По строгому монастырскому уставу, что содержится в скитах, баня не дозволяется.
Мыться в бане, купаться в реке, обнажать свое тело - великий грех, а ходить век свой в грязи и всякой нечистоте -
богоугодный подвиг, подъятый ради умерщвления плоти.
Возненавидь тело свое,
смиряй его постом, бдением, бессчетными земными поклонами, наложи на себя
тяжелые вериги, веселись о каждой ране, о каждой болезни, держи себя в
грязи и с радостью отдавай тело на кормление насекомым,- вот
завет византийских монахов, перенесенный святошами и в нашу страну.
Но не весь этот завет исполняется. Старые народные обычаи крепко держатся, и баня
с вениками, которым, говорят, еще апостол Андрей дивовался на Ильмени,
удержалась и в пустынях, и в монастырях, несмотря на греческие проклятья.
Не ходят в баню лишь те скитские жители, что самое подвижное
житие провождают, да и те ину пору не могут устоять против "демонского
стреляния" - парятся. В Красноярском скиту от бани никто не отрекался, а
сам игумен ждет, бывало, не дождется субботы, чтоб хорошенько пропарить
грешную плоть свою.
Оттого банька и была у него построена на славу:
большая, светлая, просторная, с липовыми полками и лавками, менявшимися
чуть не каждый год. Узнав из письма, присланного паломником из Лукерьина,
что Патапа Максимыча хоть обедом не корми, только выпарь хорошенько, отец
Михаил тотчас послал в баню троих трудников с скобелями и рубанками и велел
им как можно чище и глаже выстрогать всю баню - и полки, и лавки, и пол, и
стены, чтобы вся была, как новая.
Чуть не с полночи жарили баню, варили щелоки, кипятили квас с мятой для распариванья веников
и поддаванья на каменку. Диву дался Патап Максимыч, войдя в баню; уважение его к отцу
Михаилу удвоилось. Такой баней сроду никто не угощал его. В предбаннике на
лавках высоко, в несколько рядов, наложены были кошмы, покрытые
белыми простынями; весь пол устлан войлоками, и на них раскидано пахучее
сено, крытое тоже простынями. В бане на полках и на лавках настланы были
обданные кипятком калуфер, мята, чабер, донник (Калуфер, или кануфер,-
balsamita vulgaris; чабер - satureia hortensis: донник - melilotus
officinalis.) и другие пахучие травы.
На лавках лежали веники, стояли
медные луженые тазы со щелоком и взбитым мылом, а рядом с ними большие туес
(Бурак, сделанный из бересты, с тугою деревянною крышкой. ), налитые
подогретым на мяте квасом для окачивания перед тем, как лезть на полок. На
особом, крытом скатертью, столике разложены были суконки, мелко
расчесанные вехотки (Вехотка - пучок расчесанного мочала. Суконка - лоскут
сукна или байки, которым мылятся.) и куски казанского яичного мыла.
Две пары веников охлыстали бельцы о Патапа Максимыча, а он таял в восторге да покрикивал: - Поддавай, поддавай
еще!.. Прибавь парку, миленькие!.. У, жарко!.. Поддавай а ты, поддавай!.. И
дюжие бельцы, не жалея мятного кваса, плескали на спорник (Крупный булыжник
в банной каменке; мелкий зовется "конопляником". ) туес за туесом и, не
жалея Патапа Максимыча, изо всей силы хлыстали его как огонь жаркими
вениками. Вдруг Патап Максимыч прыгнул с полка и стремглав кинулся к
дверям. Распахнув их, вылетел вон из бани и бросился в сугроб. Снег обжег
раскаленное тело, и с громким гоготаньем начал Чапурин валяться по сугробу.
Минуты через две вбежал назад и прямо на полок. - Хлыщи жарче, ребятушки...
Поддавай, поддавай, миленькие!..- кричал он во всю мочь, и бельцы принялись
хлыстать его еще пуще прежнего. Три раза валялся в сугробе Патап Максимыч,
дюжину веников охлыстали об него здоровенные бельцы, целый жбан холодного
квасу выпил он, запивая банный пар, насилу-то, насилу отпарился.
Любители обкорнать историю русского христианства настаивают: апостол Андрей до русского севера не доходил. Настаивают вопреки свидетельству целого ряда рукописей. См. статью «Две тысячи лет христианства на Валааме» (Дмитрий Логинов, 2016).
Такой, например, «аргумент» приводят: «Мало ли чего написано в летописях. Там сказано, будто бы Андрей у словен в бане мылся. Апостол в бане это нелепо. Значит и все остальное выдумка». Почему же нелепо? Но подобные критиканы объяснениями себя затруднять не любят.
Серьезные же исследователи поясняют - и очень подробно - как раз вот почему ЛЕПО. Один из таких А.Ю. Лаптев. Цитирую кратко из его трактата «Старая Руса: от апостола Андрея до князя Аскольда»:
«Словенские бани земли, в последствии названной Новгородской - за их особенностями наблюдал и даже дивился, согласно свидетельствам русских летописей, святой апостол Андрей Первозванный. Эти древнерусские бани есть ни что иное, как бани-солеварни Русского Приильменья.
