Внезапно и, что удивительно, на едином дыхании посмотрела вчера обе части длиннющего "Че" Содерберга. Наверное на сегодняшний день это самый серьезный фильм в моем личном активе - недаром получилось свести с ним знакомство лишь с третьего дубля :-):-) Для всего нужно свое настроение, и видно вчера оно было - ну или звезды сложились удачно (а может быть, это просто весна?), в общем как бы там ни было, до трех часов ночи я с большим интересом следила за перемещениями бородатых кубинских парней, сперва - по тропическим джунглям, и во второй части фильма - по живописным Боливийским лесам и горам.
С первой попытки я не вкурила идею, и фильм показался мне дьявольски скучным - тем более, что про кубинскую революцию я мало что знаю, в результате все эти Хуаны, Рамоны и Педры показались мне совершенно на одно лицо. А тут еще Содерберг расстарался: вроде кино "голливудское", но на поверку Голливуда в нем - ноль. Было сделано все, чтобы приблизиться к документальному жанру настолько, насколько это возможно для игрового кино.
Вопреки всем канонам полностью отсутствует романтическая составляющая, как впрочем и прочие привычные кинематографические клише. Диалоги и реплики сведены к минимуму, а крупные планы при всякой возможности подменены планами общими. Даже главная гордость и украшение фильма - великолепный Бенисио - присутствует в кадре столь ненавязчиво, будто это не главный герой, а какой-то статист. Только в сценах интервью и произнесения знаменитой речи на ассамблее ООН он находится полностью в фокусе, а так большую часть фильма выстариваешь его то в густой тени кепки и бороды, то любуешься на вид со спины, ну и во всех прочих случаях достаточно просто найти в скопище косматых голов самую большую и самую косматую - вот это и будет главный герой ))) Бесконечные беседы на биваках и тренировки новобранцев перемежаются сценами перестрелок по джунглям - тоже до неприличия будничными, редкими флешбеками, нарезкой выступления Гевары в ООН и его интервью, да изредка голос за кадром флегматично читает за кадром отдельные выдержки из записок героя. Вот вроде и все. Кажется, у фильма даже нет саундтрека! Во всяком случае, я там его не заметила.
Но несмотря ни на что (а может быть, наоборот - в результате всего перечисленного) фильм полностью захватил мое внимание и не отпускал все четыре с половиной часа, что он длился! Вероятно из-за эффекта документалистики смотрится примерно с такими же чувствами, какие возникают при чтении интересной книги. Никаких ответов фильм не дает, к тому или иному суждению тебя не подталкивает, а просто и флегматично показывает. По большому счету, даже не очень понятно, зачем: мы-то привыкли, что фильмы снимают ради какой-то идеи, а здесь этого нет ни на грамм. Разве что режиссер попытался запечатлеть этой работой портрет настоящего лидера? Если так, то это ему удалось на 100+ Все сцены общения Че с подчиненными достойны того, чтобы включить их в обязательную программу лиц, занимающих руководящие должности. Это им не фига не поможет, ибо есть свойства, с которыми только родиться, но просто повосхищаться хотя бы.
Эрнесто Гевара в исполнении Дель Торо получился ужасно похожим на оригинал, и не менее обаятельным. Прямо чувствуешь шкурой, почему за этим героем шли люди, и как получилось, что потом он попал на футболки ))) Энергетика у обоих воистину дикая, но... разного свойства. Настоящий Гевара со своей чахоточной красотой, субтильными плечиками, хитрым блеском в глазах и улыбкой Джоконды всегда казался мне похожим на лисицу-оборотня - страшную и непроницаемую под своей миловидной улыбкой, оставшейся на лице даже в смерти.
Бениссио со своей мощной статью, глазами, плечами, бровями, осанкой и прочим (вылитый, вылитый Рочестер!) похож на какого угодно зверюгу, но уж никак не на лиса. Бык, медведь, в крайнем случае лев, если уж сравнивать с псовыми - тогда матерущий самец сенбернара. Этот пугает другим: отрешенностью, первобытным началом, по-самурайски спокойной и непробиваемой силой - как внутренней, так и чисто физической, но в первую очередь все-таки внутренней. Его Че Гевара тоже кажется сущим фанатиком, но уже со знаком "плюс" - суровым и справедливым защитником, этаким воплощением идеализма. Брутален получился настолько, что даже маленькие пухлые ручки Бенисио в кои-то веки не портят картину - и даже напротив, внезапно у места в тех сценах, где Че вынужден отправлять обязанности врача.
Ну в общем актер очень хорош в этой роли, не захочешь - и то залюбуешься.
По окончании фильма поймала себя на желании пересмотреть этот фильм еще раз, а позже, возможно, почитать что-нибудь о кубинской революции и ее героях, чтобы составить свое мнение о происходившем независимо от обаяния актеров. Вероятно, такими и должен быть по-настоящему качественный байопик: предельная отстраненность режиссер, минимум художественного вымысла. Но такие достаточно трудно смотреть, и чтобы осилить их, должен быть мощный стимул: интерес к самой тебе или чьему-либо творчеству.
Под катом - чуть-чуть картинок вперемешку из серии "похоже-непохоже" (сами ищите, где кто) - это в мою копилку актеров, достигших высокой степени сходства со своим прототипом.
Вы знаете, как я такое люблю :-)
Здесь получилось слишком уж по-голливудски красиво - шея, скула, и так далее, но все-таки это обложка, так что простим:
И из последнего варианта, считаю, можно без всякого грима переходить к образу оборотня из "Человека-волка", о котором я расскажу несколько позже отдельно :-)
Ну и конечно же, трейлер. Очень на мой взгляд удачный, после такого сразу хочется с радостным гиканьем бежать пересмтаривать фильм :-)
Click to view