Ну вот, блин, до чего все-таки яркий пример, как "долго ли умеючи" из прекрасной задумки сделать нечто довольно невнятное. И благодарить за такой эффект следует двух человек: режиссера, который похоже немного не понимает, как все это выглядит со стороны, и юное дарование по имени Джош Хатчерсон в роли главгера.
Что этот Хатчерсон делает в кино, я не понимаю вообще. Еще после "Голодных игр" удивилась, ну какой идиот нанял актера, который мало того, что с одним и тем же страдальческим выражением рожи все время, еще и сугубо непримечателен внешне!? Хуже того: вид у мальца нездоровый - малокровный и бледненький, с почечными отеками над скулами. Это в его-то возрасте, а что дальше будет?.. Лично мне это недоразумение не в кино снимать хочется, а в детский санаторий отправить, в урологический корпус, а заодно хорошо бы и сердце проверить. Но не. Мы крутые, нам в главной роли в драме подайте сниматься. Пытаемся даже глазами играть, как большие! Даже не подозревая о том, что для успешного овладения этим приемом нужно сперва в совершенстве освоить управление мимикой. Ну там... в лице всякие разные мышцы, если кто вдруг не в курсе, и вроде считается, будто для изображения разных эмоций актерам недурно уметь ими пользоваться.
Эх, ёлки зеленые, да они почти все сейчас вот такие пошли, как этот Джош Хатчерсон!
Любуйся такими героями... А потом удивляются, почему это фильмы в прокате проваливаются? Да потому что унылая моль не вызывает у зрителя никакого сочувствия! Даже напротив, в глубине души как-то хочется, чтобы их побыстрее прикончили, и можно было спокойно идти по домам.
Здесь же по замыслу зритель должен не просто сопереживать, а идентифицировать себя с главным героеи, попавшим как кур в ощип в семью "доброго дядюшки Пабло". Испытывать вместе с ним крепнущий ужас, ощущение безысходности, наконец горько плакать под занавес над его разнесчастной судьбинушкой. Но лично у меня по отношению к этому мальчику ничего кроме досады и раздражения нет. Между прочим, именно благодаря безответственности, тупости и аморфности этого так называемого главного героя погибло несколько по-настоящему симпатичных людей - вот их, блин, действительно жалко! А этого тупоголового бесхребетного Ника - нисколечко.
Ну и с другой стороны - Эскобар.
Мать твою, это что-то!!!
Пригласи они кого-нибудь понезаметнее, может на этом фоне и Ник не столь жалко смотрелся. Но блин, догадались! Позвали Дель Торо! А тот и рад расстараться - в такой эффектной роли, еще бы. Его вроде в фильме и не особенно много, причем большей частью - на втором плане, в тени, до поры эдаким неочевидным источником зла.
Но даже в тени это такой плотный сгусток концентрированного тамаса, на фоне которого от остальных впечатлений просто рожки да ножки остались. Что-то типа черной дыры, поглощающей все прочие виды энергии. Включаясь в работу с первого кадра, он умудряется притянуть на себя все внимание даже такой простой штукой, как вид со спины с легкой тенью движения, чуть тронувшей трицепс (то есть единственным мускулом!) - что уж тогда говорить о клоуз-апах с глазами и жесткими паузами по Станиславскому.
Ну вот, полюбуйтесь. Ролик специально без перевода нашла - больно уж хороши интонации.
Click to view
Образ антигероя дуален: можно сказать, в фильме присутствует два Эскобара.
Первый - весь в белом. Добрый дядюшка Пабло, в чью большую семью угодил незадачливый гринго. Хлебосольный хозяин и щедрый благотворитель - любимый герой бедноты, заботливый работодатель и нежный папаша. Одним словом, такой, каким он себя выставляет на публике. Этот тип с его отеческими манерами и добродушной улыбочкой получился отменно паскудным, как ему и положено. И очень похожим на настоящего! Не понимаю, как Бениссио добился такого портретного сходства (причем как обычно -практически безо всякого грима), не из-за усов же на самом-то деле?.. Эта улыбочка тошнотворная, второй подбородок, походочка, наипротившейший голос (я нарочно в оригинале смотрела) - даже при всей моей субъективности при виде этого гада ни в каком месте екает. Отвратительный тип!
