Меня интересуют, конечно ТОТЕМЫ и племена, которые ассоциируют себя с этими тотемами.
Тотемные птицы и инициация воздухаПтицы являются главными символами Инициации Воздуха.
Инициация Воздуха представляет собой умение раскрыть свое сознания для восприятия божественных образов, которые связывают человеческое сознание с вселенским разумом.
Речь идет о возможности развития и проявления высших форм интуиции.
Если они останутся неразвитыми, то со временем эта нерастраченная энергия может угрожать психическому здоровью человека. Инициация Воздуха является вступлением в миры за пределами физического времени и пространства.
Тэд Эндрюс
Определи свой тотем. Полное описание магических
свойств животных, птиц и рептилий
Интересует, кого показал Пушкин в "Сказке о царе Салтане" под видом КОРШУНА.
Половцы = ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Русены, Русь = СОКОЛЫ
кто ??? = КОРШУНЫ
«Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона, словом «коршун» в русских текстах Библии передавались еврейские термины. У римлян коршун был посвящен богу войны и умерщвление коршуна расценивалось как кощунство. Значение коршуна как оракулического животного в авгурстве, в особенности при основании Рима. восходит, по всей видимости, к этрусским традициям.
Зачастую господствовало представление, что коршуны плодятся без акта зачатия, а самочку оплодотворяет ветер Востока. Отсюда значение птицы как символа Девы Марии. Раннехристианский текст «Физиологус» сообщает, что коршун, «будучи в тягостях», летит в Индию, откуда приносит камень рождения. Он полый и имеет внутри тарахтящее каменное ядрышко (это же рассказывается и о «драгоценном камне» аэиге). «Когда коршуниха почувствует родовые позывы, она берет камень, усаживается на нем и рожает (!) без мук». Толкование символа гласит: «Так и ты, человече, беременный Духом Святым, возьми духовный камень рождения, который отвергнут строителями, а ему краеугольным камнем пристало быть. - и воссев на оном породишь… дух Спасения… Ибо на самом деле сей камень рождения Духа Святого Господа Иисуса Христа не от рук человеческих сработан, что значит - не от человеческого семени из Девы предстал. И как камень рождения несет в себе иной, тарахтящий, так и плоть Господня несет в себе звонкую Божественность».
Чем отличается сокол и коршун друг от друга?
В отряд соколообразные входят 4 семейства, но 2 из них представлены только одним видом, так что пропустим их.
Оставшиеся 2 - семейства - это соколиные и ястребиные.
К соколиным относятся соколы и каракары,
к ястребиным - ястребы, коршуны, канюки, орлы, луни, грифы Старого Света, осоеды, змееяды.
Соколиные от ястребиных отличаются весьма заметно:
ястребиные в большинстве своем массивные, у них очень мощные лапы и большой клюв,
соколы же наоборот, более изящные, с более тонкими лапами и компактными клювами и вообще более компактны, добычу убивают не давя лапами как ястребы, а с разгону бья её когтями, когда дичь падает - быстро хватают перекусывают позвоночник на шее.
Ястребы же добычу давят, держа в когтях, пока та не умрёт (как правило когтями протыкаются лёгкие и другие жизненно важные органы).
Вот нашлась очень подробная статья о КОРШУНЕ со ссылками на римлян и египтян
Коршун - редкий гость, посланный свыше с моими примечаниями по ходу дела, касающихся Пушкинских ассоциаций по повод КОРШУНА.
Он никогда не претендовал на роль царя или жреца в своем птичьем царстве. Его образ не украшал штандарты победоносных легионов цезарей, подобно его старшему собрату - хищнику - Aquilae. Не пополнил он и компанию мудрецов, где издревле обосновались филин с ибисом. Но от этого тайна его пути в небесах и на страницах сказок, в мифах и легендах не становится менее завораживающей, ибо у него в этом мире есть свое, только ему присущее предназначение. Постараемся понять его, понаблюдав за его полетом, послушав старинные предания о нем, но вначале назовем его имя.
Коршун - milvus (лат.),
milan (фр.),
milano (исп.),
milhan (порт.),
mila (катал.).
