Горнитцааа и Тцардаккаа

Sep 19, 2021 16:31

Слова для вещей и понятий у другого народа заимствуются, когда в своем народе раньше не был таких вещей и понятий, а теперь- появились.
Вот не было у карелов ГОРНИЦЫ и ЧЕРДАКА, но потом они пожили на пограничье со славянами, и себе построили и ГОРНИТЦААА и ТЦАРДАККА.

Исходной формой северного жилого дома карелов был низкий четырехугольный сруб с плоской крышей, покрытой жердями и землей.
У карел, как, впрочем, и у других народов, указанный тип легко просматривается в промысловых лесных избушках (meccapirt’t’i, meccariihi), служащих временным жильем охотников, рыбаков, лесорубов и т. п. и широко распространенных на территории Карелии еще в начале текущего столетия.



Положим, ГОРНИЦА - это комната ГОРНЯЯ, ВЕРХНЯЯ.
Сразу представляются огромные избы Русского Севера, в три-четыре этажа.
Там есть и ГОРНИЦА, и СВЕТЕЛКА и ЧЕРДАК.
Получается, что у карелов не было изб со вторым этажом и перекрытий между избой и крышей не было, которые создают "чердак".

Постепенно к такому простейшему срубу пристраивались холодные неотапливаемые сени, а сам сруб делался выше.
Дальнейшим развитием предыдущего типа «изба - сени» является трехкамерное жилье - пристраивалась еще клеть (aitta), все эти строения находились под одной двускатной крышей.
Дом такого плана, судя по письменным документам, широко бытовал у карел с XVI-XVII вв. вплоть до XX столетия.
Во второй половине XIX века появились дома-пятистенки, где к жилой части, состоящей из избы и горницы, прилегали сени с клетью и хозяйственные помещения. Такие дома чаще всего строили людики.

Вот своя собственная баня- САУНА- у них была, поэтому слово не пришлось заимствовать.
Хотя не все так считают, а предполагают отсутствие бань у русских --

Карельская баня существует с незапамятных времен.
В карельской эпической песне указывается, что кузнец Илмаринен так помылся в бане перед тем как отправиться свататься и стал таким чистым, что сам себя не узнавал.
В бане имелась каменка.
Во время топки вместе с дровами в печку клали камни, которые потом вытаскивали щипцами и опускали в кадку с водой, чтобы её нагреть. Шайки, кадки, корыта были из дерева и в них нельзя было греть воду на огне.
Бани топились “по черному”, дым выходил через маленькое отверстие в стене. Карелы предпочитали строить бани из осины. Ставились они по берегам озер, рек, ручьев. Карелы всегда очень любили баню и эту традицию сохранили и поныне.
Надо сказать, что в соседних с Толмачевским округом русских деревнях бань не знали и еще до середины 20-го столетия мылись в больших русских печках.
( Скорее, в Толмачевском округе - это процесс деградации русского крестьянского населения, неизбывной нищеты - под невыносимым гнетом лже-романовых. Судя по тому, что архитектуру домов карелы взяли у русских, а не наоборот. И слова для обозначения архитектурных зон в этих домах тоже взяли у русских, а не наоборот)

Карелы - большие любители бани.
Летом баню топили почти ежедневно, зимой - обычно раз в неделю. Баня была табуированным местом, поэтому в ней следовало разговаривать в полголоса, соблюдать чистоту.
В отличие от соседних народов в карельской бане нельзя было стирать.

Вот тут статья про карельские "традиционные дома", но это все 18-19 век, то есть, все, что было полезного уже перенято у соседей.
А песня про ГОРНИТЦААА и ТЦЕРДАККАА - она старинная, но не раньше появления КОФЕ у купцов и в быту - примерно, 18 век.
Потому что, в 17 веке кофе появился у шведской знати, значит, ему понадобилось примерно 100 лет, для того, чтобы переместиться в быт людиков и карел в глуши и объявиться в песне про МИЛОГО,





А как со словом МИЛОЙ?
Почему у карелов не было собственного слова, для обозначения ЗАЗНОБЫ, ЛЮБИМОГО, ЛЮБОВНИКА, МИЛОГО?
Отношения были, а слова - не было.
Как так?
Полагаю, что это межплеменные брачные союзы между русскими и карелами.
И они должны были быть достаточно популярными, чтобы попасть в словарь.

Вот тут большая красивая статья со многими фотографиями и названиями утвари и вещей по-карельски.
Очень много вещей с русскими трансформированными названиями, есть несколько с немецкими трансформациями.
Но русских- большинство. 

полки (palčat)
лавки (laugat)
лохань (lohkaine)
верхняя части печи (kolpak)

Сохраняя национальные прибалтийско-финские черты, интерьер избы пряжинского карела конца XIX - начала XX столетия имеет общую основу с обстановкой и убранством севернорусской избы, что объясняется тесными историко-культурными контактами двух народов и географической близостью южной Карелии и Заонежья.



этнография, Русский Север

Previous post Next post
Up