Вчера был последний день, когда этот фильм шел у нас в кинотеатрах, и я хотел обязательно посмотреть его на большом экране. Риска совсем это пропустить не было, потому что уже несколько недель на харде лежала авишка, которую смотреть я не хотел, чтобы не портить себе впечатление. Кстати, только что оказалось, что в авишке (запись с какого-то американского телеканала) забипаны Моррисоновы факи, так что я правильно сделал, что пошел в кино.
Ровно два года назад, в июне 2008, я узнал, что Том ДиЧилло снимает фильм о The Doors; в США он вышел весной этого года и был показан по телевидению и в каком-то очень ограниченном количестве кинотеатров. Честно говоря, я даже не надеялся увидеть его в кино, но неожиданно он вышел и у нас, хотя шел недолго и всего в десятке залов.
В честь чего в начале июня к нам приезжали Том ДиЧилло и Джон Дензмор; но я их, конечно, пропустил, да если бы и был в курсе, вряд ли так просто попал бы на премьеру.
Фильм интересен в первую людям, слышавшим что-то о Моррисоне и группе The Doors и желающим узнать чуть больше. В нем практически нет неизвестного материала: я увидел лишь несколько фото, которые не видел раньше, и, порой, более длинные отрывки архивного видео, использовавшегося в предыдущих фильмах о "Дорз".
Между прочим, When You’re Strange удивительным образом позиционируется как первый полнометражный документальный фильм об этой группе и как конкурент "неправдивому" художественному фильму Оливера Стоуна ("Угадайте, кто играет Джима Моррисона? Джим Моррисон!" - заявляет Рэй Манзарек на пресс-конференции, приуроченной к выходу).
На мой взгляд, основным отличием этого фильма от предыдущих (не так чтобы малочисленных - их около десятка, если считать и фильмы с повторением ранее известного материала) является то, что ДиЧилло использует только архивную съемку 60-х - начала 70-х (за исключением, может, нескольких планов, которые подстраиваются под имеющийся старый материал) и принципиально не встраивает в фильм интервью участников группы (их жен; женщин, с которыми они спали; звукорежиссера; парня, который продавал билеты на концерт в Голливуд Боул и т.д.) или "рок-историков" (как в малобюджетных ТВ-фильмах). Вместо этого использован закадровый текст, и нарратором выступает Джонни Депп. Видимо, многолетние слухи о том, что Депп сыграет Моррисона в новом байопике про "Дорз", настолько достали Джонни, что он решил хоть каким-то образом приобщиться к дорзовскому материалу.
Закадровый текст, конечно, - это максимальное сведение подачи материала к точке зрения режиссера, и, видимо, поэтому он достаточно нейтрален и почти лишен оценочных суждений.
Мне больше всего понравились кадры из короткометражки HWY (1969) с Моррисоном в главной роли (фильм я смотрел сто раз, но с таким низким разрешением, что окно проигрывателя приходилось максимально уменьшать, чтобы картинка не дробилась на квадратики) и анимированная обложка альбома Strange Days с артистами бродячего цирка (вот здесь я как раз подозреваю, что фотография была оживлена при помощи комбинированной съемки).
Структура фильма стандартно-хронологическая; в этом смысле он напоминает фильм Оливера Стоуна с той разницей, что в немного меньшей степени фокусируется на Джиме - рассказ начинается с 1965 года, когда дорзы собираются в группу. В начале использованы кадры из фильма HWY, под которые подложен новый аудиоряд: это дает то, что Джим Моррисон лихо разъезжает на тачке по хайвею и, крутя ручку радио, натыкается на сообщение о смерти Джима Моррисона, солиста группы The Doors, случившейся сегодня утром в его парижской квартире. Моррисон корчит недоуменную гримасу, а дальше у него перед взором как бы проносится в обратной хронологии его музыкальная карьера - от L.A.Woman до self-titled LP, с отрывками концертов в быстрой обратной промотке.
После этого и начинается собственно кино - под аккомпанемент вкрадчивого голоса Джонни Деппа. Кадры, в которых обрисована ситуация конца 60-х, кочуют из фильма в фильм и по-пошлому напоминают короткометражки с канала Дискавери: война во Вьетнаме, вертолеты, полиция разгоняет студенческие демонстрации, убит Мартин Лютер Кинг и т.п. Вообще, фильм имеет в первую очередь социологический акцент, а алкоголизму Моррсиона так вообще уделяется особое внимание, и без всяких там душ индейцев, аполлинического духа, ницшеанства и прочих соплей.
Интересно и, видимо, похвально, что практически никакого внимания не уделено женщинам вокруг Моррисона - несколько раз мелькает Пэм, упоминаются, конечно, групиз, и, собственно, всё.
pkmorrison названа "женщиной, которая утверждала, что обвенчалась с Джимом по ведьмовскому обряду" (что отчасти справедливо). Замечу, что в финальных титрах благодарности получили, в том числе, сестра Джима Энн и кто-то из семьи Корсон, так что такая позиция может быть просто-напросто политикой. Но как бы то ни было.
В общем, фильм вполне достойный, но ничего нового он не говорит и ажиотаж вокруг него не совсем понятен.