Click to view
Click to view
Газырь или Хазыр (от арабского «готовый» ) - у кавказских народов - ружейный заряд, состоявший из отмеренного порохового заряда или бумажного патрона и пули. Газыри носились или в сумке-газырнице, или, чаще, в двух (по сторонам) рядах нашивных нагрудных кармашков, выполняющих роль патронташа. В дальнейшем стали декоративным элементом, являющимся неотъемлемой частью национальной одежды кавказских народов (XIX - начала XX века). Газыри обычно были костяными, а парадные изготавливались из серебра.
Были заимствованы казачьими частями русской армии вместе с шашкой, буркой, папахой и другими деталями военной культуры у народов Кавказа, в процессе завоевания этих территорий. Нагрудные газыри были хорошо приспособлены к условиям боя в горах при любой погоде, не давая пороху намокнуть при нахождении стрелка в положениях стоя, лёжа или верхом на коне.
А что было на одежде ДО появления огнестрельного оружия?
Адыги.RU5108 subscribersОгнестрельное оружие на КавказеРаспространение у черкесов огнестрельного оружия, согласно письменным источникам, относится ко второй половине XVII в. Д. Интериано /конец XV в./ в своем описании военного уклада черкесов огнестрельного оружия не упоминает.
Известно, что кабардинские князья в XVI-XVII вв. неоднократно обращались к русскому правительству с просьбой прислать воинов, вооруженных «вогненным боем».
Посылки отрядов имели место четыре раза между 1558- 1567 гг., они повторялись в 1586, 1589, 1591 гг. В 30-х годах XVII в. терские воеводы, вмешиваясь в междоусобицы местных феодалов, посылали ратных людей с «вогненным боем» /Кушева, 105,131,209,237,259,273,283,303/. Таким образом, в XVI и первой четверти XVII в. черкесская феодальная верхушка знала о преимуществах огнестрельного оружия, но в собственном распоряжении его не имела. При описании населения Черкесии в 1634 г. Дж. Лукка не называет огнестрельного оружия. Эвлия Челеби в 1666 г. характеризовал место огнестрельного оружия в вооружении княжеских дружин.
Так, часть из трех тысяч воинов племени шегаке перешли уже к вооружению огнестрельным оружием («Некоторые беи возят ружья на лошадях, а копий не носят»; «пешие воины все имеют ружья»). Отряды, вооруженные ружьями, были достаточно велики; племя большая жанэ в сопровождение хану, в свите которого ехал Эвлия Челеби, выставило тысячу воинов с ружьями. По стольку же воинов с ружьями предоставили и племена адами, «болоткай» (темиргойцы), «бузудук» (бжедуги). В честь праздника, на котором присутствовал Эвлия Челеби, палили залпами из ружей. Доля воинов, вооруженных огнестрельным оружием, согласно данным Эвлия Челеби, колебалась от одной трети (у бжедугов) до одной шестой (в Малой Кабарде, где из 12 тыс. воинов 2 тыс. были вооружены ружьями) /Челеби, II, 59, 63, 71,73,75,76,97/.
Итак, XVII в. - время сосуществования огнестрельного оружия с луком и стрелами. Вся пехота вооружена ружьями, всадники - преимущественно луком, стрелами и копьями. Огнестрельное оружие приобретает значение в тактике боя. Эвлия Челеби рассказывает, что во время столкновений с калмыками кабардинцы и их союзники ногайцы, располагавшие всего 10 тыс. джигитов, заманили калмыков в горы. Ногайские стрелки, засевшие в засаде, из ружей ударили по противнику залпами свинца, а затем прибегли к холодному оружию. В результате 20 тыс. калмыков пало, а еще 20 тыс. было захвачено в плен. (Точность численных данных, конечно, сомнительна). Когда сын убитого вождя калмыков вновь привел войско в Кабарду, кабардинцы и ногайцы применили другую тактическую хитрость: укрывшись в ущелье, они ударили из ружей и перебили почти все калмыцкое войско /Челеби, II, 87-88/.
