Греческие, скифские и фракийские элементы танцев легко увидеть.
Все это было украдено(перенято) ашкеназами-хасидами в позднее время.
Click to view
Click to view
В общем, ЭСБЕйка отказывала КОЛОМЫЙКЕ в древнем языческом дионисийском происхождении.
Но так как это танец
1. Круговой
2. С отдельными женскими и мужскими частями
3. Со стремительными вращениями женщин и мужчин, которое вводит в измененное состояние, близкое к трансу.
Таким приемом пользуются известные вращающиеся дервиши.
4. Танец свадебный- провозглашение фертильности
У меня нет сомнений в его древности и ритуальности.
Первое сходство относится к флейтам, тимпанам или литаврам, которые являются обязательным элементом пляски менад в «Вакханках» и изображениях менад на греческих вазах. Для греков они были «оргиастическими» музыкальными инструментами; их использовали во всех великих культах, где применялись ритуальные танцы, - причём не только в культе Диониса, но и в культах азиатской Кибелы и критской Реи. Они могли даже вызывать безумие, но в гомеопатических дозах также и лечить его.
Второй момент сходства - необычные движения головой во время дионисийского экстаза. Эти движения постоянно подчёркиваются в «Вакханках»: «Он нежные кудри // По ветру распустит...»; «встряхивать кудрями не долго будет...»; «он голову все вскидывал да гнул». Похожим образом в другой трагедии одержимая Кассандра «пророчица // Феба, в эфир погружает взор, // Если дыханью бога внемлет».
Та же особенность встречается у Аристофана («Кудри их, как у вакханок, // Дрогнут...») и постоянно, хотя и не столь выразительно, описывается у поздних писателей: менады продолжают «вскидывать головы» у Катулла, Овидия, Тацита.
И мы видим эту запрокинутую голову и вздёрнутое вверх горло в античных произведениях искусства, например, на геммах или у менад на барельефе в Британском музее. Но этот жест - не просто условность греческой поэзии и искусства; во все времена и повсеместно он характеризует особый тип религиозной истерии. Приведём три независимых современных свидетельства: «они то и дело отбрасывают головы назад, что заставляет их длинные чёрные волосы метаться; это очень усиливает дикость их внешности»
Коломыйка: - 1) народный танец в Галичине и Угорской Руси:
ЭСБЕ
парень подбоченясь и устремив свой взгляд на концы ног, проделывает ими всевозможные движения и кружится около танцующей с ним девушки, которая, не спуская с него глаз, с опущенными руками, приплясывает на месте;
когда парень вскрикнет и ударит в ладоши, девушка к нему придвигается;
он обнимает ее за шею и покачивается вместе с ней взад и вперед, затем выпускает девушку, и танец продолжается по-прежнему.
В круг всегда входит только одна танцующая пара, которая сменяется другой.
2) К. - небольшая малорусская, преимущественно галицко-русская песня,
в 4 или 2 строки, изредка в 6 строк.
Встречаются и большие песни, составленные из ряда К., распределенных в порядке, по основной мысли стихотворения, причем каждая К. имеет и самостоятельное значение и встречается в отдельном виде.
Размер К. - строго определенный.
Каждая строка состоит из 14 слогов, с цезурой, разделяющей строку на две неравные части, причем в первой части всегда 8 слогов, а во второй 6 слогов. К. представляет правильно чередующиеся повышения и понижения голоса, определенные числом слогов; напев меланхолический.
Первая строка К. представляет обыкновенно образ, заимствованный из внешней природы, а дальнейшая часть песни - уподобление этому образу настроения души поющего, причем образ и уподобление составляют одно органическое целое, и второе как бы вытекает из первого. К. есть новейшая форма народного песнотворчества малорусов:
она развилась в новейшее время, когда все прежние формы малорусской народной поэзии, думы, колядки, щедривки, веснянки, свадебные песни обветшали и угасают.
Но К. берет из всех устаревших форм народной поэзии лучшие поэтические мотивы, в отдельных частях и обрывках, и, будучи сама очень небольшой по объему, удачно сохраняет и передает драгоценнейшие элементы народной поэзии.