В монографии «Русская земля…» А.Н. Насонов разбирая текст Ипатьевской летописи: «и прииде к бани, рекомеи Родна», далее комментировал: «Баня означает вообще соловарня». В своих комментариях, но уже к тексту Галицко-Волынской летописи и Н.Ф.Котляр подтверждает древнее значение слова «баня», как «солеварня». В «Славянских древностях» Любор Нидерле указывал, что в старину слово «бана» обозначало яму, из которой выкапывалось соленосное сырье. В Карпатах слово «БАНЯ» означает конкретно «СОЛЕВАРНЯ».
Так вот, в Приильменье, куда приходил Андрей, именно на территории бывших великокняжеских соленых варниц расположен курорт «Старая Русса». По словам первого российского историка В.Н. Татищева: «Древний руссов город в устье Ловоти близ озера Ильменя доднесь Старая Русь или Руса знаем».
«Соль земли» - эти библейские слова принадлежат самому Иисусу Христу, обращенные в нагорной проповеди к своим ученикам-апостолам.
Но вернемся к посещению апостолом Андреем словенской земли и к его знакомству с местными банями-солеварнями… В словенских землях, а конкретнее к западу и югу от озера Ильмень соленые источники бьют и поныне. Название реки Шелони (Шолоны или Солоны) в Приильменье большинство ученых - этимологов напрямую связывает со словом «соль» с солеными промыслами словенской земли.
Именно солевары и солеторговцы, все те, кто неразрывно был задействован на процветание соленого промысла, могли себе позволить по-настоящему попариться в бане… Сам процесс сушки уже вываренной, но еще влажной соли заставлял создавать в солеварницах отдельные комнаты, где соль высушивалась. Такие комнаты-сушки соли обыкновенно использовались дополнительно как парилки.
В летописном рассказе о знакомстве апостола Андрея с особенностями словенских бань… помимо устья Днепра и территории ильменских словенорусов также перечисляются и следующие города: Синопа - на южном берегу Понта (Черного моря), Корсунь (Херсонес) в Крыму, а также города: Киев и Рим. За исключением Киева все эти города были вовлечены в успешный соленой промысел.
Святой апостол Андрей Первозванный прекрасно сознавал важность соли для сохранения той же рыбы на продажу. Что в Синопе, что в Херсоне, что на озере Ильмень, его прошлый опыт рыбака-профессионала всегда выручал, помогал знакомству с людьми, с теми же рыбаками и торговцами соли.
Путь апостола Андрея охватил как Синопу (засол рыбы), так и Корсунь (Херсон, засол осетровых) и прошел через Ильменских словенорусов (солеварни) и далее вывел наконец в Рим, возможно даже по древней дороге Италии - «Соленой», то здесь логика выбора маршрута самим апостолом понятна, где соль - там и торговый путь, где торговый путь - там и крупнейшие рынки земель, места наибольшего многолюдья, где надлежит звучать проповеди. В предисловии к «Истории русской церкви» митрополита Макария читаем: «Дело в том, что путь апостолов был путь торговых сношений…».
Первый русский историк В.Н.Татищев: «И как все древние писатели до Христа и вскоре после Христа: Геродот, Страбон, Плиний и Птолемей - многие города по Днепру кладут, то видно, что Киев и до Христа был населен… Иоаким [летопись] же точно говорит: Андрей в Киеве крестил».
Вероятно, апостол Андрей рассказывал в Риме не только про обычай словенорусов обливаться студеной водой на морозе (что привычно для закаленного организма солевара), но и про бани-солеварни Приильменья. Впрочем, сам летописный текст и прежде всего слова апостола Андрея «о словенских банях» ни в коей мере не противоречат утверждению о знакомстве первого ученика Христа с солеварами Приильменья, и в летописи сохранилась, возможно, лишь часть рассказа о путешествии апостола Андрея по Новгородской Земле.
Потомки древних кельтов - шотландцы считают апостола Андрея и своим покровителем. Существующий сегодня в Шотландии город Сент-Андрус носит имя святого апостола Андрея Первозванного. (Когда римские миссионеры приходили обращать кельтов, они обнаруживали, что часть их высших друидов - уже веруют во Христа. Более того, это кельты научили римлян поклоняться кресту, а не наоборот. А именно в Андрея был жезл, навершием которого служил крест. Интересно, между прочим, созвучие кельты/кольты/колоты/сколоты. - примечание Д.Л.) Полностью поддерживая позицию академиков О.Н.Трубачёва и В.В.Седова о симбиозе между кельтами и славянами (вообще-то «симбиоз» это термин биологический, он бывает например между грибами и водорослями, а между кельтами и сколотами лучше говорить о содружестве, сродстве и родстве - примечание Д.Л.) на ряде территорий древней Европы - в таком именно контексте необходимо рассматривать и сами «андрусовские» географические названия на пути следования первого ученика Христа по Русской Земле от Крыма до Ладожского озера:
http://rst.svainstitute.ru/duxovnaya-istoriya/pervozvannyj-apostol-v-slovenskix-banyax.html