Véronique et son cancre (1958, Эрик Ромер).
Очень милая короткометражка времен Четвертой республики, напоминающая тексты из учебника Може. Сюжет до крайности прост: девушка пришла заниматься на дому с мальчиком-непоседой, и за четверть часа они ничего не сделали. Если верить Википедии, тот же персонаж (Вероника) в исполнении той же актрисы (Николь Берже) годом спустя появился у Годара. О как.
Николь Берже погибла в автокатастрофе в 32 года, а мальчик, как это часто бывает, нигде больше не снимался.
L'amour, l'après-midi (1972, Эрик Ромер).
Просто какая-то квинтэссенция буржуазности.
La Haine (1995, Матье Касовиц).
Тяжелый черно-белый фильм о злоключениях трех гопов из парижских пригородов: еврея, араба и негра. Как они мыкаются в течение одного дня и как плохо всё это заканчивается.
Венсан Кассель очень убедителен в роли хулигана. Акцент у персонажей тоже ядреный: такое хорошо знакомое ощущение, что вроде говорят по-французски, а всё равно половина непонятна.
Scanners (1981, Дейвид Кроненберг).
Кажется, ни один фильм Кроненберга меня не разочаровал, хотя что-то нравится меньше, а что-то больше. Заметно, конечно, что масштаб и бюджет фильма не такие, как в 80-90-е годы, да и спецэффекты построены в основном на гляделках и выпученных глазах (герои "сканируют" мысли противника), и тем не менее хорошо.
The Party (1968, Блейк Эдвардс).
Покупая DVD ради развлекалова, я понимал, конечно, что комедии с Питером Селлерсом, где он стопятый раз играет индуса, бывают тупыми. Хотя коллекционное издание представляет фильм как культовый (допускаю, что в эпоху Рави Шанкара и битлов в Индии это был хит) и сама лента сопровождается адской кучей бонусов, на самом деле картина - скорее масштабный промо-клип Селлерса и певицы Клодин Лонже.
Хорошо (предполагаю) смотреть этот фильм по накурке и на большом экране, а так, конечно, туфта. Но, с другой стороны, теперь ясно, откуда содрана вся серия фильмов о мистере Бине (даже гэги Эткинсона полностью повторяют сцены из фильма) и пена, лезущая из всех дыр в клипе Маркуса Ниспеля L'instant X (на песню Милен Фармер). С другой стороны, мне все это безумно напомнило сценографию La Bise aux hippies Генсбура-Бардо-Дистеля из легендарного новогоднего шоу ББ, но вот нестыковочка: шоу показали по ТВ на новый 1968, а значит, снималось оно изрядно раньше, а фильм Эдвардса вышел в США только в апреле 1968 года... Тут разве что французы на съемках у Эдвардса что-то подсмотрели.
В "Вечеринке" как-то подозрительно много официанта, второго придурка (после Селлерса), помогающего превратить великосветскую вечеринку в адский бардак. При том что актер не так чтобы известный и даже в титрах его попробуй идентифицируй. А еще, если верить imdb, в этом фильме есть Пол Феррара (ох, ни фига себе!)
Мне лично грустно смотреть такие фильмы, потому что я прекрасно знаю, как тоскливо и неловко бывает на вечеринках, когда никого не знаешь. И в реальной жизни вероятность оказаться к концу праздника с самой клевой девушкой из приглашенных равна нулю.
А еще жалко разрисованного психоделического слоненка, которого потом подвергают вторичной экзекуции в виде коллективного оттирания.
The Rutles: All You Need Is Cash (1978, Гэри Вайс, Эрик Айдл, телефильм).
Много раз попадалось на Горбушке, но без оригинальной звуковой дорожки, так что время "Ратлов" настало только сейчас.
Пожалуй, единственный недостаток этого блестящего mockumentary - это его почти скучноватая дотошность. Здесь воссоздано все - песни, знаменитые концертные выступления, инциденты (ордена MBE, сожжение пластинок после реплики Джона о "Битлз" и Иисусе, создание Apple Corp), вплоть до нескольких минут альтернативной "Желтой подлодки", ничем, кстати, не уступающей оригиналу, и киноэкспериментов Джона и Йоко.