В то же время она краткими чертами обрисовывает национальное самосознание галицко-русского крестьянина, его привязанность к родине, его отношения к немцам, полякам и евреям, его воззрения на австрийского императора, его недовольство панщиной и рекрутчиной, но главным образом мельчайшие проявления семейной жизни, любовь, разлуку, брак, верно передает бытовые проявления народного юмора в легкой шутке и насмешке над человеческими слабостями.
Главный центр К. - Покутье, от городка которого Коломыя они и получили свое название.
Как определенная песенная форма, К. встречается и в Малороссии
(у Чубинского, например, в V т., стр. 138, 235, 512 и др.), но здесь самое название К., по-видимому, неизвестно.
Ср. сборник Головацкого и ст. Н. Ф. Сумцова в «Киевской Старине» (1886, № 4).
Поку́тье (укр. Покуття, рум. Pocuția) - культурно самобытный регион и историческая область на западе Украины, между реками Прут и Черемош.
В XIV веке малообжитые южные земли бывшего Галицко-Волынского княжества были заселены восточными славянами (будущие русины и гуцулы) и «западными молдаванами».
Культурным центром Покутья была Коломыя, хотя его название происходит от городка Куты
(Кут по-украински означает угол).
Горная часть Покутья также является и центральной частью Гуцульщины.
В 1939 году при разделе Польши между СССР и Германией регион был присоединён к Украинской ССР и вошел в состав Станиславской (ныне Ивано-Франковской) области.
Первое четкое и ясное упоминание о том, как называли территории от Нижнего Дуная и Карпат до Днестра,
принадлежит "отцу истории" Геродоту, уроженцу города Галикарнаса (современный Бодрум на западном побережье Эгейского моря Турции). В четвертой книге своей "Истории", которая названа в честь одной из муз "Мельпомены", он пишет: "Фракия дальше Скифии выдается вперед к морю. Скифия же начинается за Фракией в том месте, где море образует залив и где Истр [так древние греки называли Нижний Дунай] впадает в море (устье Истра обращено на юго-восток). Я сейчас опишу прибрежную полосу - собственно Скифии, начиная от Истра, для определения ее длины. Это - исконная Скифия, она начинается от устья Истра".
Обращу ваше внимание, что территория от Нижнего Дуная по направлению к реке Тирас (современная река Днестр) названа не просто Скифией, а исконной Скифией, то есть изначальной Скифией, существующей с самого начала, с незапамятных времен, всегда; изначально, извечно. И поэтому не случайно Добруджа, которая также относилась к этой Скифии, называлась Малая Скифия, где в изгнании жил и работал выдающийся римский поэт Овидий.
Начиная с VI века до н. э. гето-даки поддерживали связи со скифами.
Гето-даки развивались под большим влиянием греческой культуры.
Гето-даки - единое название двух фракийских племен - геты и даки.Термин «гето-даки» используется историками для того, чтобы подчеркнуть этническое и лингвистическое единство двух племён. В то же время, термин «гето-даки» обращает внимание на территорию обитания племён.
Геты жили на низменности к юго-востоку от Карпат, а даки на территории Трансильвании.
Греческие источники часто использовали наименование «геты» при упоминании даков,
а римские - «даки» при упоминании гетов.
Начиная с II-I веков до н. э., укрепляется общность культуры гето-даков, что соответствует их этнической однородности.
Место рождения и смерти Диониса Среди заслуживающих особого внимания исследований, затрагивающих древний мифологический период истории, в том числе - Северо-Западного Причерноморья, относятся работы американского антрополога, лингвиста, историка Генри Шепарда. Анализируя огромный массив античных, средневековых и современных письменных источников, открытия археологов, антропологов, генетиков, он приходит к выводу о том, что бог Дионис, возможно, жил на территории Молдавии, на берегах древнего Тираса (Днестра).
Шепард ориентируется на свидетельства древнегреческого автора Пейсандра, указавшего на семантическую связь между божественным артефактом тирсом - посохом Диониса, гидроним Тирс (река Днестр) и этнонимом Агатирсы, племени, о котором упоминал "отец истории" Геродот в V веке до нашей эры. Тирс - означает "большой", Агатирсы - "потомки большого".