А трудно сказать, как точно звучало бы его имя на языке древних египтян, но вот писалось оно иероглифом Мут, который обозначал одновременно и коршуна, и богиню неба Мут, родившую Солнце и сотворившую мир, чье имя было также «Великая мать богов».
Символическую связь коршуна и этой богини подтверждает наличие у многих изображений Мут хохолка коршуна на головном уборе.
В египетском пантеоне есть еще одна богиня, чьей священной птицей также был коршун, - это Нехбет, чей образ восходит к древнейшим представлениям о небе как о крыльях коршуна.
Этот образ оживает, если в ясную погоду увидеть парящего в небе коршуна. Широко распростертые крылья, размах которых достигает 1,7 метра (красный коршун), из-за медленного, плавного и непрерывного полета рождают чувство безграничности пространства и времени, делая их обладателя живым символом небесного свода. Так коршун может часами парить на значительной высоте без устали.
На этот счет у латинян даже есть пословица: «Quantum non milvus oberet» («Сколько и коршуну не облететь»).
Так говорили об огромном земельном участке.
*примечание мое!- Привет Гоголю - "редкая птица долетит до середины Днепра".
Разумеется, Гооголь изучал латынь и латинские пословицы и совершенно осознанно применил пословицу, перефразировав.
Впрочем, быстрым полетом коршун владеет ничуть не хуже, а его «фигуры высшего пилотажа» выделяются среди птиц особой ловкостью и легкостью. Одна пословица на этот счет замечает: «Коршуна узнают по полету, ловкого человека - по походке».
Внешний вид коршунов (клюв, когти и т. д.) в целом соответствует описанию, характерному для всего отряда дневных хищных птиц (falconiformes), однако есть отличительная примета, по которой коршунов легко узнать,- это длинный хвост с вырезом в виде латинской буквы «V». Такая форма хвоста чем-то напоминает рыцарский стяг, а это «V» так и хочется продолжить - victoria. Уж не является ли его обладатель вестником победы?
Понтийский историк Геродот сообщает, что величайший герой древности - непобедимый Геракл - «был доволен, когда, думая что-либо сделать, замечал коршуна».
Особое место занимает коршун в истории римского народа. И вот с чего это началось. Легендарные братья, потомки Энея - Ромул и Рем, задумав основать город, стали спорить о месте его возведения, о его названии и царской власти в нем. Испросив волю богов, они стали ждать знамений: Ромул - на Палатинском холме, Рем - на Авентинском. Рем первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе. Однако спустя мгновение мимо Ромула с шумом, сопровождаемым грозовыми раскатами, пролетело двенадцать коршунов. В этом споре победил Ромул, и будущий город, которому суждено было стать столицей величайшей из империй, получил его имя.
А коршуну с тех пор римские жрецы-авгуры стали уделять главное внимание при изучении знамений.
Если орел был символом самого верховного божества римлян Юпитера, то коршун - как бы послом по особо важным поручениям, всегда неся особую весть.
(«Нет никого для гаданий лучше», - читаем у Стация.)
Римляне никогда не забывали его роль в истории основания Вечного города, поэтому в Италии запрещалось причинять коршунам вред.
*Царевич убивает КОРШУНА, посланника особых вестей Юпитера и "чародея"??
Плутарх называет коршуна «самым безвредным живым существом в мире» и сообщает, что «он не приносит вреда ни посевам, ни деревьям, ни скоту, питается падалью, не убивая, не умерщвляя ни одно живое существо. Птиц он не трогает даже мертвых, видя в них своих, так сказать, соплеменников, в отличие от сов, орлов и ястребов. Кроме того, другие птицы поминутно попадаются нам на глаза, мы постоянно видим их, но коршун - редкий гость. Гнездо коршуна трудно найти, вследствие чего некоторые думают, будто он прилетает к нам из других стран, потому что появляется нечасто, изредка. Так гадатели считают посланным свыше все то, что нарушает законы природы и появляется не само по себе».
