцкинском крае практически 100 % переведённых в православие бывших униатов стали римо-католиками.

#КОНКОРДАТ

#КОНКОРДАТ1847
#УНИАТЫ
#ГРЕКО_КАТОЛИКИ

#КОНКОРДАТ, Российская Империя, папа римский, #ГРЕКО_КАТОЛИКИ, #КОНКОРДАТ1847, ВКЛ, #УНИАТЫ

Previous post Next post
Up