Воспоминания Марии Павловны.

Mar 25, 2023 16:00

Семья, которая могла многое сделать для развития страны,
но была настолько ограничена и сконцентрирована на  своем маленьком Я,
что допустили войну, революцию и уничтожение страны.

По отдельности в каждом из них виден страдающий человек,
но все вместе они- кровососущий единый организм-паразит,
ничуть не лучше жидов и чекистов-ленинцев, пришедших им на смену аристократам.

Во сне я иногда вижу себя, бросающим коктейль Молотова в "домик первого съезда РСДРП=БУНДА" в Минске.
Все это начало сниться после 2020.
Жаль, что эта плодотворная идея никогда не приходила мне в голову,
когда я жил в Минске и мог бы это сделать.



Я родилась в 1890 году, и позади уже много прожитых лет. Самые ранние воспоминания о том, что меня окружало, столь отдалены, так несходны с миром интенсивного уличного движения и светящихся небоскребов за окнами, что напоминают скорее времена Средневековья.
Когда мысли возвращаются к моему далекому прошлому, я убеждаюсь, что календари - вещь условная, само по себе время ничего не значит, а события моего детства скорее похожи на волшебную сказку.
Рассказывали, что мое первое появление на публике происходило в золоченой карете, которую везли три пары белых коней. Карету сопровождали конные гусары в красных доломанах. Так я была доставлена в Зимний дворец для крещения. Меня нарекли Марией - как бабушку, супругу императора Александра II, и как мою тетю и крестную мать, супругу Александра III, в конце царствования которого я родилась.

***

Судьба, предназначившая мне столь необычное и величественное окружение, лишила меня вместе с тем нормального воспитания.
Будучи ребенком, я не испытала радости жизни в настоящей семье, а оттого никогда не была способна понять значения и истинную ценность своего дома.
За мной ухаживали, меня растили чужие люди, и даже если бы у меня были живы и мать, и отец, совместно ведущие свое хозяйство, это бы ничего не изменило: меня воспитывали в строгом соответствии со стандартами и правилами, которые существовали почти во всех дворах европейских монархов в конце девятнадцатого столетия.

Воспитанию как таковому придавалось мало значения: главным, по мнению моих наставников, было обучение началам православной веры
и внушение норм нравственности.
Все долгие, вяло текущие годы детства я провела - не столь фигурально, сколь буквально - в четырех стенах многочисленных дворцов. Меня преднамеренно держали в неведении относительно высокого положения, принадлежащего мне по рождению.
В противовес тому великолепию и роскоши, которые меня окружали, со мной обращались достаточно просто.
Такая же простота требовалась от меня в отношениях с другими людьми, особенно низшими по положению.
Меня учили кротости и скромности как христианским добродетелям, порядку, дисциплине и самообладанию как гражданским навыкам.

Российская Империя, Романовы, аристократия, мемуары

Previous post Next post
Up