Но есть и второй. Так сказать, истинное лицо Эскобара без маски фальшивого добродушия. Это спокойный расчетливый монстр, хладнокровно разыгрывающий шахматную партию в режиме цугцванга. Он появляется в начале сценария, потом флешбеком идет основная история, и ближе к концу своим возвращением под прицел объектива ставит эффектный финальный аккорд.
На самом деле никакой это не Эскобар, а самый что ли на есть убедительный Дьявол из всех виденных мною кинематографических своих воплощений. Можно подумать, картина случайно носит название "Потерянный рай"! Да и многочисленные обращения к Богу вряд ли добавлены просто так, от балды. Особенно в этом контексте впечатляет финальный монолог Эскобара о
накопившихся претензиях к Господу.
Дьявол в исполнении Дель Торо не только пугает, но и неодолимо притягивает, как и положено дьяволу. Именно в этой своей ипостаси он демонстрирует уже не показательную, а подлинную заботу о близких, делая это на фоне абсолютного равнодушия ко всему остальному. Одна из самых сильных сцен в фильме - прощание Эскобара с женой и детьми. Здесь невооруженным глазом заметно, что не только детишки, но и жена искренне любит своего Бармалея, и самое страшное - как зритель ты хорошо понимаешь, что да. Таки есть, за что этого человека любить и переживать за него до трясущихся рук.
В следующей сцене он, сидя в машине, устало трет глаз, со спокойным интересом разглядывая подаренную сынишкой открытку, в то время как за окном происходит весьма энергичный процесс истребления ближних соратников Пабло. Членов наркокартеля мне совершенно не жалко, но что значительно хуже - волей-неволей начинаешь сравнивать такого надежного, по-своему очень эффектного Пабло - каменную стену для своих подопечных, с невзрачным юношей Ником, чья глупость и безответственность становится причиной гибели его ни в чем не повинных родных. Чтобы прогнать этот морок, приходится усилием воли напоминить себе, что вообще-то во всем виноват Эскобар, ибо он-то и есть воплощенное Зло, истребляющее на своем пути все живое по чисто математическим соображениям. Вообще-то весь фильм приходится себя таким образом одергивать, призывая к порядку, ибо обаяние демона невероятно сильно.
К тому же - вот уж не знаю, нарочно так было задумано, или это особенность личного моего восприятия, но именно в образе "темного" Эскобара Дель Торо незвирая на всю затрапезность и общую страшность сексуален просто-таки до неприличия. По моему субъективному мнению это самый притягательный образ из всех им когда-либо созданных. - Причем даже муж мой отмечает, что именно с сексуальной харизмой вышел слегка перебор. Но может быть это и правильно, если трактовать образ именно как мефистофельский.
И вот тут хорошо бы определиться, о чем в конечном итоге был фильм.
Потому что если он о злоключениях Ника и о том, каким был плохим Эскобар - из-за смещенных акцентов правильно выразить эту идею не получилось.
Если картина об Эскобаре, то это тем более полный провал, ибо мы ничего не узнаем об этом герое - ни его предыистории, ни о его деятельности, ни о его личной жизни, ну то есть совсем ничего.
И только если рассматривать эту историю как страшную притчу о вездесущности и обаянии Зла - вот тогда фильм почти гениальный. Наверное.
Бойтеся, детки.
***
Любопытный факт, в наступившем году в прокат должна выйти еще одна картина об Эскобаре, "Loving Pablo". Также с весьма небанальным актером - испанцем Хавьером Бардемом (произведшим на меня исключительно сильное впечатление в формановских "Призраках Гойи"), а также его женой Пенелопой Круз - в роли супруги героя.
Работает над картиной не кто-нибудь, а Фернандо Леон ди Араноа, снявший мой любимый фильм на сегодняшний день - "A Perfect Day" c Бенисио Дель Торо и Тимом Роббинсом.
В общем мне исключительно интересно будет заценить Эскобара в этом новом прочтении и сравнить эти два фильма.
Постеры с двумя Эскобарами - образы от Дель Торо и от Бардема: