"21 грамм" Алехандро Гонсалеса Иньярриту

Jan 30, 2018 20:50

Этот фильм ни много ни мало -  попытка режиссера дать ответ на вопрос, что же такое душа человеческая. Попытка весьма интересная и достойная внимания, как и все работы этого талантливого режиссера. Но не без нареканий.



Что за цифра в названии - что за граммы такие? Согласно утверждению некоего Дункана Макдугалла,  проводившего в 1906 году глубоко антинаучные эксперименты по взвешиванию тел умирающих на якобы сконструированных им сверхточных весах, именно настолько человеческое тело становится легче в момент смерти. Из чего экспериментатор ничтоже сумняшеся делает вывод, что сие - вес души. Все это не выдерживают никакой критики. Даже сам исследователь не смог обеспечить повторяемость опыта... ой, да какая там повторяемость, если он пресловутые весы даже не смог предъявить! А вспоминать о его изысканиях ныне - все равно что на полном серьезе обсуждать телегонию, месмеризм и алхимию. Стыдно. Однако ересь прижилась (ведь красиво-то как!), и до сих пор можно услышать, как кто-нибудь нет-нет, да изречет ее с глубокомысленным видом  - вот и Иньярриту не стал исключением. Это сильно подпортило мое отношение к фильму, потому что от умного человека, пусть даже и творческой личности, бог с ним, ожидаешь обычно такой ерунды.

Впрочем с поправкой на то, чем Иньярриту занимается в фильме, название как ни странно на удивление меткое. А занимается он в общем-то тем же, чем и Макдугалл, в своей только области. Если последний тупо взвешивал тела на кроватях посредством весов, Иньярриту как режиссер при помощи первоклассных актеров обнажает перед зрителем души своих персонажей, находящихся, скажем так, в процессе медленного умирания. Данное исследование, почти медицинское, проводится автором кинокартины на примере трех разных героев, чьи истории переплелись между собою по воле злодейки-судьбы:  душа человека, медленно угасающего от неизлечимой болезни; душа человека, переживающего невообразимую потерю, а также душа человека, медленно уничтожающего себя из-за невыносимого чувства вины. Целью режиссера при этом является не смакование страданий героев, но выявление и раскрытие той трудноуловимой и труднообъяснимой субстанции, о которой - в названии фильма.
И знаете, как это ни удивительно, ему удается! Вот что значит талант.
Но фильм конечно совершенно невыносимый, смотреть его тяжко.
Причем не только из-за разыгрывающихся перед нами трагедий, сплетенных в единый клубок (характерный почерк Иньярриту), но также из-за специфического способа подачи истории.
И тут мы подходим к главному недостатку картины. Ее монтажу.

Стремясь быть оригинальным, режиссер словно бы покрошил целый фильм на кусочки, а затем, перемешав эти фрагменты на монтажном столе, склеил их в хаотичном порядке. В результате несчастный зритель вынужден дополнительно напрягаться в попытке отследить нарушенную  хронологию разрозненных и перемешанных сцен (среди которых кстати есть спойлеры), и только во второй половине картины паззл наконец начинает уверенно складываться у него в голове. Если честно, меня это новаторство выбесило неимоверно. Просмотр такой депрессивной картины, как «21 грамм» - сам по себе фактор стрессовый, могли бы уж обойтись без дополнительных издевательств над зрителем. Тем более, что все эти перетасовки не дают сюжету вообще ничего кроме общей загадочности. Интрига - это конечно всегда хорошо, я ни в коем разе не против, но вот допустим в «Вавилоне» все у того же Иньярриту аналогичный прием реализован значительно более грамотно, и ровно по этой причине он там уместен. А то, что мы видим в  "21 грамме" - уже ни в какие ворота, ребята. Большой-пребольшой перебор.

Так что если кто-то из читающих эту рецензию вдруг соберется смотреть данный фильм, настоятельно рекомендую заранее ознакомиться с фабулой, чтобы потом не пришлось по два раза смотреть. Если этого не сделать, первый раз вы потратите только на то, чтобы понять, что тут вообще происходит, и лишь со второго получите возможность, не отвлекаясь, оценить картину как законченное произведение искусства со смыслом, подтекстом и месседжем зрителю.

Под катом - первая половина собранного мною паззла сценария.

К моменту начала истории главный ее герой, Пол (в исполнении Шона Пенна) угасает от неизлечимой болезни, в почти безнадежном ожидании подходящего донорского сердца. Жить ему остается - всего ничего.  В это же самое время на другом конце города молодая красивая женщина по имени Кристина (Наоми Уотс) ждет с прогулки любимого мужа и двух своих маленьких дочек. В это же самое время бывший уголовник Джек Джордан (Бениссио Дель Торо), уверенно ставший на путь исправления и обретший новой смысл жизни в религии и добродетели, спешит на своем  новеньком, выигранном в благотворительную лотерею пикапе домой, на празднование  своего дня рождения в окружении семьи и друзей.
Судьбы этих трех людей сталкиваются на перекрестке.
Кристина лишается семьи. Джек лишается Бога. А Пол получает новое сердце.
Придя в себя после операции по пересадке, этот приятный респектабельный человек, движимый чувством ответственности и в какой-то степени - вины, начинает поиски родственника своего донора, давшего согласие на трансплантацию - то ли затем, чтобы поблагодарить его, то ли просто убедиться, что с тем все в порядке, насколько это конечно возможно в таких обстоятельствах. Таким образом он встречает Кристину, которая в своем персональном аду постепенно погружается в пучину алкогольного и наркотического забвения. Между ними завязываются чрезвычайно болезненные и мучительные отношения, которые ни к чему хорошему разумеется не приведут. Ко всему прочему, здоровье Пола опять ухудшается...
Тем временем человек, чья халатность стала причиной смерти мужа Кристины и ее дочерей, медленно сходит с ума из-за грызущего его изнутри чувства вины. Несмотря на отстуствие улик он добровольно сдается в полицию и садится в тюрьму, но это не приносит ему облегчения. Он пытается покончить с собой и проклинает Бога, которого только недавно обрел, он не может видеть собственных детей, поскольку их лица напоминают ему об убитых им девочках...
Весь этот плотный клубок человеческой боли получает развязку, которую мне не хотелось бы спойлерить, тем более что открытый финал предоставляет простор для полета фантазии.

И в принципе, в принципе, в принципе... все не так беспросветно, как может казаться.

На просмотр столь тяжелой картины я изначательно решилась исключительно ради Дель Торо, понятное дело. И надо сказать, в данном случае жертва оправдана полностью! Это действительно одна из его наиболее глубоких и сильных ролей - при том, что поверхностных и слабых у этого демона не бывает по определению. Трудно придумать для актера более сложную и психологически изнуряющую задачу, чем история бедного Джека и все изменения, происходящие с ним (включая оставшуюся за кадром предысторию); еще труднее - достойно и без пафоса ее воплотить, и лишь один человек способен справиться так, как  делает это Бениссио. И хотя Джек тут вроде как второстепенный герой, но начинаешь анализировать и понимаешь, что все эти граммы - в первую очередь как раз-таки про него. Отсутствие второго "Оскара" в его пантеоне по этому поводу считаю поистине возмутительным фактом! А впрочем, что взять с  Академии, она давно себя дискредитировала, раздавая награды из соображений политики и толерантности вместо оценки непосредственно профессиональных заслуг.

Но конечно, не только потрясающая игра Дель Торо,  но и резко нелюбимый мною в обычной жизни Шон Пенн, и прекрасная Наоми Уоттс, а также двое второстепенных но не менее важных персонажей в исполнении Шарлотты Генсбур и Мелиссы Лео - их мастерство и харизма, а самое главое - мастерство Алехандро Гонсалеса Иньярриту как художника и режиссера, делают картину ни на что не похожей и глубоко задевающей своей человечностью. Это один из тех фильмов, что врезаются сразу же намертво, и подолгу потом не отпускают тебя. А когда отпускают - все равно до конца никуда не уходят. Пожалуй, именно "21 грамм" стал одной из последних капель на чаше весов моего неприятия  клишированных голливудских сюжетов и сладких концовок.
Ничего удивительного, что через какое-то время мне захотелось пережить нечто похожее, и я закономерно затеяла смотреть "Вавилон", а также некоторые другие фильмы этого режиссера - на сей раз уже безотносительно конкретных актеров, а исключительно уникального режиссерского почерка для. Так сказать, грызу потихонечку кактус. А стоит ли присоединяться ко мне в этом неблагодарном занятии - решать только вам.

Смотрим трейлер в оригинале:

image Click to view

кино, benicio del toro

Previous post Next post
Up