Это пример музыки композитора РЯБОВА
Дует з Оперети "Весілля в Малинівці" Олексія Рябова
Это не порнуха АЛЕКСАНДРОВА в фильме 1967 года, собранная из номеров хора Александрова.
Click to view
Дві бабусі колись дивилися той фільм і коментували...
Як же ж лібретист все поперекручував!!!
Бо дійсно щось подібне було на Півдні...
Грицько був романтиком, дуже гарною людиною!
Це його зразу одна, а потім друга наречена не дочекалися після І світової війни...
він нікого не кидав!
А щодо Яринки він жартував, що його наречена, то це лише, щоб ніхто дівчини не чіпав!
Бо його боялися...
Яринка була нерідною донькою (її в Криму підібрали, коли батьків вбили, вона не українка була за походженням)...
Татка Грицька дійсно дражнили "гадцьким татом"...
А бандитами сприймалися якраз червоні бригади...
СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА
Click to view
Маэстро является основателем современной украинской оперетты, а легендарный поэт Максим Рыльский называл композитора «творцом музыки, в которой раскрывается солнечная душа и неодолимая сила украинцев».
Сегодня мы с благодарностью вспоминаем имя Алексея Рябова - украинского Кальмана и Оффенбаха, подарившего нам прекрасные образцы жанра оперетты, отображающие красоту и веселый нрав украинцев. Всю свою творческую жизнь композитор отдал созданию и утверждению в нашей стране «легкого жанра» и национальной музыкальной культуры. Более 30 лет самоотверженно служил Алексей Пантелеймонович искусству оперетты. Его музыка несла в себе радостные чувства и веселое настроение. Одна из первых его оперетт - «Коломбина» - прошла с аншлагами по всей стране. Рябов - автор таких великолепных образцов украинской оперетты, как «Сорочинская ярмарка», «Свадьба в Малиновке», «Майская ночь», «Влюбленная затейница», «Голубая крепость», «Шельменко-денщик», «Остались в дураках», «Шумит Днепр», «Красная калина» и другие. Расцвет таланта композитора пришелся на то время, когда он стал главным дирижером Киевского театра музыкальной комедии.
- Современная украинская оперетта родилась в Киеве благодаря Алексею Рябову, - вспоминал профессор консерватории Александр Завина, работавший тогда в театре как режиссер. - Он принес сюда творческий запал, объединил весь коллектив, вдохновил всех своим редкостным талантом дирижера, педагога и высококлассного музыканта. Рябов воспитал актеров оперетты, певших как в опере, игравших и говоривших на сцене еще выразительнее, чем в драме, а двигавшихся - как настоящие танцоры. Он дал путевку в жизнь нескольким поколениям столичных артистов, звездам оперетты, которые украшали киевскую сцену, - таким, как Новинская, Хенкин, Мамыкина, Лойко, Козерацкий и многим другим.
Произведения Рябова стали животворным и неисчерпаемым источником для смелых исканий и творческих открытий коллектива Киевской оперетты. Театр стал неотъемлемой частью души нашей столицы, его полюбили зрители всех возрастов. Вспомните хотя бы рябовскую «Свадьбу в Малиновке» - произведение, исполненное сочного украинского юмора и замечательной музыки. Он был композитором широкого диапазона, в его багаже есть симфонии, концерт для скрипки с оркестром (Алексей Пантелеймонович был прекрасным скрипачом-виртуозом, часто выступал с сольными концертами). И до сих пор в моих детских воспоминаниях звучат бесконечные пассажи, исполнявшиеся на скрипке отцом во время репетиций перед выступлениями. Он создал также балеты, хоровые кантаты, камерные произведения, музыку к драматическим спектаклям. Но все же главной и самой первой его любовью и настоящим призванием была оперетта. Блестящее знание возможностей оркестра и человеческого голоса, отличное чувство сцены помогали Алексею Пантелеймоновичу создавать прекрасные образцы опереточного жанра. Композитор не представлял своей жизни без театра и считал его своим вторым домом, творческой лабораторией, где рождались его новые спектакли. Появление каждого произведения, каждой мизансцены или очередного музыкального эпизода, арии, ансамбля, хора, которые приносил Рябов в театр, его друзья встречали с энтузиазмом и после активного обсуждения принимали в постановку. Опираясь на глубоко народные музыкально-театральные традиции, композитор шел новаторским путем, имел собственный творческий почерк, свое видение музыкальной драматургии, которая приближалась к оперной, и свою манеру мелодического выражения, опиравшегося на многоцветные интонации украинской народной песни. В этом была его самобытность.
Мой отец имел уникальную музыкальную память, которая так пригодилась коллективу в годы войны, во время эвакуации театра. Когда в Каспийском море корабль, на котором был весь состав коллектива, едва не затонул во время шторма, ящики с нотными материалами, не выдержав крепления, нырнули под воду и были поглощены бурлящими волнами. Под угрозой оказался не только репертуар театра, но и его существование. Однако отец предотвратил эту угрозу и по прибытии в столицу Казахстана Алма-Ата, где оказался театр, по памяти сумел восстановить весь классический нотный материал оперетт.