В древности Пруто-Днестровское междуречье населяли фракийцы, чьего бога впервые узнали в Греции под именем Э-ре-у-те-ре (Элефтер) - в его имени содержится одинаковый корень с Тирасом - и может означать иерей (владыка) Тирас. Дело в том, согласно мнению известного фраколога Цымбурского, фракийцы, вероятно, называли своего бога "наш бог", что звучало на фракийском *нисс. Греки же, не понимая значения этого слова, посчитали что нисса это и есть имя этого бога. Отсюда и получилось слово Дио - бог и Нис - имя, т.е. Бог Нис.
Имя Дионис
В древности бог Дионис также воспринимался как "текущий из Зевсова лона в Нису", т.е. в земную растительность, но что важнее всего - именно "текущий".
Дионис в этом смысле "Нисейский бог", что слышалось грекам уже в звуке его имени, как-бы говорившего им: "сын отчий, небесная влага". Не исключено, что "текущая" суть пра-Диониса (Агатирса) объясняет смысл слова "Бог".
Зевс считается отцом Диониса Нисея (Нисайоса).
Зевс, мучился родами Диониса, которого носил в своём бедре,
поэтому, как пишет Цицерон, получил прозвище "Нис", что значит "хромой".
Тирас (Фирас), по сведениям Иосифа Флавия, был родоначальником фракийцев - союза племён в Северо-Западном Причерноморье.
"Уже сам факт одинаковости имени в мифопоэтической и историко-географической традиции всегда по-особому значим и в принципе никогда не может объясняться случайностью", - отмечает Шепард.
Могила Диониса на Днестре
Подтверждение этих письменных свидетельств можно увидеть в археологических находках.
Например, в 1980 году кишинёвский археолог Евгений Яровой раскопал в районе Нижнего Днестра курган у села Пуркары, в одном из захоронений которого были найдены останки мужчины 55-60 лет с редким сочетанием врожденных признаков и приобретённых особенностей развития скелета, указывающих на одновременно высокий рост (более двух метров) и хромоту погребённого.
Все аспекты скелета указывают на высокую степень идентификации этого конкретного захоронения в пользу версии о Дионисе Нисее, и объясняют наличие у Диониса и Зевса совместного эпитета "Нисея" (Нисайоса).
Могила в Пуркарах свидетельствует о захоронении здесь в древности вождя-жреца
- народ которого отправлял оргастический винный культ бессмертия - коим являлся в древности культ Диониса.
Согласно древнегреческим мифам, Дионис срезал гроздья винограда тирсом с остриём "меднозданным и медножальным", и козий сыр входящий в состав ритуального вина натирался "тёркой медной" может с долей вероятности быть отголоском, косвенно указывающим на время возникновения винного культа Диониса - эпоха меди.
Отметим, что шесть изделий (орудий) из описанного выше захоронения пуркарского кургана,
выполнено из меди - редчайшего на то время металла.
Бесценное историческое наследие Молдавии
Гипотеза о происхождении жизни и смерти в Молдавии Диониса меняет представления о прошлом страны.
Слишком много свидетельств, включая материальные, чтобы отрицать происхождение Диониса с берегов Днестра. Именно здесь, вероятно, и возникла технология производства вина из винограда - такого, каким мы его сегодня знаем (вином называли и пиво, но надо различать вино, полученное из виноградной лозы Диониса и другие хмельные напитки, только называемые вином, но ими по сути не являющиеся). Более того, в хронике Иеронима даже указывается дата создания Дионисом вина - 1507 год до н.э.
Можно сомневаться в достоверности этой даты - она, вероятно, более древняя.
Однако символичность события трудно переоценить.
Несомненно, что деяния Диониса значительно повлияли на развитие древней культуры Евразии. А совокупность исторических фактов свидетельствует в пользу
гипотезы Шепарда.
#ВАКХ
#ДИОНИС
#МОЛДОВА
#ГЕТЫ
#ДАКИ
#РИТУАЛ
#ФЕРТИЛЬНОСТЬ