Серебряный женский нагрудник- фибула сету

Aug 29, 2021 15:29



Это здесь The Csango people or Csángó people (Hungarian: Csángók; Romanian: Ceangăi)

А буквально недавно видел такие же круглые женские нагрудники у кого-то в ЖЖ, на Русском Севере- но не могу вспомнить!

Нашел, но не там, где видел.

Фибулы сету псковские.
https://vk.com/wall-22465045_2254

Это женщины сету (псковская чудь, полуверцы) - малочисленная финно-угорская этническая группа, проживающая в Печорском районе Псковской области и прилегающих районах.

ПОСЕЛЕНИЯ СЕТУ








Жизнь села Верхоустье в 1912-1914
Вярска (эст. Varska, выруск. Verska; ранее - Верхоустье) - село в уезде Пылвамаа Эстонии, административный центр волости Вярска на границе с Печорским районом Псковской области РФ. Численность населения по переписи 2011 года - 443 человека. Ранее известно как село Верхоустьинское или Верхоустье. На момент 1914 года в Псковском уезде Псковской губернии существовала Слободская волость (с центром в селе Верхоустье) на территории современных волостей Вярска и Микитамяэ уезда Пылвамаа Эстонии, а также Кулейской и Круппской волостей Печорского района Псковской области РФ.












ФИБУЛЫ СЕТУ
(фрагменты статьи Ирины Акиндиновны Галицкой - специалиста Псковского музея-заповедника )
Се́ту (сетукезы, сето, псковская чудь) - малочисленная этническая группа, относящаяся к финно-угорской языковой семье. Проживают сету в основном в юго-восточной части Эстонии и в Печорском районе Псковской области. Историческая область проживания народа носит название Сетумаа или Сетукезия. Численность сету в Эстонии немногим более 10 тысяч человек, в России к сету себя относят 214 человек (по переписи 2010 года).

"Культуру сету характеризует обилие металлических, преимущественно серебряных украшений.
По окончании Северной войны и с присоединением Прибалтийских земель к России под влиянием эстонской культуры у сету появляются новые формы украшений - большая конусообразная пряжка, ожерелья с листовидными подвесками, ожерелья с подвесками-монетами в ажурной оправе. Постепенно, трансформируясь, подчиняясь вкусам отдельных представительниц и всего народа, сложился к XIX столетию «серебряный наряд» женщин сету, который по данным М.Э.Пихо мог достигать веса 3-5 килограмм.

Подобно другим православным прибалтийским народам, на рубеже XVII-XVIII вв. сету восприняли русские формы одежды. Возможно, ношение украшений, подобных русским, например, различной величины и формы кресты на цепях самого разнообразного плетения, было заимствовано в тот же период. По данным музея этнографии, русские в XV-XVII столетиях носили кресты поверх одежды, часто на широких ленточного плетения цепях. Ношение креста поверх одежды получило большое распространение и сохранилось до второй половины XIX в. Также, вероятно, от русских были заимствованы массивные серебряные цепи, которые сохранялись в крестьянском наряде сету до начала ХХ в.

Украшений должно быть в избытке, «дабы среди других выделяться». Для крестьян украшения имели важное значение как средство самоутверждения. Иногда богатые наряды и украшения одалживались за определённую плату (чаще это были наряды сватов и невесты). Изначально это могло быть вызвано желанием повлиять на будущее материальное положение и на дальнейшую жизнь новобрачных. М.Э.Пихо в своей диссертации выделяет 39 основных типов, составляющих этнический комплекс сетусских украшений XIX-XX вв.

Это две фибулы - маленькая, для застегивания ворота рубахи и большая коническая - сыльг; шейные, шейно-нагрудные, нагрудные украшения: ожерелья, цепи, большое и малое монисто, а также серьги, браслеты и кольца. Если судить по описанию сетусской свадьбы, женщины обильно украшали себя кольцами.

