....иже зареза Редедю пред пълкы Касожьскыми

Aug 26, 2021 18:54


Редедя или Ридада (ум. 1022) - князь касожский (черкесский).
По словам русских летописей, богатырь.
Древние адыгские предания называют его «могучим великаном».
Ридада был верховным князем адыгского союза племён, главным образом зихов и касогов.
Его высоко ценили в черкесских (западно-адыгских) преданиях, «своё племя и родину любил больше своей головы».
Те же предания и русские летописи сообщают, что Редедя (Ридада) обладал большой физической силой, «не было в адыхейском народе никого, кто мог устоять против силы Редеди(Ридады)».
Хвалу Редеде(Ридаде)поныне воспевают в адыгских песнях, напев «Уэ Ридадэ» - это обязательная часть многих песен адыгского фольклора.

В песни казаков перекочевало, как бессмысленная аллитерация-припев  ай-дари-да  ой-дари-дарай

image Click to view


По сообщению Лаврентьевской и Никоновской летописей, в 6530 (1022) году в поход против касогов выступил тмутараканский князь Мстислав Владимирович Храбрый.
Узнав об этом, Редедя вышел навстречу неприятелю.
Предположительно, оба войска встретились на территории племени сагинов, граничащих с Тмутараканским княжеством.
Оба войска выстроились друг против друга, и Редедя предложил Мстиславу, во избежание кровопролития, без применения оружия, решить дело поединком на условиях, что победивший возьмёт семью, землю и «всё», включая жизнь побеждённого.
Одолев Редедю в единоборстве, Мстислав зарезал его в соответствии с обычаями того времени, и результат поединка не был оспорен касогами - битва не состоялась.
Впоследствии Мстислав приписывал свою победу заступничеству Богородицы, которой молился во время боя.
«…И, сказав это, ударил Редедю о землю. И, выхватив нож, зарезал Редедю».
Оригинальный текст (древнерусск.)
«…и се рекъ оудари имь о землю. И въıнзе ножь, зарѣза Редедю».
- Лаврентьевская летопись
Данное событие также отражено и в «Слове о полку Игореве»:
«…храброму Мстиславу, что зарезал Редедю перед полками касожскими».
Оригинальный текст (древнерусск.
«…храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ полкы касожьскыми».
Поединок также отражён и в адыгских преданиях.
В них Редедя, как и по русским летописям, предложил уберечь войска от кровопролития и решить дело поединком, однако, по одной из версий, Редедя просил «Тамтаракайского князя» прислать достойного бойца из его войска, но князь, согласившись на поединок, не стал никого искать, а вышел сам.
Борьба продолжалась несколько часов.
После поединка Мстислав убивает Редедю перед полками касожскими.
Радзивилловская летопись.
«…Наконец Редедя пал и князь поразил его ножом».
После победы над Редедей Мстислав взял в плен жену его и детей, а касогов обложил данью.
Сыновей Редеди Мстислав окрестил именами Юрий и Роман.
За Романа он отдал замуж дочь свою Татьяну Мстиславну, однако Роман погиб в знаменитой битве при Листвене в 1024 году, не оставив потомства.

Касоги- (косо́ги, каша́ги, каша́ки, кеше́ки) - экзоэтноним предков современных адыгов, упоминаемый в русских летописях до нашествия татар, а также часто встречающийся в арабских, византийских, грузинских, армянских и других исторических и географических источниках средних веков.