Огнестрельное оружие постепенно вытесняло лук и стрелы, и XVIII в. можно считать временем повсеместного распространения огнестрельного вооружения. Абри де ля Мотрэ писал в 1711 г., что черкесы научились изготовлять («подражать») огнестрельное оружие, подобное тому, которым владели татары. Он даже полагал, что черкесы превзошли то огнестрельное оружие, которое купцы привозили к ним из Константинополя, и даже научились изготовлять порох и пользоваться им по мере надобности /Мотрэ, 124/. Это сообщение подтвердил кабардинский посол Магомед Атажукин, который в 1732 г. сообщил: «Как в Малой, так и в Большой Кабарде к деланию ружья заводы есть и делают пищали и сабли для себя несколько». Тем не менее он полагал, что ружья «более покупают у российских купцов и у крымцев для того, что российские и крымские ружья лутче» /КРО, II, 61-62/.
О ввозе в Черкесию оружия из Крыма сообщает Карл Пейсонель: через Тамань из Крыма между 1750 и 1760 гг. ежегодно ввозилось «1000 ружейных стволов из Бахчисарая, качество которых определяет цену» /Пейсональ, 194/.
В «Описании кабардинского народа» читаем: «Ружье у кабардинцев от большей части огненное, а у некоторых есть и сайдаки... Пищали у них крымские и кубачинские, и больше винтопаль-ные, но притом короткие и лехкие. Они при драке их с неприятельми ис пищалей стреляют каждый только один раз, а потом все саблями и сашками рубят и колют» /ОКН, 158/.
( При одноразовой стрельбе ГАЗЫРИ, вроде, не слишком нужны?)
Кавказское оружие первой четверти XVIII в. принадлежит к кремневой системе. Она оставалась неизменной на Кавказе почти до последней четверти XIX в. Так как кремневое оружие служит долго и может использоваться не менее ста лет, то постепенно оно накапливалось в стране, и в 30-х годах XIX в., как о том писал А. Хан-Гирей, «нет почти ни одного черкеса, который не имел бы огнестрельного оружия» /Хан-Гирей, 266/. То же самое сообщал и Д. Белл в 30-е годы XIX в.: «Сейчас каждый пастушок обладает или ружьем или пистолетом, а иногда и тем и другим» /Белл, 499/. Огнестрельное оружие интенсивно производилось в самой Черкесии в годы Кавказской войны, потому что была затруднена связь с центрами производства оружия, в частности с Кубачи. Во всяком случае, именно на 40-60-е годы XIX в. приходится основное количество датированного черкесского оружия.
После окончания Кавказской войны производство огнестрельного оружия резко сократилось. На Западном Кавказе его ношение и вовсе запрещалось, а в Кабарде разрешалось только тем, за благонадежность которых поручалось сельское управление /Мамбетов, 64-67/. Но все же и после 60-х годов оружие еще производилось. М. Чистяков писал, что инструментов для изготовления оружия недостаточно, что они примитивны, но что кабардинцы делают превосходное оружие. Оружейники пользуются уважением и получают хорошую плату за свою работу /Чистяков, 266-267/. Со временем кремневое оружие все более устаревало, распространялось европейское охотничье оружие более совершенных систем. Мастера стали заниматься преимущественно починкой оружия. К концу XIX в. в Кабарде работали только 14 оружейников /Вертепов, 16/.
История сохранила нам немного имен мастеров огнестрельного оружия. Одно из самых ранних относится ко второй половине XVIII в. Тогда кабардинских мастеров приглашали русские военачальники для ремонта и правки оружия. Атаман войска Донского С. Д. Ефремов в 1764 г. доносил в Коллегию иностранных дел, что к нему из Кабарды приехали «для оправки работаю здешним казакам ружей, сабель и протчей поделки Исмаил Аджи с товарищами» /КРО, И,
235/. Речь идет об Исмаил-бее Атажукине. Существует, впрочем, мнение, что этот приезд был лишь прикрытием для переговоров с русским правительством. Во всяком случае впоследствии Атажукин поступил на русскую службу и дослужился до высоких чинов. Он участвовал в штурме Очакова, в войне со Швецией 1789 г., в штурме Измаила /Вилинбахов, 128/. Еще два знаменитых адыгских мастера огнестрельного оружия, Хаджмастафа (или Хаджи Мустафа) и Ериджиб (или Ираджиб), работали, как считают некоторые исследователи, в XVII в. /Мамбе-тов, 64-67/. Их именами назывались ружья определенного типа, упоминаемые в фольклоре первой половины XIX в., например в песне «Старая Лаба» /ОИК, 4, 320, 383/.
