Баня

Apr 18, 2017 17:40


По строгому  монастырскому  уставу,  что  содержится  в скитах, баня  не  дозволяется.
Мыться в бане, купаться в реке, обнажать свое тело  -  великий  грех,  а  ходить  век  свой  в грязи  и всякой нечистоте -
богоугодный  подвиг, подъятый ради умерщвления плоти.

Возненавидь тело свое,
смиряй его  постом,  бдением,  бессчетными земными поклонами, наложи на себя
тяжелые  вериги,  веселись  о  каждой  ране, о  каждой болезни, держи себя в
грязи   и   с   радостью отдавай   тело   на   кормление   насекомым,-   вот
завет византийских  монахов,  перенесенный  святошами и в нашу страну.

Но не весь  этот завет исполняется. Старые народные обычаи крепко держатся, и баня
с  вениками, которым,  говорят, еще  апостол  Андрей  дивовался на Ильмени,
удержалась  и  в  пустынях, и в монастырях, несмотря на греческие проклятья.
Не   ходят   в   баню   лишь те   скитские   жители,   что  самое  подвижное
житие провождают,  да  и  те  ину  пору  не могут устоять против "демонского
стреляния"  -  парятся.  В  Красноярском скиту от бани никто не отрекался, а
сам  игумен  ждет,  бывало,  не дождется  субботы, чтоб хорошенько пропарить
грешную плоть  свою.

Оттого  банька  и  была  у  него  построена  на славу:
большая,  светлая,  просторная,  с  липовыми полками  и лавками, менявшимися
чуть  не  каждый  год. Узнав из письма, присланного паломником из Лукерьина,
что  Патапа Максимыча  хоть  обедом не корми, только выпарь хорошенько, отец
Михаил  тотчас послал в баню троих трудников с скобелями и рубанками и велел
им  как можно  чище и глаже выстрогать всю баню - и полки, и лавки, и пол, и
стены,  чтобы  вся  была,  как  новая.

Чуть не с полночи жарили баню, варили щелоки,   кипятили  квас с  мятой  для  распариванья  веников
 и  поддаванья на каменку.  Диву  дался  Патап  Максимыч, войдя в баню; уважение его к отцу
Михаилу  удвоилось.  Такой баней сроду никто не угощал его. В предбаннике на
лавках   высоко,   в несколько   рядов,   наложены   были   кошмы,  покрытые
белыми простынями;  весь  пол  устлан  войлоками, и на них раскидано пахучее
сено,  крытое  тоже  простынями.  В бане на полках и на лавках настланы были
обданные  кипятком калуфер,  мята,  чабер,  донник  (Калуфер,  или кануфер,-
balsamita   vulgaris;   чабер   - satureia  hortensis:  донник  -  melilotus
officinalis.)  и  другие  пахучие  травы.

На  лавках  лежали  веники, стояли
медные  луженые тазы со щелоком и взбитым мылом, а рядом с ними большие туес
(Бурак,   сделанный  из  бересты,  с  тугою  деревянною  крышкой. ), налитые
подогретым  на  мяте квасом для окачивания перед тем, как лезть на полок. На
особом,    крытом   скатертью, столике   разложены   были   суконки,   мелко
расчесанные вехотки  (Вехотка  - пучок расчесанного мочала. Суконка - лоскут
сукна или байки, которым мылятся.) и куски казанского яичного мыла.

Две  пары  веников  охлыстали  бельцы  о Патапа Максимыча,  а  он таял в восторге да покрикивал: - Поддавай, поддавай
еще!..  Прибавь парку, миленькие!.. У, жарко!.. Поддавай а ты, поддавай!.. И
дюжие  бельцы, не жалея мятного кваса, плескали на спорник (Крупный булыжник
в  банной  каменке;  мелкий  зовется "конопляником". )  туес за туесом и, не
жалея  Патапа  Максимыча,  изо  всей  силы хлыстали  его  как  огонь жаркими
вениками.  Вдруг  Патап Максимыч  прыгнул  с  полка  и  стремглав  кинулся к
дверям. Распахнув  их,  вылетел  вон из бани и бросился в сугроб. Снег обжег
раскаленное  тело, и с громким гоготаньем начал Чапурин валяться по сугробу.
Минуты  через две вбежал назад и прямо на полок. - Хлыщи жарче, ребятушки...
Поддавай,  поддавай, миленькие!..- кричал он во всю мочь, и бельцы принялись
хлыстать  его  еще пуще прежнего. Три раза валялся в сугробе Патап Максимыч,
дюжину веников  охлыстали  об  него здоровенные бельцы, целый жбан холодного
квасу  выпил  он,  запивая  банный пар, насилу-то, насилу отпарился.

