Выгорецкая обитель Выгорецкая республика
Данилово - уникальная не только для Карелии, но и для всей России деревня. Здесь возникло и просуществовало почти два века знаменитое Выгорецкое общежительство - центр российского раскольнического движения.
Первое упоминание о Данилове в исторических источниках относится к 1694 году. Но почти за двадцать лет до этого, после разгрома Соловецкого монастыря в 1676 году, соловецкие беглецы - черный дьякон Игнатий, игумен Досифей и дьячок Шунского погоста Данила Викулин - поселились среди болот, простирающихся вдоль реки Выг. Их учение быстро распространилось между жителями так называемого «Повенецкого рядка». И в 1694 году уже был Выгорецкий Даниловский монастырь, в котором руководителем признан Данила Викулин. Спустя год к нему присоединились два брата из рода князей Мышецких - Андрей и Семен Денисовы.
С их прибытием Выгорецкое общежительство стало возрастать и особенно усиливаться. Ум, красноречие, начитанность и образование дали Андрею Денисову первое место между выгорецкими старшинами и побудили разделить власть, удержав за Викулиным сан настоятеля, предоставить Денисову звание «судии и правителя» выгорецких раскольников. Но дело было не в звании: Денисов так хорошо знал окружающих, что не нуждался в каком-либо наименовании. Он понимал их потребности и нужды, умел пользоваться обстоятельствами и обладал волей, которая не останавливалась ни перед какими препятствиями. Оба Денисовы формулировали учение Поморской секты в своих сочинениях. Кроме того, они сумели выстроить нормальные отношения и с представителями другого направления раскольничества - поповцами.
Тысячи и один
Выгореция развивалась стремительно. Приток населения в монастырь увеличивался с каждым годом. В 1706 году был основан женский Лексинский монастырь в 22 верстах от Данилова, появился Тихвиноборский скит на речке Геннадиевке: сюда набралось много беглецов из Тихвина, Ярославля, Каргополя, Толвуи и Ребол. Вокруг монастырей раскинулось множество пашенных дворов, 27 скитов, отдельным же кельям и поселенцам по дебрям и горам не было счета.В обители действовали предприятия по выплавке меди, производству кирпича и досок, выделке кож, выгонке смолы и дегтя. Община имела несколько хлебных пристаней на Онежском озере, мельницы, несколько озерных судов, вела торговлю. При монастырях существовали школы иконописания и грамоты, библиотеки, в которых помимо церковных раскольничьих книг было много томов по истории, философии, географии, словесности, медицине, архитектуре. Здесь же существовали мастерские по художественному литью, рукоделию. Выгорецкие художники создали свою школу иконописи - «поморское письмо», которое отличалось высоким мастерством и сложностью рисунка, богатством и разнообразием красок. Славились их изделия из латуни - «поморское литье». Лексинское женское общежительство стало известно своим художественным шитьем золотом и шелками по бархату, шелку и парче. В монастыре переписывали книги, создавали духовные произведения. Таким образом, старообрядческий Даниловский монастырь в XVIII - XIX веках превратился в духовный и экономический самостоятельный центр Севера России.
Однако в середине XIX века Николай I, во времена которого был провозглашен знаменитый лозунг «Православие, самодержавие, народность», явно не симпатизировавший старообрядцам, подверг общежительство разорению: сначала были запечатаны часовни обители, потом экспроприированы земли общины, людей стали выселять с обжитых мест. В 1855 году обитель прекратила свое существование. Вот вам и роль личности в истории... Одни десятилетиями и столетиями создавали, другие днями и месяцами все разрушили...
Описание окружающей местности Историю выгорецкой пустыни написал Иван Филиппов (1661-1744), один из преемников Андрея Денисова в звании киновиарха; сочинение это издано, с соблюдением правописания подлинника, Д. Е. Кожанчиковым, под заглавием: "
История Выговской старообрядческой пустыни" (СПб., 1862). Ср. Е. Барсов, "Описание рукописей и книг, хранящихся в выголексинской библиотеке" (СПб., 1784); его же "Уложение братьев Денисовых", в "Памятной книжке Олонецкой губ. на 1868 и 1869 гг. Остальная литература приведена в ст. Я. Абрамова "Выговские пионеры" ("Отечественные Записки", 1884 г., №№ 3 и 4).