Для иллюстрации временно взяты Кельтские узелковые генеалогические пояса.
Картинки взяты
Сразу скажу, что я не специалист, а интересующийся, краем глаза зацепившийся
за непонятные затейливые пояса на данной картинке.
По семантике поясов существуют тонны диссертаций и литературы.
Литература для интересующихся.
Почти всё там не даром, а за деньги, но кое что можно прочесть и без платы.
Во всяком случае, этот список литературы надо теребить по разным ресурсам,
и, возможно, кое что можно и отыскать без денег.
Если прочесть половину перечисленной там литературы
- можно стать крутым спецом по теме и нести свет знаний в свое окружение и дальше.
(А если прочесть и усвоить ВСЁ, то за вашей головой будет охотиться Ватикан и ЦРУ.)
Переходим к поясам.( пока не кельтским, а общечеловеческим)
"Значение пояса
и полотенца
в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах XIX-XX веков" В этнографической литературе еще не рассматривалось обобщенно значение пояса в русских семейно-бытовых обрядах. Наши многолетние полевые исследования, проходившие в разных регионах России и Украины, работа над документами архивов и ознакомление с многочисленными коллекциями различных музеев позволили собрать значительный материал по названной теме.
В настоящей статье мы объединяем наши наблюдения и изыскания о поясе и полотенце как предметах определенных обычаев, поскольку эти предметы в обрядах XIX в. нередко употреблялись вместе или взаимозаменялись.
Пояс бытует с очень отдаленных времен, о чем есть убедительные археологические и письменные свидетельства, и мы обратимся к ним.
В V в. до н. э. Геродот записал в Причерноморье скифскую генеалогическую легенду:
Геракл оставил сыновьям в наследство пояс и лук.
Только один сын - Скиф сумел натянуть этот лук,
и наследство досталось ему - родоначальнику скифских царей.
Образцы скифских поясов встречены археологами в погребениях и зафиксированы памятниками изобразительного искусства.
На всех скифских каменных статуях - памятниках умершим, даже самых схематичных, непременно показан пояс.
На памятнике под Днепропетровском выгравированы у пояса лук и булава,
а на памятнике скифского воина, найденном на Кубани, - кинжал.
( скифы тесно связаны с шотландцами, вернее, шотландцы - со скифами,
что они всем и доказывают, предъявляя
Декларацию Арборо - Declaration of Arbroath)
Пояс выгравирован на полутораметровой диоритовой скульптуре в Крыму и на каменном изваянии времен неолита во Франции, причем здесь концы пояса спущены спереди и даже выгравирована на концах бахрома, как у мягких поясов.
Собрание поясов в Государственном Эрмитаже позволило выяснить, что пояс у скифов состоял из трех слоев кожаного ремня с нашитыми пластинками из металла (чаще бронзы).
Имеются свидетельства, что и скифские женщины, выполнявшие мужские работы, носили пояс.
В славянских курганах X-XIII вв., принадлежавших сельскому населению - «смердам», в погребениях находят узкие кожаные пояса с медной пряжкой .
Пояс издревле являлся хранителем «калиты», т. е. кошелька: на поясе и за поясом хранили оружие. Эта давняя традиция дошла до XX в. в более расширенном варианте.
Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись кресало, нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута.
У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, почему со временем такой карман был назван «лакомка».
Терракотовые статуэтки мужчин, найденные С. ГГ. Толстовым в Хорезме, также были опоясаны по талии.
Монументальная живопись архитектурных памятников VI- МП вв. Средней Азии и средневековые миниатюры изображают мужчин с поясами.
Весьма интересные данные о значении пояса сообщает в своей книге по Самарканду известный этнограф О. А. Сухарева: «Опоясывание верхней одежды символизировало готовность к служению, к действию».
Готовность к профессиональному труду означало опоясывание ученика-ремесленника во время ритуала посвящения его в мастера.
Со временем сфера употребления пояса расширяется.
Даже в середине XX в О. А. Сухарева наблюдала, как шаманка, приступая к гаданию, опоясалась. Древняя традиция устойчиво продолжала бытовать.
