Feb 09, 2015 00:12
Сходили сегодня с Катькой в рамках школьных культпоходов на "Шинель" во МХАТ. Ну ничего так спектакль, не шедевр, конечно, но с задумкой.
Сначала я было даже расстроилась - трое молодых мужиков бОльшую часть действия кривлялись на сцене, воспроизводя при этом почти дословно гоголевский текст, Авангард Леонтьев (Акакий Акакиевич), на которого была вся моя надежда, пролежал первую половину спектакля на лавке спиной к зрительному залу, и я было совсем пригорюнилась. Потом, правда, стало ясно, что валяющие дурака мужики изображают чиновничье окружение в департаменте, измывающееся и не принимающее Акакия Акакиевича (разделив между собой несколько не вполне совпадающих "партий", в том числе и немного сочувствующую герою линию "от автора"). Они же оказались затем по очереди значительным лицом, грабителями и даже приведением. Не бог весть какая, но все же идея. Ну и Авангард Леонтьев под конец развернулся лицом к публике и произнес некоторое количество реплик, напомнив, что существует еще старая актерская школа, с паузами, интонациями и серьезным, не комическим, пафосом. Видимо этот контраст должен был подчеркнуть идею противопоставления маленькой личности и бездушного общества.
Дети наши, конечно, ничего не поняли, но это, впрочем, и нормально. Им, я думаю, сейчас нужно совсем другие спектакли показывать, классические и традиционные.
Я только не могу никак избавиться от разочарования, что и режиссер тоже понял первоисточник совсем не так, как я. Потому что, перечитав вчера перед походом в театр текст, я вдруг обнаружила, что "Шинель" - это вовсе не конфликт маленького человека и государства, как нас учили, и как я привыкла считать, а совершенно душераздирающая история аутиста (ну или человека с расстройствами этого спектра, я в терминах не уверена) в жестоком "нормальном" мире, помещенная в реалии гоголевского Петербурга, но совершенно не утратившая внутренней актуальности. Я вообще осталась под куда бОльшим впечатлением от самой повести, чем от спектакля. Чего стоит одно описание того, как АА любил и одушевлял отдельные буквы в переписываемом им тексте, или как идея скопить денег на шинель совершенно преобразила его, "как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу".
Что касается самого спектакля, то, к сожалению, он оказался не свободен от двух страшно раздражающих меня в современном театре моментов - во-первых, актеры строчат свой текст как из пулемета, так, что местами, я вообще не могла разобрать отдельные слова. А во-вторых, видимо, в наши дни, нельзя поставить спектакль, исключив сцены лапанья за грудь, либо спускания штанов, либо задирания юбки, и тп. Причем, я уж не знаю чему больше удивляться - тому, насколько неуместна эта пошлятина в каждом конкретном случае, или тому, что без нее не обходится ну буквально ни одна современная постановка.
Если кстати, друзья, вы можете посоветовать мне спектакль, без этих двух недостатков (или хотя бы без второго!), буду очень признательна, что-то мне захотелось еще что-нибудь посмотреть! Давайте вообще обсудим театр - кто где был и что видел в последнее время?
театральное