Возможно, это описание коршуна Плутархом, с точки зрения натуралиста, может вызвать некоторые возражения, но в любом случае наблюдения человека, занимавшего пожизненно должность жреца Аполлона в Дельфах, представляет немалый интерес.
На сегодня же известно, что коршун вовсе не склонен ограничиваться ролью «самого безвредного существа в мире», ибо с удовольствием охотится не только за такими живыми существами, как суслики, лягушки и летучие мыши, но и за своими крылатыми собратьями - птенцами дроздов, цыплятами и др.
Подмечено, что он никогда не атакует свою жертву в лицо. Нападая, проявляет жестокость и кровожадность.
«Он представляет тигра в мире птиц» (Larousse - milan).
Отсюда и латинская поговорка: «Milvo volenti ungues resecare posse», что значит - быть способным на лету коршуну срезать когти или, иными словами, быть хищнее всех хищников. Такие особенности поведения коршуна, как чрезмерная жестокость и жадность, сделали его героем одной поучительной древнеегипетской сказки (одной из сказок Тота). Вот она вкратце.
СКАЗКА ТОТА
На вершине дерева жил коршун, свивший себе гнездо и выведший птенцов (у египтян было распространено поверье о том, что коршуны размножаются зачав от ветра). Неподалеку у горы жила кошка с котятами. Она, конечно, могла влезть на дерево и съесть коршунят, но боялась, что коршун в это время унесет ее котят. Коршун предложил кошке заключить договор о непричинении зла детям каждого из них в отсутствие дома родителя скрепив его клятвой перед великим Ра. Кошка согласилась, и они принесли клятву. Но как-то раз коршун отобрал мясо у котенка и отдал одному из коршунят. Узнав об этом, разгневанная кошка в отсутствие коршуна поднялась на дерево. Вонзив когти в коршуненка, она прошипела: «Откуда у тебя это мясо?!» - «Я ни в чем не виноват!» - воскликнул несчастный коршуненок и стал напоминать ей о клятве Ра. Вспомнив о клятве, кошка устыдилась и разжата когти, но птенец в страхе выпрыгнул из гнезда и упал на землю. Вернувшись и увидев птенца на земле, коршун рассвирепел и воскликнул «Я отомщу!»
Он долго следил за каждым шагом кошки и все думал о мести. Шли дни. И вот однажды, когда кошка покинула ненадолго свое логово, коршун похитил котят, убил их и скормил птенцам. Вне себя от горя кошка воззвала к солнечному богу Ра. Владыка всего сущего услышал ее молитву и обрушил возмездие на клятвопреступника. И возмездие сделало так, что коршун увидел одного сирийца, жарившего на углях дичь. Подлетев к костру, он схватил кусок мяса и унес в гнездо, не заметив, что к мясу прилипли раскаленные угольки. Гнездо с птенцами запылало и сгорело вместе с деревом. Мораль этой сказки ясна, но в рамках темы данного разговора хотелось бы обратить большее внимание на то упорство и целеустремленность, с какими коршун ждал часа своей мести.
ИНДЕЙСКИЙ МИФ
Точно такой же мотив - упорство коршуна в достижении своей мести - в одном из южноамериканских мифов, правда, уже в ином контексте. Миф этот так и называется - «Коршун». Говорится в нем о двух братьях, старший из которых был женат. Все трое жили в одной хижине, и младший влюбился в жену старшего брата, найдя взаимность. Старший, узнав об их отношениях, пригрозил жене жестоким и постыдным наказанием, сказав, что превратится в птицу и унесет ее в своих когтях. Предупреждения хватило ненадолго, и парочка принялась за старое. Муж не делал больше внушений, а приступил к тренировкам, изучая жизнь птиц и подражая им. Младший брат издевался над его затеей, но старший упорно продолжал свое дело. «Придет время, - думал он, - час, когда эти двое убедятся, что я не шучу, наступит час мести!»