В быту и обрядах русских поясу издавна придавалось большое значение.
Мужчине без пояса считалось находиться на пароде, в обществе крайне неприличным
Распоясать человека означало обесчестить его.
Снятием пояса был оскорблен на пиру внук Дмитрия Донского князь Василий Косой (середина XV в.), что послужило предлогом к войне .
О большом значении, которое придавалось поясу, свидетельствуют меткие народные выражения, связанные со словом «пояс».
Например, «распоясаться» означает утратить приличие поведения.
По русским поверьям, ходить без пояса было так же «грешно», как и без креста.
В русском фольклоре «без креста, без пояса» появляются отрицательные герои.
С древнейших времен человеческого общества пояс, видимо, рассматривался как некий оберег, магический объект, способствующий благополучию и удаче того, кто его носит.
Народ верил в могущественную силу пояса.
Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины,
где пояс рассматривался как оберег:
«А от всех колдунов и от всякой порчи носят на голом теле пояс вязаный.
И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство».
Самуил Коллинз, проживший девять лет в Москве при дворе Алексея Михайловича,
отмечал, что русские верят, что пояс придает силу, поэтому, писал он,
«Ни мужчины, ни женщины не ходят без поясов под страхом небесной кары».
Исследователь Н. П. Гринкова писала, что, по-видимому, в первоначальной стадии пояс являлся сам по свое магическим объектом.
В быту русских крестьян он и в XIX веке признавался оберегом, с чем связано и опоясывание новорожденного во время крещения.
Родившийся человек получал талисман, с которым проходила вся его жизнь.
Старообрядцы, более длительно хранящие ритуальное значение вплоть до недавнего времени.
Пояс, надетый при крещения на голое тело, носился до кончины и даже в бане не снимался.
Об отношении к поясу как к магическому объекту свидетельствует и такой факт, приведенный в статье Г. С. Масловой.
Она пишет, что, по рассказам старожилов из д. Заборье Вологодской губ., священник у них не разрешал венчаться в подпоясанном сарафане.
Однако исподку (под сарафаном) невесты все равно подпоясывали.
В Смоленской губ. существовал обряд входа в новый дом: хозяин входил первым,
а за пояс втягивал в дом всех членов семьи.
*** Поя́с Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Ζώνη τῆς ὑπεραγίας Θεοτόκου) - "христианская" реликвия, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии, матери Иисуса Христа.
В честь реликвии в Православной церкви установлено празднование -
«Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы» (греч. Μνήμη τῆς καταθέσεως τῆς τιμίας Ζώνης τῆς ὑπεραγίας Θεοτόκου), совершаемое 31 августа (по юлианскому календарю).
До конца IX века нет письменных упоминаний о Поясе Богородицы.
Как сообщает Никифор Каллист Ксанфопул в своей книге «Церковная история», написанной в XIV веке, пояс хранился вместе с молоком Богородицы в Халкопратийской церкви.
Католическая картина работы Нери ди Бичи,
около 1470-1475.
Епархиальный музей в Сан-Миниато
"Богородица бросает свой пояс св Фоме"![](https://ic.pics.livejournal.com/mislpronzaya/76978657/2027726/2027726_600.jpg)
Католическая картинка к католическому ирландцу с самой верхней картинки.
Народные поверья в ПОЯС наделили пояс Богородицы свойствами сильнейшего оберега при родах.
Так, английская королева Елизавета Йоркская заплатила немалые деньги некоему монаху за использование «пояса Богородицы» при родах.
Хорваты опоясывали роженицу, которая долго не могла разродиться, «поясом Богородицы»
(хорв. Gospin pasac), принесённым из церкви.
В Сербии женщину на сносях заранее опоясывали верёвкой, которая всю ночь провисела в церкви у иконы Богородицы.
Словенцы Каринтии считали, что роды облегчает двухметровая лента velikost Marije,
продаваемая в церквях.
У македонских греков матери, несчастливые в детях, незадолго до родов старались раздобыть у побывавших в Фокее паломниц «пояс Богородицы» (греч. ζώνη της Παναγίας) из выделанной кожи(* привет от скифов!).
(продолжение следует)