943 год - «люди из страны кашаков», так впервые упомянул арабский историк и географ Аль-Масуди[1], в своем сочинении «Золотые копи и россыпи самоцветов», где сообщал.
За пределами страны аланов, между Кавказом и Румским (Чёрным) морем обитают кешеки
(Оссеты называют кабардинцев kasakh, мингрельцы - kachak).
"Эта нация миролюбивая, и исповедует религию магов. В этих краях нет ни одного народа, мужчины которого имели бы более правильные черты, более яркий цвет лица и были бы так стройны станом.
Говорят, что их женщины изумительной красоты и весьма сладострастны.
Для своей одежды кешеки употребляют белые полотна, греческие шелка, малинового цвета атлас, а также другие, затканные золотом, шелковые ткани.
Несмотря на то, что аланы могущественный народ, они не смогли, однако, покорить кешеков; они сопротивляются, укрываясь в крепостях, которыми владеют по берегу моря.
Одни утверждают, что это море Рум, другие, что это Нитис (Понт).
Несомненно, однако, что кешеки находятся недалеко от города Трапезунда; они постоянно сообщаются с этим городом, плавая к его берегам в своих галерах, в которых отвозят и привозят товары.
Кешеки еще не смогли померяться силами в отк
бы орытом бою с аланами, потому что у них нет единого вождя, который мог бы их объединить.ни жили в полном согласии, ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы устоять против них.
Слово «кешек» - персидское и означает - «гордый», "надменный"

Теперь, о предполагаемом значении слова «касок» (касак), впрочем, как и слова «казак» (и продолжая отвечать, на выше поставленный вопрос) которые можно только из тюркского языка разложить на два слова - «Кас» (Каз, Хаз), и «Ак» (Ок), образующее значение «Белый Гусь» , и которое могло быть этимологией Касак (Касог) - Кайсак - Кашак- Казак - Казах, и, кстати, слово «Гусь» (Лебедь), присутствует, так же и в этнониме Хазар.
Лебедь (Гусь) была тотемной птицей среди различных тюркоязычных племён, включая куман (половцев) и кумандинцев на Алтае, где «Ку», тюркская аналогией «Кас» (Каз). Тотемические верования древних тюрок, и это типично для древних времён и многих народов, было связанно с поклонением в различные животные и птиц, что нередко отражали этнонимы тюркских народов, например, «огуз» - это «бык», или «ку- маны» - «люди- лебеди»…

Птица Лебедь (или Гусь), был тотемом и хазар, а ку- мандинцев на Алтае, так и называют «лебедиными людьми». В целом этноним «хазар», значит «Народ Лебедя», и по содержанию почти совпадает с предполагаемым значением «касог». Исторически термин «Лебедь» впервые употреблен в русских исторических источниках в древнерусской легенде об основании г. Киева и Киевский Руси. Согласно этой легенде, ими были братья Кий, Хор, Щек и их сестра Лыбедь

И Киев и Тамань, в одно время, находились под контролем Хазарского каганата, - государства, которое занимало обширные территории Восточной Европы, начиная с середины VII в. (630 г.), и до второй половины X в (с 630 г. по 965 год). И там, где существовала Тамань, находилась страна «Лебедия», где именно в то время, проживали касоги, а касоги проживали в стране, очерчиваемая границами Дона, Азовского моря, долины реки Кубань и Кавказского хребта. Страна «Лебедию» или как страна «Лебедия» стала упоминаться именно в этой форме, с появлением здесь мадьярских кочевников из Поволжья и При Уралья, которые по пути на Балканы, несколько раз останавливались, основывая что-то наподобие государственных образований, включая «Лебедию». «На Кубани, так и на Северском Донце связаны со степными культурами и имеют тюркское или угорское происхождение. Вероятно, обе группы были частью одного этноса и носили общее для них имя - касоги/касахи/кашаки», заключает А. В. Дмитриев.

Помняшеть бо речь първых времен усобице; тогда пущашеть ĩ соколовь на стадо лебедей,

А Половци неготовами дорогами побегоша к Дону Великому; крычат телегы полунощы, рци лебеди роспущени.
Игорь к Дону вои ведет: уже бо беды его пасет птиць;

Вступил девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону плещучи, убуди жирня времена.

Слово о полку Игореве

#СЛОВООПОЛКУ
#РЕДЕДЯ
#РИДАДА

#СЛОВООПОЛКУ, гуси-лебеди, #РЕДЕДЯ, гусиная земля, #РИДАДА, гуси

Previous post Next post
Up