Прошло много времени. Насмешки младшего брата и жены стали еще обиднее, но старший брат лишь удваивал упорство. И вот однажды младший брат с женщиной пришли в лес и не узнали его среди других птиц; его рот стал клювом, руки - настоящими крыльями, на ногах выросли длинные когти, а тело покрылось перьями. Парочка решила, что он больше не вернется, и тут же занялась развратом. А огромный коршун, глядя на них, дрожал от гнева. Затем он ринулся вниз и, вонзив когти в сплетенные тела, поднял добычу в воздух. Затем он разжал когти. Множество мелких птиц, слетевшихся со всех сторон, стали жадно клевать человечину. И вскоре от женщины и мужчины остались только вагина и пенис, сохранившие соединенное положение в коитусе. Подняв их, коршун полетел к индейскому стойбищу, где множество людей играли в мяч на большой поляне. Тут он и выпустил из когтей то, что в них было. Явление это было необыкновенным, и люди стали гадать, в чем его смысл. Вскоре до кого-то дошло. «Помните человека, решившего превратиться в птицу? Он и есть коршун, а вагина и пенис его жены и младшего брата!
Старший брат наказал тех, кто нарушил закон и обычай! По заслугам воздал им обоим!» В сказке Тота коршун - мстительный злодей и клятвопреступник. В индейском мифе - защитник законов и обычаев, по заслугам воздающий тем, кто их попирает. Примечательно, что две совершенно разные роли, сыгранные на разных континентах и в разных сюжетах, высвечивают определенный характерный архетип, лейтмотивом которого можно назвать жестокость и упорство в достижении мести. Однако послушаем, как преобразится этот лейтмотив на страницах индийского эпического произведения «Рамаяна».
ДЖАТАЮ
Эта маленькая история является настоящей жемчужиной в мифологической биографии коршуна. В ней рассказывается о царе коршунов, друге царевича Рамы - Джатаю. Джатаю, верный в своей дружбе, сразился с могучим демоном Раваной, похитившим жену Рамы - Ситу. Царь коршунов пытался отбить Ситу у Раваны, но в бою с ним был смертельно ранен. Перед смертью Джатаю успел указать Раме и Лакшмане направление, в котором Равана увез Ситу. Этот мотив на страницах «Рамаяны» (конечно, если забыть о времени) приобретает поистине вагнеровское звучание. А между тем это все те же качества коршуна, но преображенные соприкосновением с духовным миром (ведь другом Джатаю является сам Рама - Аватара Вишну). Поэтому жестокость и жадность переплавляются здесь в героизм и бесстрашие, упорство становится верностью, и по-прежнему он вестник - вестник особо важный, несущий весть о том, где искать Ситу.
Однако «исполнить» лейтмотив своего архетипа, возвысив его до подвига Джатаю, под силу не каждому коршуну, поэтому Джатаю в «Рамаяне» - царь коршунов. Но отвлечемся от описания характерного архетипа и перенесемся в систему координат, где роль коршуна оценивается человеком исключительно по характеру существ, на которых этот хищник охотится.
КРЫЛАТЫЙ СОЮЗНИК
Начнем с упоминания римского писателя Плиния Старшего. В своей «Естественной истории» он говорит, что коршун из всех пернатых - первейший союзник против змей. Сообщает он также и о магических свойствах этой птицы, используемых в медицинских целях. Как союзник в борьбе с вредными животными, коршун ценился не только римлянами. Египтяне полагали, что коршуны уничтожали яйца крокодилов, которые были посвящены Сету - врагу Осириса и Гора. В Сирии и Юго-Восточной Азии коршуны прославились как истребители летучих мышей (широкоротый коршун). Летучие мыши, как известно, издавна увязывались с образами всевозможных упырей, вампиров и прочей нечисти.
Змеи, летучие мыши, крокодилы традиционно рассматривались индоевропейцами как существа враждебные. Поэтому, видимо, следуя логике: «враг моих врагов - мой друг»,- коршун в индоевропейском мире - существо, упоминаемое все же чаще в положительном контексте.
Мы рассмотрели образ коршуна в разных, так сказать, ипостасях: птица-союзник, уничтожающая враждебных существ; символ-вестник, наделенный особо важным значением; характерный архетип, в чистом виде представленный в царстве птиц, но способный проявляться, проецируясь на мир человека. Мне, как составителю этой подборки, последняя грань наиболее интересна. Мысль о том, что каждый человек несет в себе образ птицы, не нова. Ее высказывали древние, многие разделяют ее и сейчас. Среди них - Карлос Кастанеда. В одной из своих книг («Путь знания индейцев яки») этот автор повествует о волшебных взаимодействиях между мирами людей и птиц.
