Mar 09, 2011 21:16
Утром ты просыпаешься, делаешь яичницу из шести яиц и луковой головы, заедаешь все батоном, пьешь чай, а потом сжигаешь холдильник. Вот так начинается типичный день крупного бизнесмена Александра Гришковца (Евгений Гришковец). Ругаясь про себя, Александр выходит на улицу, чтобы сесть в автобус и поехать в свой крутой офис, но неожиданно вспоминает, что пришла весна. А значит, пора откапывать автомобиль из-под снега. Евгений, то есть, Александр, одалживает у дворника лопату и принимается за дело, сопровождаемый подбадривающими возгласами местных алкашей. Через пару часов работа закончена, и автомобиль явлен миру. Покрытый испариной Гришковец возвращает лопату дворнику, который кланяется ему в пояс, говоря "Премного благодарны, барин". Дворник знает, как нужно вести себя с крупными бизнесменами.
А сам крупный безнесмен садится в свежеоткопанный автомобиль и устремляется в жестокий и коварный мир бизнеса. Через пять минут он собьет собаку. Еще пять минут он будет бороться с собой. Через десять минут он съест собаку. После чего на него нахлынут угрызения совести и его подручные получат приказ найти собакоеда и позаботиться, чтобы он никогда больше не ездил по этому городу (скромно умолчав тот факт, что собакоедом является он сам)
Мрачная экзистенциальная драма Сатисфакция ломает границы и устои жанра мрачных экзистенциальных драм. Здесь хватает юмора, красивые пейзажи, а главный герой - не пришибленный жизнью неудачник, а успешный и хваткий бизнесмен, хозяин жизни. Однако, как выясняется, и хватких хозяев существуют проблемы. Весь фильм главный герой пьет и названивает своим мордоворотам, выясняя, нашли ли они убийцу собак. Попутно он изливает им душу, расказывая о своем детстве, женщинах и о белой рубашке, которую вот так надеваешь - и сам себе кажешься таким важным и красивым, да.
После часа просмотра зритель ошеломлен и подавлен. Он давно бы уже ушел, но не уходит. Банально потому, что нет сил, нет воли. Мозг зрителя сломлен и уничтожен, он не понимает, почему алкоголик, жрущий сырой собачий труп, ездящий по всему городу пьяным какими-то невообразимыми маршрутами, то плачущий, то требующий, чтобы нашли "подонка" - себя же самого, в сущности, - почему этот персонаж вообще находится в кадре, кто его туда пустил и когда уже он уйдет. Разгадка приходит только на последних минутах фильма. Когда Александр, окончательно запутавшийся, изглодавший собаку и изглоданный совестью, в получасовом монологе поясняет своим "бойцам", что собакоед - это он сам и нет нужды шерстить город (перед этим наорав на них и, в лучших традициях Тарантино и Родригеса, пристрелив пару подвернувшихся неудачников). Мы видим освободившегося человека, человека, с которого спал тяжкий груз, мы видим слезы на его глазах. И эти слезы, что важно, мы видим сквозь собственные слезы. Мы понимаем тебя, Александр. Мы тоже освобождены, с нас сняли груз. Все кончилось.