От стариков адыгов мне пришлось слышать в 1958 г. о нескольких мастерах, живших и работавших до 1864 г.
Это были:
Ериджиб, или Ираджибок, который изготавливал винтовки с массивными стволами, утолщенными у дульного среза, с массивными прикладами, украшенными оленьим рогом. Подобные винтовки, называвшиеся его именем, славились и дорого стоили. В песне рассказывается, что пуля из «ираджибока» пробила голову врага и попала в голову предателя.
Машук делал металлические части легких винтовок с длинными стволами и черными прикладами, которые назывались по его имени «ма-шуками». Он был абадзехом, работал в то время, «когда абадзехи еще жили в горах», то есть до 60-х годов XIX в.
Клепшук славился целиком сработанными ружьями и пистолетами. Он украшал стволы золотой насечкой, а ложу - серебром с чернью. Жил Клепшук в горах.
Хаджи Мустафа, живший в первой половине XIX в. Заметим, что имя «Хаджи Мустафа» часто выбито на стволах «крымских» ружей и дагестанских пистолетов, сделанных в Харбуке. Можно предположить, что он не был черкесским мастером, но оружие его производства бытовало в Черкесии.
М. А. Меретуков приводит названия десятка типов адыгейских ружей, сообщенных ему информаторами. Среди них есть «машук», «ерджибеги», «хадже-мустафа» и «маджар» (последнее название распространено у чеченцев) /Меретуков, 64/.
Несколько имен черкесских мастеров XVIII-XIX вв. можно установить по хранящимся в музеях ружьям и пистолетам. При этом нужно учитывать, что создавали огнестрельное оружие мастера нескольких специальностей - ствольщики, замочники, ложники, серебряники - и не все они ставили свои имена на изготавливаемых предметах. На стволах, относимых мною к крымскому производству, обычно выбиты имена крымских мастеров. На стволах черкесского производства имена ствольщиков, за редким исключением, не встречаются.
Бытовавшие в Черкесии ружья и пистолеты, по нашему мнению, имеют замки местной работы. Почти все они снабжены клеймами со значками или именами мастеров. В результате нам известны многие черкесские замочники конца XVIII - первой половины XIX в. Ложники, напротив, за очень редким исключением, своего имени не указывали. На серебряных деталях ружей и пистолетов имена мастеров встречаются часто. Эти же мастера украшали серебряные детали холодного оружия, поэтому они названы мною в общем списке мастеров серебряного дела.
Имена мастеров огнестрельного оружия второй половины XIX в. известны главным образом из опросов населения. Они перечислены в работах Г. X. Мамбетова, Б. X. Мальбахова, X. X. Яхтанигова /Мамбетов, 64-67; Мальба-хов, 101; Яхтанигов, 23-24/. Их данные я дополняю материалами своих полевых сборов, проведенных в 1958 г. Итак, можно восстановить период работы, изредка годы жизни, ассортимент изделий следующих оружейников.
Абидов Ш. (конец XIXв.), сел. Дейское. Изготавливал также холодное оружие.
Абитов Хату (середина XIXв.), сел. Хамидие. Изготавливал двуствольные ружья с вертикально расположенными стволами, которые высоко ценились во Владикавказе. По-видимому, работу этого мастера имел в виду Хан-Гирей, сообщая, что адыги (черкесы) изготавливали двуствольные ружья с вертикально расположенными стволами с двумя замками /Хан-Гирей, 265/.
Абдоков, Кызбурун П.
АгабаевД., из Чегемского общества.
Алоев Барак (середина XIXв.), сел. Чегем П.
Арипшев Хасет, сел. Чегем I.
Ачабаев, Балкария.
Бадзалей (примерноХУШ в.).