Писатель и ученый-орнитолог Геннадий Воробьев, считает, что зная функцию птицы в природе, нетрудно предсказать модель поведения человека, несущего в себе образ этой птицы. В частности, Иосиф Сталин, по Воробьеву, - красный коршун. В небольшом очерке невозможно рассказать все интересные легенды, предания и просто случаи на эту тему, но все же надеюсь, образ-символ у вас сложился.
Тот, кого Плутарх называл «редким гостем», а авгуры - «посланником свыше», наиболее подходящий образ для того, чтобы открыть хоровод символико-мифологических портретов обитателей неба.
Автор: С. Коршунов.
Этимология
Коршун
Русское название - коршун, коршак;
украинское - шулика, рябэць;
болгарское - коршун, коркун;
словацкое krsak, krso - коршун;
скорее всего, восходящее к авестийскому - kahrkasa «коршун» и так же, как названия других хищников, содержащее корень *or (ar, er).
Возможно, что слово коршун является результатом огласовки сходного названия хищной птицы крачунъ, приводимого В. И. Далем (1882) (без объяснения источника заимствования и этимологии), как «заморская хищная птица Circaёtus (змееяд), близкая к орланам, питается гадами». Важно отметить, что коршун и змееяд довольно схожи внешне, имеют схожие по размеру и форме крылья, а также схожий спектр питания.
Коршун, ястреб и некоторые другие виды семейства ястребиных (орел, канюк, лунь, скопа) и отчасти соколиных (кобчик, чеглок) образуют единый образ крупной хищной птицы (ср. также Орел), наделяемой символикой нечистоты и смерти, демоническими и отвращающими свойствами.
Символика
Символику коршуна - ястреба, его связи с другими птичьими персонажами и параллели с другими славянскими традициями наиболее полно отражает украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна в первый понедельник Петровского поста.
Утром хозяйки выгоняли кур из хаты через нож или топор для защиты их от коршуна. Днем женщины шли на пастбище, где пели, махая платками в сторону леса: «Ой, Шуляку - чорна птахо, до нас не литай,/<...> курей наших не хапай». Мужчины приносили сюда привязанных на палки убитых коршунов и воронов. Женщины шли с ними в лес, там ломали зеленые ветки и, махая ими, проклинали «шуляка-яструба»: «Птице-чорна, смерте наша, / Ти нас не займай, / Обминай!» Потом совершались ритуальные похороны коршуна и женщины танцевали на его могиле. В другом варианте обряда бабы изготовляли «шуляка» из платков, клали его на большой платок, по углам которого насыпали кучки зерен и клали между ними хлеб, лук, сыр и мясо. Повернув «шуляка» к мясу, бабы приговаривали: «Не йды до курей, а иды до падла». В конце разрывали «шуляка» на части, устраивали пирушку и угощали друг друга водкой со словами: «Выпыйте, кумо, щоб шуляк курчаток не поив» .
Обрядовая параллель коршуна - ястреба и кукушки (ср. украинский обряд изгнания и похорон коршуна и русский обряд крещения и похорон кукушки) дополняется поверьем об обращении кукушки в ястреба или коршуна по окончании ее кукования сразу после Петрова дня (29. VI).
В контексте упомянутых обрядов и верований следует рассматривать и «ястребиные» названия незавившегося кочана капусты: укр., бел. «шуляк», рус. «Ястребуха». Альтернативные варианты для кукушки после Петрова дня - либо обращение ее в ястреба, либо укрывание в капусте (в белорусском Полесье).
