Выгорецкая республика

Jun 19, 2021 13:22

Выгорецкая обитель

Выгорецкая республика
Данилово - уникальная  не только для Карелии, но и для всей России деревня.
Здесь возникло и просуществовало почти два века знаменитое  Выгорецкое общежительство -  центр российского раскольнического движения.
Первое упоминание о Данилове в исторических источниках относится к 1694 году. Но почти за двадцать лет до этого, после разгрома  Соловецкого монастыря в 1676 году,    соловецкие беглецы -  черный дьякон Игнатий, игумен Досифей и дьячок Шунского погоста Данила Викулин -  поселились среди болот, простирающихся вдоль реки Выг. Их учение быстро распространилось между жителями так  называемого  «Повенецкого рядка». И в 1694 году уже был   Выгорецкий Даниловский монастырь,  в котором руководителем  признан Данила Викулин. Спустя год к нему   присоединились два брата из рода князей Мышецких - Андрей и Семен Денисовы.

С их прибытием Выгорецкое общежительство стало возрастать и особенно усиливаться.  Ум,  красноречие, начитанность и  образование  дали  Андрею Денисову первое место между выгорецкими старшинами и побудили разделить власть, удержав за Викулиным сан настоятеля, предоставить Денисову звание «судии и правителя» выгорецких раскольников. Но дело было не в звании: Денисов так хорошо знал окружающих, что не нуждался в каком-либо наименовании.   Он  понимал  их потребности и нужды, умел  пользоваться обстоятельствами и обладал волей, которая не останавливалась ни перед какими препятствиями.  Оба Денисовы формулировали учение Поморской секты в своих сочинениях.    Кроме того, они сумели выстроить нормальные  отношения и с представителями другого направления раскольничества - поповцами.
Тысячи и один
Выгореция  развивалась стремительно. Приток населения в монастырь увеличивался с каждым годом.  В 1706 году был основан женский  Лексинский монастырь в 22 верстах от Данилова, появился  Тихвиноборский скит на  речке Геннадиевке: сюда набралось много беглецов из Тихвина, Ярославля, Каргополя, Толвуи и Ребол.  Вокруг монастырей раскинулось множество пашенных дворов, 27 скитов, отдельным же кельям и поселенцам по дебрям и горам не было счета.В обители действовали предприятия по выплавке меди, производству кирпича и досок, выделке кож, выгонке смолы и дегтя. Община имела несколько хлебных пристаней на Онежском озере, мельницы, несколько озерных судов, вела торговлю. При монастырях существовали школы иконописания и грамоты, библиотеки, в которых  помимо церковных раскольничьих книг  было много томов по  истории, философии, географии, словесности, медицине, архитектуре. Здесь же  существовали   мастерские по художественному литью, рукоделию.  Выгорецкие художники создали свою школу иконописи -  «поморское письмо», которое  отличалось высоким мастерством и сложностью рисунка, богатством и разнообразием красок.  Славились их   изделия из латуни -   «поморское литье». Лексинское  женское общежительство стало известно  своим художественным шитьем золотом и шелками по бархату, шелку и парче.  В монастыре  переписывали  книги, создавали духовные произведения.  Таким образом,  старообрядческий  Даниловский монастырь  в XVIII - XIX веках  превратился в духовный и экономический  самостоятельный центр Севера России.

Однако в середине XIX века  Николай I, во времена которого был провозглашен знаменитый лозунг «Православие, самодержавие, народность»,   явно не симпатизировавший старообрядцам,  подверг  общежительство  разорению:  сначала были запечатаны часовни обители, потом экспроприированы земли общины, людей стали выселять с обжитых мест.  В 1855 году обитель прекратила свое существование.   Вот вам и роль личности в истории... Одни десятилетиями и столетиями создавали, другие днями и месяцами все разрушили...







Описание окружающей местности



Историю выгорецкой пустыни написал Иван Филиппов (1661-1744), один из преемников Андрея Денисова в звании киновиарха; сочинение это издано, с соблюдением правописания подлинника, Д. Е. Кожанчиковым, под заглавием: "История Выговской старообрядческой пустыни" (СПб., 1862). Ср. Е. Барсов, "Описание рукописей и книг, хранящихся в выголексинской библиотеке" (СПб., 1784); его же "Уложение братьев Денисовых", в "Памятной книжке Олонецкой губ. на 1868 и 1869 гг. Остальная литература приведена в ст. Я. Абрамова "Выговские пионеры" ("Отечественные Записки", 1884 г., №№ 3 и 4).

староверы, Русский Север

Previous post Next post
Up