Интересно, что когда речь идет о смерти персонажей вокруг "Битлз" (Стю Сатклифф, Брайан Эпстайн), то в фильме они куда-нибудь уезжают или просто исчезают. Видимо, своеобразная этика - есть грань, за которую создатели фильма предпочли не заходить. И правильно.
Persepolis (2007, Венсан Паронно, Маржан Сатрапи, анимация).
Когда я узнал об этом мультфильме впервые, уж не помню, но кадры оттуда попадались регулярно. Вот и посмотрел - в Доме Гейне (где раньше показывали только немецкое кино, а теперь, видимо, некая тематическая серия об иммигрантах и социальной интеграции), во французской версии, то есть с Кьярой Мастроянни и ее мамой в роли Маржан и ее мамы и Даниэль Даррьё в роли скабрезной бабушки. Я бы, возможно, предпочел англоязычную версию, чтобы послушать, как Игги Поп рассказывает о том, как ездил в Советский союз изучать марксизм-ленинизм, но уж какую дали.
Лучший момент в фильме, на мой взгляд, - метаморфоза австрийского возлюбленного Маржан, который в момент их свиданий буквально испускал сияние и флюиды совершенства, а после, будучи застукан в постели с какой-то девицею, превратился (ретроспективно) в жмота и соплежуя (в буквальном смысле этого слова!).
Рассказал о "Персеполисе" маме, она тоже посмотрела с удовольствием. А к Ирану у меня особое отношение, после того как я три недели прожил в
резиденции "Авиценна". L'affaire Farewell (2009, Кристиан Карьон).
Неожиданно хороший фильм - вопреки жанру шпионского боевика плюс западного кино про СССР. Не посмотрел бы, конечно, никогда, но приятель принес на флешке, так что я решил глянуть из интереса.
Гийом Кане выглядит именно так, как должен выглядеть среднестатистический француз в Москве; Кустурица (это мое первое знакомство с ним, ни одного его фильма я не видел) харизматичен и его акцент (он играет русского и говорит по-русски) не смешон.
Конечно, Москва начала восьмидесятых несколько более населена агентами КГБ, которые гоняются за нарушителями по метро и всем суют под нос красные корочки, чем это было бы правдоподобно, да и на полу в квартире главного героя зачем-то стоит самовар. Прямо перед телевизором. Зато Рейган и Миттеран похожи.
Интересен в этой картине конфликт франкофила (влюбленного в песни Лео Ферре и французскую поэзию, цитирующего наизусть де Виньи) и американофила (расчетливого, удачливого типа, который и оказывается в итоге главным связным между гебистами и Западом) - это к вопросу о романтизации всего галльского в России.
Les Portes de la nuit (1946, Марсель Карне).
Еще один фильм из тех, что сто лет хотел посмотреть (остаются еще Hôtel du Nord про те же родные места, ну и Quai des brumes, тоже с преверовскими диалогами).
Сердце щемит всякий раз, как я вижу
дом, в котором прожил десять месяцев в первый приезд в Париж; булочную напротив, где, впрочем, пережаривают багеты; решетки, турникеты и лестницы станции метро Жорес и знакомые до боли мосты через канал Урк.
В фильме звучат две знаменитые песни Монтана на музыку Йозефа Косма - Les Feuilles mortes, которая, пожалуй, вообще одна из самых знаменитых песен в мире (Косма сочинил ее изначально для какого-то балета, кажется), и Les enfants qui s’aiment. Первую Монтан в фильме только напевает (и, кстати, свою версию он записал только время спустя), а вторую исполняет в фильме уличный певец (Фабьен Лорис).
Помню, что когда-то смотрел итальянский биографический фильм о Монтане, и там изображение, как всегда в такого типа фильмах, было призвано подкрепить закадровый текст, не будучи точно тем, о чем шла речь. Рассказывали о его разрыве с Эдит Пиаф и показывали смурного Монтана, идущего по утреннему Парижу (кадры из самого конца фильма).
Четвертой республикой начал, ею и закончу.