Бацежев Птиш (середина XIX в.), сел. Дейское.
Беканов (конец XIXв.), сел. Чегем I.
Беку лов М. (конец XIX в.), сел. Урвань. Занимался ремонтом или переделкой оружия.
Бербеков Црух (середина XIX в.), сел. Аушигер.
Бичоев Тагир (вторая половина XIX в.), сел. Нарвань.
Варитловы, Шалушка.
Гятов, Старый Лескен.
+ Дабагов Мухаммед (1863-1943), сел. Чегем I. Сын Хайсета Дабагова, кузнец и оружейник. Изготавливал ружья, пистолеты; считался лучшим мастером *.
+ Дабагов Хайсет, или Хажсет (1826- 1933), сел. Чегем I. Известный мастер, изготавливал ружья, пистолеты, холодное оружие, конскую сбрую, порох. Начал работать во время Кавказской войны/ИКБ, 1,344/.
+ Дауров Хусейн (середина XIXв.), сел. Хаку-ринохабль. Во время Кавказской войны отливал пушки, делал ружья, шашки, кинжалы, шлемы, порох. Железо добывал сам. Ружье изготавливал полностью, но оружие не украшал.
Жерештиев Псаун (вторая половина XIX в.), сел. Шалушка.
Закореев А. (конец XIXв.), сел. Каменномост-ское. Делал также холодное оружие.
Калибатовы, Старый Лескен.
Каражев Шамиль, Н. Курп.
Карданов Ж. (конец XIX в.), сел. Урвань. Изготавливал также холодное оружие.
Каров С, Старый Лескен.
Курманов К. (конец XIX в.), сел. Басканенок. Изготавливал и холодное оружие.
Кушкабиевы, семь братьев (начало XIX в.), сел. Хамидие.
Мамхетов Т. (вторая половина XIX в.), сел. Кызбурун Ш. Изготавливал ружья образца «хаджмастафа» и «ериджиб». Сконструировал приспособление для вытачивания ствола в форме четырехугольной рамки с лежащим на ней деревянным стержнем с железной шестигранной частью, имевшей 6 зубцов на конце. У него имелось восемь таких приспособлений, которыми он пользовался поочередно.
Машуко (начало XIX в.), сел. Дейское.
+ Метов (род. около 1800 г.), сел. Ходзь. Мастер огнестрельного оружия, дед серебряника Ас-ланука Метова.
Мечиев, Балкария,
Наурзоков, Кызбурун I.
Саней (XIX в.) /ОИКЧ, 1,383/.
Сижажев (конец XIX в.), сел. Нартан.
СоновМ. (конец XIXв.), сел.Куркужин. Занимался ремонтом или переделкой оружия.
Сруков Хажмуса (вторая половина XIX в.), сел. Урух.
Сруков Хажцук (вторая половина XIX в.), сел. Урух.
Таов (начало XIX в.), Кабарда, сел. Шалушка.
Темиржанов А. (вторая половина XIX в.), сел. Верхняя Балкария. Известный оружейный мастер/ИКБ, 1,344/.
Теуников Марем (конец XIX в.), сел. Старый Лескен.
Тлемтхачев Б. (род. около 1880 г.), сел. Нартан. Согласно его сообщению, между 1900 и 1920 гг. изготовил 150 кремневых ружей и пистолетов.
Унакафов X. (конец XIXв.), сел. Старый Лес-кен.
Хабечев М., Терек.
+ Хапачевы Хаджи Белю (род. около 1870 г.) и Лялю, братья из сел. Хатажукай. В молодости делали одноствольные ружья.
+ Хиштов Хечемако (около 1825-1915 гг.), сел. Кошехабль. Изготавливал холодное оружие (клинки кинжалов), чинил огнестрельное оружие, делал железные детали для конской сбруи и седел. Изделия украшал золотой насечкой и костью.
Шереужев М. (или Л.) (конец XIX в.), сел. Урух. Ремонтировал или переделывал оружие.
Шеушеков, изготавливал ружейные замки /Меретуков, 67/.
Шогенов О. (конец XIX в.), сел. Урух. Ремонтировал или переделывал оружие.