Обряд казни «коршуна»
Иные параллели украинского обряда изгнания коршуна - это кашубский обряд казни «коршуна» в Иванов день (24. VI) или в воскресенье за три недели до этого дня. В обряде участвовали «палач», «солтыс» (сельский староста) или «ксендз» и «судья», который зачитывал приговор. Птицу насаживали на кол. Слуги «солтыса» обращались к коршуну с обвинительной речью, и «палач» отрубал коршуну голову. Чаще, однако, голову отрубали не коршуну, а вороне, которую всей процессией отправлялись хоронить с приветственной песней св. Яну. У других западных славян параллели к украинскому обряду изгнания коршуна более отдаленные: в Чехии и Лужице обряд, сходный с кашубским, совершался по окончании жатвы и был связан не с коршуном, а с петухом или селезнем. (Конрад: странная связь. Возможна аналогия - проводы души-птицы предка в Вирий? Или изгнание навьев?)
В украинском обряде изгнания коршуна наблюдается функциональная общность коршуна и ворона, поэтическим воплощением которых в песенных текстах является образ «черной птицы», несущей смерть. Такое же сходство демонстрирует детская игра в коршуна или ворона, в которой эти птицы наделяются общей символикой смерти. В украинских вариантах игры «ворон» роет ямку, чтобы варить кипяток и заливать им очи детям. Копание ямки символизирует похороны, а заливание очей - смерть. У украинцев и русских такая игра называется «в коршуна», у чехов и боснийцев - «в ястреба». У белорусов она тоже связана и с коршуном («У коршуна», «шуляк»), и с вороном («У крука», «у ворана» и т.п.): коршун (ворон) копает ямку, чтобы собирать камушки и выбивать ими детям зубы. Характерна причина мести коршуна (реже ворона) детям: «Они мою капусту поели!» (у белорусов), «Белую капусту в моем огороде пощипали» (у украинцев). См. выше мотив капусты. В Гомельском уезде игра дополняется шуточным вариантом похорон коршуна: «коршуна» в бане засыпают песком.
Ястреб и коршун как нечистые и зловещие птицы наделяются демоническими свойствами.
По польским представлениям, ястребиный облик может принимать черт, в ястребе скрывается злой дух;
по украинским - ястреб нападает на животных, как черт на людей.
Ср. также русское выражение «черт коршуноватый».
Защитная магия
Чтобы ястреб не душил кур, нужно первое снесенное курицей яйцо отдать нищему (у поляков); запрещено приносить домой клин, которым расщепляли дерево, сжигать старый веник (у поляков), мотать пряжу, когда в печи горит огонь (у украинцев); на Рождество называют ястребов голубями, чтобы задобрить и обезвредить их (у белорусов). Вместе с тем, как и всякий хищник, ястреб обладает отвращающими свойствами. Поэтому убитого ястреба поляки прибивали на воротах хлева, поляки и украинцы вешали в конюшне для защиты от ведьм и чертей, украинцы выставляли для устрашения воробьев.
Приметы
Крик коршуна считают приметой дождя. Согласно легендам, коршун (иногда канюк) наказан Богом за то, что в незапамятные времена не рыл или не чистил с другими птицами море, озеро, пруд и т.п. (у восточных славян, поляков), замутил воду Божьей Матери, стиравшей рубашки младенцу Христу (у поляков). С тех пор он имеет право пить лишь дождевую воду и, томясь от жажды, жалобно просит: «Пить, пить!» О крике коршуна во время засухи русские говорят: «Каня плачет, у Бога пить просит».
***
Значит, в "Сказке о царе Салтане" Пушкин использовал в образе КОРШУНА-ЧАРОДЕЯ старинные славянские ассоциации и поверья( из своего раннего детства, скорее всего --Арина Родионовна, песни и сказки )а не поздние латинские литературные источники из Лицея.
Царевич убивает КОРШУНА, НЕ как "посланника особых вестей Юпитера", а как "чёрта" и "чародея" по славянским поверьям - от западных славян( поляки, чехи) до восточных славян ( белорусы, украинцы, русские)
И, скорее всего, царевич убивает стрелой ЧЕРНОГО ЖИДА-ЧАРОДЕЯ в образе КОРШУНА.
#СОКОЛ
#КОРШУН
#ТОТЕМ
#ПРИМЕТЫ
#ОБРЯДЫ
#СЛАВЯНЕ