Обеспечить повзрослевших дочерей достойными украшениями было для отцов нелегкой задачей. Один из сетусских отцов жалуется: «Одной дочки вполне бы хватило, две дочки - забот по горло, три дочки - сплошное разорение и для ума затмение». Украшения накапливались в семьях, т. к. передавались по наследству из поколения в поколение. Украшения матери обычно доставались старшей дочери, а если таковой в семье не было, то жене старшего сына. Ценились звонкие украшения - подвески должны были при ходьбе и танце соприкасаться с брошками и пряжками и бренчать, считалось, что украшения и издаваемый ими звон отпугивают злых духов. «Когда идут по деревенской улице женщины при полном наборе праздничных украшений, то звон и бренчание от них стоят такие же, как от рыцарских доспехов, «издалека слышно, как они идут, казалось, будто лошади с бубенцами приближаются». Повод надеть украшения - это, прежде всего, праздник. Их надевали в церковь, на вечорки, ярмарки, на качели и в корчмы, куда ходили на танцы. Серебряным украшениям отводилась большая роль во время сева, на свадьбах. В эстонской народной традиции переход от одной жизненной фазы к другой сопровождался определёнными обрядами, в которых важная роль отводилась одежде и украшениям.

Их начинали носить рано. При крещении младенцу надевали крестик, который помещался на цепочке поверх рубахи. Девочки 5-10 лет носили подаренные матерью и бабушкой тонкие цепочки и маленькие фибулы, скрепляющие ворот рубашки. В 10-14 лет появляются более тяжёлые цепи, шумящие подвески, колечки и перстни, которые носят на всех пальцах, кроме среднего. Невесты 14-18 лет уже покупают украшения сами, они становятся очень разнообразными. Хранили украшения в больших амбарных сундуках в специальных ларчиках, вместе с нарядной одеждой. Пред тем, как отправиться в церковь, в гости, на качели, надо было пойти в амбар - нарядиться и надеть украшения.

Важнейшей в наборе сетусских женских украшений была большая конусообразная пряжка - фибула. Её носили женщины возрастной группы 18-45 лет, она считалась символом замужней женщины сету детородного возраста, не имеющей внуков. Сету называют ее "большая пряжка", в эстонской среде она получила наименование, указывающее на этномаркирующую функцию "solg", т. е. пряжка сету. Этот тип украшения появился на основе общеэстонского женского нагрудного украшения конической пряжки, типа "киЫкзо" (конусная фибула). Крупные конические пряжки - сыльг посередине груди были в составе праздничного костюма в Западной Эстонии, на острове Муху, в Северной Эстонии, но только в среде сету они достигли таких больших размеров: в составе коллекции Ф. М. Плюшкина имелась фибула 35,8 см в диаметре и 10 см высоты, сейчас она находится в Российском этнографическом музее. Обычный размер фибулы сету колеблется в диаметре около 20 см. Чем больше фибула, тем она дороже, соответственно, размер её диктовался не только ростом женщины, но и уровнем благосостояния семьи. Иногда жених дарил невесте среди других подарков как важнейшее - суур сыльг. Принятие её означало согласие и готовность к браку. Иногда предложение купить самую большую фибулу было весомым аргументом для согласия невесты.

Носили суур сыльг исключительно по праздникам, в церковь и на свадьбы. Не надевали это украшение в пост, на работу по хозяйству и в поле и, особенно, на похороны и во время траура. Его старались не давать в руки чужим людям, разрешая касаться только хорошим друзьям или родственникам. С фибулой сету связано наибольшее количество магических действий семейной магии: её использовали для повышения способности женщины к деторождению; повышения плодородия растений и плодовитости домашних животных; защиты женщины и будущего ребёнка от болезней и дурного глаза; лечения детей, членов семьи и домашних животных; поддержания молодости и красоты хозяйки; возвращения мужа в семью. Она играла большую роль в свадебной обрядности, в обрядах, связанных с новорождёнными. Сыльг защищала источник сердечной энергии, считавшийся особенно восприимчивым к влиянию злых сил. Украшения изготавливали из серебра, которому приписывались магические свойства: серебро отпугивало нечистую силу.