Помню, как болезненно переживал отец то, что не хватало интересных и качественных либретто и пьес для его произведений. Где вы, талантливые драматурги, почему обходите стороной такой популярный в народе жанр, как музыкальная комедия? Ответ был для него неутешительным, хотя некоторые и откликались. Возможно, единственным, так сказать, успешным его партнером-либреттистом стал талантливый писатель Леонид Юхвид, в содружестве с которым были созданы прекрасные оперетты. Рябов был для Юхвида бесспорным авторитетом, и тот всегда прислушивался к его советам, особенно когда приносил композитору только что написанный, еще сырой материал. Вместе с женой Ольгой Марковной Кропивницкой Алексей Пантелеймонович «сокрушительно» критиковал недоработанную пьесу, но сразу же давал и дружеские советы относительно совершенствования произведения, щедро делился своим опытом. Я помню, как отец часто советовал ему смелее идти «в народ», презентовать написанные произведения различным музыкально-драматическим театральным коллективам и в обсуждении прислушиваться к правильным замечаниям и советам.
На всю жизнь запомнились минуты удивительно интересного и захватывающего процесса создания отцом музыки. Сначала рождались сказочные мелодии, потом шел поиск гармоничной расцветки, прорисовывались черты музыкального образа, необходимого для воплощения поставленной цели. Один вариант сменялся другим, пока наконец удавалось поймать, так сказать, «первооснову», вокруг которой уже строился сочный музыкальный образ и определялось его место в будущем произведении. Бывало, что это удавалось сразу, и ожидаемый музыкальный образ словно вспыхивал под ловкими пальцами творца, как венец вдохновения, как счастливое мгновение творчества. Иногда отец совсем обходился без фортепиано, а переносил свои музыкальные идеи, сформировавшиеся в голове, непосредственно на нотный стан...
Моя мать, Ольга Марковна Кропивницкая, всегда помогала отцу во время работы над созданием действительно народных произведений. Она отлично знала украинский фольклор, так как жила в детские годы на «Затышку» - хуторе своего отца, великого актера, основателя украинского профессионального театра - Марка Кропивницкого, где общалась с крестьянами и узнавала из первоисточников язык, обычаи, обряды, песни своего народа. Так в тесном сотрудничестве рождались полные народного мелоса прекрасные оперетты Алексея Рябова.
У отца было много настоящих друзей, среди которых были выдающиеся музыканты, писатели, поэты, композиторы, артисты. Своими верными побратимами, кроме поэта Максима Рыльского, он считал Натана Рахлина, Михаила Стельмаха, Платона Майбороду, Андрея Штогаренко, Остапа Вишню, Андрея Малышко и других. «Человек со щедрым, золотым сердцем!» - тепло говорили о нем товарищи.
Сегодня более чем 70-летнюю историю Киевской оперетты нельзя представить без искрометного творчества Алексея Рябова. Но к огромному сожалению, руководство театра ныне чему-то игнорирует его творчество, отдавая преимущество американским и западноевропейским произведениям. Уверен, если бы сейчас поставили «Свадьбу в Малиновке» или хотя бы «Коломбину» Рябова - уже не говорю о «Сорочинской ярмарке», «Майской ночи», «Влюбленной затейнице» или «Остались в дураках», то бюджет и прибыли театра выросли бы вдвое! Я считаю, что репертуар академического - так теперь называется Киевский государственный театр оперетты - нуждается в решительной перестройке. Что случилось, почему сегодня в репертуаре национального театра почти нет произведений украинских авторов? Оперетта призвана быть надежным источником просветительства людей в этом «развлекательном» жанре. Пусть веселит душу зрителей своим искусством и очаровывает «по-украински»! Ныне из произведений национальных авторов можно вспомнить разве только оперетту Игоря Поклада «Такое еврейское счастье». Были разговоры поставить к 200-летию Николая Гоголя «Сорочинскую ярмарку», но этого все же мало, чтобы называться украинским академическим театром. А пока наши талантливые композиторы не востребованы. Посему музыкальное искусство перестало быть искусством, оно стало бездушной коммерцией... После многолетней задержки установили в честь маэстро мемориальную доску. Это хорошо, но, быть может, в знак почтения его памяти и признания его высоких заслуг в сфере украинской музыкальной культуры присвоить название одной из улиц Киева, которые рядом с театром, имя Алексея Рябова, а Киевскому театру оперетты, на сцене которого были созданы его лучшие произведения присвоить звание - «Театр оперетты имени Алексея Рябова»? Может, уже пора переходить от слов к делу? Здесь нужны энтузиазм, инициатива и более решительные действия со стороны коллектива театра и государственных учреждений, призванных достойно чествовать выдающихся представителей культуры нашей Родины.
Выпуск газеты №63, (1996)
#РЯБОВ
#ОПЕРЕТТА