Любители обкорнать историю русского христианства настаивают: апостол Андрей до русского севера не доходил. Настаивают вопреки свидетельству целого ряда рукописей. См. статью «Две тысячи лет христианства на Валааме» (Дмитрий Логинов, 2016).
Такой, например, «аргумент» приводят: «Мало ли чего написано в летописях. Там сказано, будто бы Андрей у словен в бане мылся. Апостол в бане это нелепо. Значит и все остальное выдумка». Почему же нелепо? Но подобные критиканы объяснениями себя затруднять не любят.
Серьезные же исследователи поясняют - и очень подробно - как раз вот почему ЛЕПО. Один из таких А.Ю. Лаптев. Цитирую кратко из его трактата «Старая Руса: от апостола Андрея до князя Аскольда»:

«Словенские бани земли, в последствии названной Новгородской - за их особенностями наблюдал и даже дивился, согласно свидетельствам русских летописей, святой апостол Андрей Первозванный. Эти древнерусские бани есть ни что иное, как бани-солеварни Русского Приильменья.
В монографии «Русская земля…» А.Н. Насонов разбирая текст Ипатьевской летописи: «и прииде к бани, рекомеи Родна», далее комментировал: «Баня означает вообще соловарня». В своих комментариях, но уже к тексту Галицко-Волынской летописи и Н.Ф.Котляр подтверждает древнее значение слова «баня», как «солеварня». В «Славянских древностях» Любор Нидерле указывал, что в старину слово «бана» обозначало яму, из которой выкапывалось соленосное сырье. В Карпатах слово «БАНЯ» означает конкретно «СОЛЕВАРНЯ».
Так вот, в Приильменье, куда приходил Андрей, именно на территории бывших великокняжеских соленых варниц расположен курорт «Старая Русса». По словам первого российского историка В.Н. Татищева: «Древний руссов город в устье Ловоти близ озера Ильменя доднесь Старая Русь или Руса знаем».
«Соль земли» - эти библейские слова принадлежат самому Иисусу Христу, обращенные в нагорной проповеди к своим ученикам-апостолам.
Но вернемся к посещению апостолом Андреем словенской земли и к его знакомству с местными банями-солеварнями… В словенских землях, а конкретнее к западу и югу от озера Ильмень соленые источники бьют и поныне. Название реки Шелони (Шолоны или Солоны) в Приильменье большинство ученых - этимологов напрямую связывает со словом «соль» с солеными промыслами словенской земли.
Именно солевары и солеторговцы, все те, кто неразрывно был задействован на процветание соленого промысла, могли себе позволить по-настоящему попариться в бане… Сам процесс сушки уже вываренной, но еще влажной соли заставлял создавать в солеварницах отдельные комнаты, где соль высушивалась. Такие комнаты-сушки соли обыкновенно использовались дополнительно как парилки.
В летописном рассказе о знакомстве апостола Андрея с особенностями словенских бань… помимо устья Днепра и территории ильменских словенорусов также перечисляются и следующие города: Синопа - на южном берегу Понта (Черного моря), Корсунь (Херсонес) в Крыму, а также города: Киев и Рим. За исключением Киева все эти города были вовлечены в успешный соленой промысел.
Святой апостол Андрей Первозванный прекрасно сознавал важность соли для сохранения той же рыбы на продажу. Что в Синопе, что в Херсоне, что на озере Ильмень, его прошлый опыт рыбака-профессионала всегда выручал, помогал знакомству с людьми, с теми же рыбаками и торговцами соли.
Путь апостола Андрея охватил как Синопу (засол рыбы), так и Корсунь (Херсон, засол осетровых) и прошел через Ильменских словенорусов (солеварни) и далее вывел наконец в Рим, возможно даже по древней дороге Италии - «Соленой», то здесь логика выбора маршрута самим апостолом понятна, где соль - там и торговый путь, где торговый путь - там и крупнейшие рынки земель, места наибольшего многолюдья, где надлежит звучать проповеди. В предисловии к «Истории русской церкви» митрополита Макария читаем: «Дело в том, что путь апостолов был путь торговых сношений…».
Первый русский историк В.Н.Татищев: «И как все древние писатели до Христа и вскоре после Христа: Геродот, Страбон, Плиний и Птолемей - многие города по Днепру кладут, то видно, что Киев и до Христа был населен… Иоаким [летопись] же точно говорит: Андрей в Киеве крестил».
Вероятно, апостол Андрей рассказывал в Риме не только про обычай словенорусов обливаться студеной водой на морозе (что привычно для закаленного организма солевара), но и про бани-солеварни Приильменья. Впрочем, сам летописный текст и прежде всего слова апостола Андрея «о словенских банях» ни в коей мере не противоречат утверждению о знакомстве первого ученика Христа с солеварами Приильменья, и в летописи сохранилась, возможно, лишь часть рассказа о путешествии апостола Андрея по Новгородской Земле.
Потомки древних кельтов - шотландцы считают апостола Андрея и своим покровителем. Существующий сегодня в Шотландии город Сент-Андрус носит имя святого апостола Андрея Первозванного. (Когда римские миссионеры приходили обращать кельтов, они обнаруживали, что часть их высших друидов - уже веруют во Христа. Более того, это кельты научили римлян поклоняться кресту, а не наоборот. А именно в Андрея был жезл, навершием которого служил крест. Интересно, между прочим, созвучие кельты/кольты/колоты/сколоты. - примечание Д.Л.) Полностью поддерживая позицию академиков О.Н.Трубачёва и В.В.Седова о симбиозе между кельтами и славянами (вообще-то «симбиоз» это термин биологический, он бывает например между грибами и водорослями, а между кельтами и сколотами лучше говорить о содружестве, сродстве и родстве - примечание Д.Л.) на ряде территорий древней Европы - в таком именно контексте необходимо рассматривать и сами «андрусовские» географические названия на пути следования первого ученика Христа по Русской Земле от Крыма до Ладожского озера:http://rst.svainstitute.ru/duxovnaya-istoriya/pervozvannyj-apostol-v-slovenskix-banyax.html

апостол Андрей, русская баня, Мельников-Печерский, Ильмень

Previous post Next post
Up