Форма пряжки всегда конусообразная, с усечённой вершиной; с отогнутым краем внизу у основания конуса, под тупым углом, чуть более 90 градусов. Стенки конуса фибулы часто имеют криволинейные дугообразные очертания. Узкая часть конуса представляет собой подобие пряжки, напаянной на край в виде круглого валика с насечкой, имитирующей скань, с подвижной суживающейся и загнутой книзу на свободном конце иглой - язычком. Другой конец иглы слегка расплющен, вставлен в сквозное отверстие у ободка и закручен вокруг него. Внизу пряжка украшена несколькими рядами чеканных «перлов» и ободком с насечкой; «перлы» большего размера расположены на отогнутом крае фибулы. (Косая штриховка, нанесённая на дрот, выполненная в технике насечки, имитирует скань, а «перлы», возможно, изображают крупную зернь.) Вся поверхность фибулы покрыта гравированным узором. Почти вся поверхность фибулы, включая изображения листьев и промежутки между ними, покрыта различного рода штриховкой, косой решёткой, зигзагом, так что почти не остается свободного непроработанного фона. Некоторые из сыльгов имеют запаянное монетой дно, таким образом они представляют из себя чашу. М. Л. Засецкая пишет, что из таких «чаш» пили и даже поили скотину.

Двуглавый орёл - отличительная черта декора сетусских фибул и один из любимых мотивов сетусских украшений. Все ожерелья из монет лицевой стороной имеют ту, на которой изображен герб Российской империи - двуглавый орёл. Изображение птицы с головами, глядящими в противоположные стороны - один из древнейших языческих символов, который засвидетельствовал постижение человеком дуалистичности окружающего его мира - единого, но состоящего из противоположностей. «Сетусские женщины считают данный символ «редкой двуглавой птицей», которая обладает магической силой. Мужчины сету говорят, что эта птица смотрит одной головой в Эстонию, другой в Россию. Таким образом, они дают геополитическое объяснение этой детали». Двуглавые орлы встречаются в составе украшений хоросов и царских врат в XVI, а особенно в XVII веке, что могло стать источником заимствования. Существует мнение, что эта классическая для фибулы сету композиция была разработана цеховыми ювелирами Эстонии, немцами и шведами лютеранского вероисповедания, для обозначения православных подданных русского царя. Так или иначе, женщины народности сету придавали большое значение этой детали, если орёл повторяется раз за разом на большинстве фибул. Существует определённая преемственность обучения тех ювелиров, которые работали для сету и специализировались на изготовлении сыльгов.

Дерпт (Тарту) выделялся большим количеством ювелиров и имел самостоятельный цех мастеров золотых и серебряных дел.
На фибулах порой встречаются сюжетные композиции очень неожиданного содержания, так, на большой пряжке из Этнографического музея на фоне елки выгравирован верблюд с седоком на спине, а человек, идущий перед ним, бьет в барабан. На другой фибуле изображены кузнецы. Дом с двускатной крышей, трубой и окнами, рядом с ним невысокий забор и мощное дерево, растущее перед ним - таков сюжет изображения на фибуле Псковского собрания. Эта композиция заключена в концентрические окружности с включенным в них геометрическим орнаментом и штриховкой. На противолежащей поверхности расположены украшения в виде четырех рядов фестонов и венчающих их волют, а на других осях композиции - шестилепестковые розетки, заключенные в круг.

К группе нагрудных украшений примыкают дугообразно вырезанные фрагменты кожи, украшенные нашитыми по верхнему краю лентами, тесьмой и серебряными монетами разного достоинства и сохранности, которые крепятся нитками через просверленные в монетах отверстия. Многие такие изделия несут на себе следы множественных ремонтов и переделок, ранние монеты таких монист относятся даже к елизаветинскому времени."
(автор текста Ирина Акиндиновна Галицкая)

#РУНОПЕВЦЫ
#ФИННО_УГРЫ
#СЕТУ
#ПЕЧОРЫ
#ПСКОВ
#ЭСТОНИЯ
#ФИБУЛА

этнография, #ФИННО_УГРЫ, #ПСКОВ, Русский Север, #ЭСТОНИЯ, #ПЕЧОРЫ, Молдавия, #ФИБУЛА, Венгрия, #РУНОПЕВЦЫ, #СЕТУ

Previous post Next post
Up