Марк Аврелий Markus Aurelius Antoninus Основные источники, описывающие жизнь и правление Марка, неоднородны и часто ненадежны. Самая важная группа источников биографии, содержащиеся в Historia Augusta, утверждала, что они написаны группой авторов на рубеже 4-го века нашей эры, но считается, что на самом деле они были написаны одним автором (см. Здесь как «биограф») примерно с 395 г.
Более поздние биографии и биографии подчиненных императоров и узурпаторов ненадежны, но более ранние биографии, полученные в основном из ныне утерянных более ранних источников (Мариус Максимус или Игнотус), намного более точны
Что касается жизни и правления Марка, биографии Адриана, Антонина, Марка и Луция в значительной степени достоверны, а биографии Элия Вера и Авидия Кассия - нет.
Переписка между наставником Маркуса Фронто и различными чиновниками Антонина сохранилась в серии разрозненных рукописей, охватывающих период с ок. 138 - 166.
Собственные «Медитации» Маркуса открывают окно в его внутреннюю жизнь, но в значительной степени не датированы и содержат мало конкретных ссылок на мирские дела.
Основным источником повествования этого периода является Кассий Дион, греческий сенатор из Вифинии Никеи, который написал историю Рима с момента его основания до 229 года в восьмидесяти книгах.
Дио жизненно важен для военной истории того периода, но его сенаторские предрассудки и решительное противодействие имперской экспансии затмевают его точку зрения .
Некоторые другие литературные источники содержат конкретные детали: сочинения врача Галена о привычках элиты Антонина, речи Элия Аристида о темпераменте времени, а также конституции, сохранившиеся в Сборнике и Кодексе Юстиниана о юридической деятельности Марка. Надписи и находки монет дополняют литературные источники.
Марк родился в Риме 26 апреля 121. Его звали при рождении предположительно Марк Анний Вер , но некоторые источники приписывают ему это имя после смерти отца и неофициального усыновления его дедом, когда он достиг совершеннолетия или во время его брака.
Возможно, он был известен как Марк Анний Катилий Северус при рождении или в какой-то момент его юности или Марк Катилий Северус Анний Вер.
После принятия Антонином наследником престола он был известен как Марк Элий Аврелий Вер Цезарь, а после своего вознесения он был Марком Аврелием Антонином Августом до своей смерти;
Епифаний Саламинский в своей хронологии римских императоров О мерах и весах, называет его Марк Аврелий Вер.
Происхождение
Семья Марка по отцовской линии имела римское итало-иберийское происхождение.
Его отцом был Марк Анний Вер (III).
Род Annia имел италийское происхождение (с легендарными заявлениями о его происхождении от Нумы Помпилия), и его ветвь переместилась в Укуби, небольшой город к юго-востоку от Кордовы в Иберийской Бетике.
Эта ветвь Аурелиев, базирующаяся в римской Испании, Аннии Вери, стала известной в Риме в конце I века нашей эры.
Прадед Марка, Марк Анний Вер (I) был сенатором и (согласно Historia Augusta) бывшим претором; его дед Марк Анний Вер (II) стал патрицием в 73-74 гг.
Через свою бабушку Рупилию Маркус был членом династии Нерва-Антонинов;
Племянница со стороны сестры императора Траяна Салония Матидия была матерью Рупилии и ее сводной сестры, жены Адриана Сабины.
Мать Марка, Домиция Лусилла Младшая (также известная как Домиция Кальвилла), была дочерью римского патриция П. Кальвизия Тулла и унаследовала огромное состояние (подробно описанное в одном из писем Плиния) от своих родителей и бабушек и дедушек. В ее наследство входили большие кирпичные заводы на окраине Рима - прибыльное предприятие в эпоху, когда город переживал строительный бум - и Horti Domitia Calvillae (или Lucillae), виллу на Целийском холме в Риме.
Сам Маркус родился и вырос в Хорти и называл холм Целий «Мой Целий».
Приемная семья Марка имела римское итало-галльское происхождение: род Аурелия, в который Маркус был усыновлен в возрасте 17 лет, был родом сабинян; Антонин Пий, его приемный отец, происходил из Аурелиев Фульви, ветви Аурелиев, базирующейся в Римской Галлии.
Детство
Сестра Маркуса, Анния Корнифисия Фаустина, вероятно, родилась в 122 или 123 году .
Его отец, вероятно, умер в 124 году, когда Маркусу было три года во время его претурианства.
Хотя он вряд ли мог знать своего отца, Маркус писал в своих «Размышлениях», что он научился «скромности и мужественности» из своих воспоминаний. о его отце и посмертной репутации этого человека.
Его мать Лусилла больше не вышла замуж и, следуя преобладающим аристократическим обычаям, вероятно, не проводила много времени со своим сыном.
Вместо этого Маркус находился на попечении кормилиц и был воспитан после смерти отца своим дедом Маркусом Аннием Вером (II), который всегда сохранял законную власть patria potestas над своим сыном и внуком.
Технически это не было усыновлением, созданием новой и иной patria potestas.
Луций Катилий Северус, описанный как прадед Марка по материнской линии, также участвовал в его воспитании; он, вероятно, был отчимом Старшей Домиции Лусиллы.
Марк вырос в доме своих родителей на Целийском холме, в престижном районе с небольшим количеством общественных зданий, но множеством аристократических вилл.
Дед Марка владел дворцом рядом с Латераном, где он провел большую часть своего детства .
Марк благодарит своего деда за то, что он научил его «хорошему характеру и избеганию плохого настроения».
Он меньше любил любовницу, которую его дед взял и с которой жил после смерти своей жены Рупилии.
Марк был благодарен за то, что ему не пришлось жить с ней долго.
Марк получил домашнее образование в соответствии с современными ему аристократическими тенденциями;
он благодарит Катилия Северуса за то, что он побуждал его избегать государственных школ.
Один из его учителей, Диогнет, мастер живописи, оказался особенно влиятельным; он, кажется, познакомил Марка Аврелия с философским образом жизни .
В апреле 132 года по велению Диогнета Марк принял одежду и привычки философа: он учился в грубом греческом плаще и спал на земле, пока мать не убедила его спать на кровати.
Новый набор наставников - ученый
гомерик Александр Котиеумский вместе с учителями латыни Тросием Апером и Тутицием Прокулом - взяли на себя образование Марка примерно в 132 или 133.
Марк благодарит Александра за его обучение литературному стилю.
Влияние Александра - акцент на смысле, а не стиле и тщательной формулировкой, с редкими цитатами из Гомера - было обнаружено в «Размышлениях» Марка
Click to view