Дурак - это нормальный человек, которому приходится жить среди идиотов

Oct 26, 2017 09:29



Что есть глупость?
Могут быть выделены следующие дефекты ума: слабая мощность и быстрая утомляемость мозга; нехватка обобщенных знаний; использование неэффективных обобщенных знаний; малая тренированность интеллекта в решении сложных проблем; отсутствие некоторых нужных задатков (врожденных наклонностей); использование неэффективной парадигмы мышления; специализированность: "натасканность" на один или несколько узких классов задач; плохие интеллектуальные привычки.

Все это существенно различающиеся по своей природе и не очень тесно коррелирующие между собой качества, проявление любого из которых обычно называют глупостью. Возможные причины дефектов ума: ущербность генотипа; чрезмерная неблагоприятность условий существования; чрезмерная благоприятность условий существования; дурное воспитание; дурное влияние. Исправима ли глупость? У нестарых, генетически нормальных и здоровых людей ее можно вытравить хотя бы частично, но делать это очень трудно, а главное: никому не нужно: чрезмерного дурака можно заменить на дурака нормального, каких полно, а от умных и без того хлопот больше, чем надо.

Естественный отбор в мире дураков.
Честный человек ввязался в политику, и ему проломили череп на демонстрации, а хитрый отсиживался дома и получил хорошую должность, потому что никому не мешал. Здорового призвали в армию, и он погиб на войне. А больного забраковала медицинская комиссия, и он выжил. Красивую девушку изнасиловали бандиты и потом убили, чтобы не донесла. А некрасивая живет и рожает детей: от того больного, который не попал на войну. Таков мир дураков. Наиболее благоприятные условия в нем для обладателей средних качеств. В том числе среднего интеллекта. Дураки приспособили свой мир именно для себя. Было бы странно ожидать от них чего-то другого.

Дураки и ложь.
Ложь -- духовная пища дураков. Правда ими трудно воспринимаема. К тому же от правды у них обычно случаются неприятности. А вот когда они поглощают ложь, тогда у них все в порядке. Обман, упрощения, фикции - тот цемент, которым скрепляется конструкция мира дураков. В обществе дураков эмпирически сложилась и поддерживается система удобных фикций. Дураки стремятся к ложным целям, но направление иногда получается нужное - во всяком случае, не худшее из возможных: если общество не погибает, значит, фикции выбраны верно.

Эразм Роттердамский ("Похвала глупости"): "... Никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин -- раба, служанка - госпожу, учитель - ученика, друг - друга, жена - мужа и т. д., если бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали один одного медом глупости."

Дураки и проблемы.
Не следует жалеть дураков, страдающих от избытка проблем: большую часть своих проблем эти дураки создают сами, а также подбрасывают проблемы друг другу или придумывают общие - на всю дурацкую братию. Дураки делятся на новаторов и консерваторов. Умники тоже делятся на новаторов и консерваторов. Умники-новаторы борются с неуместным консерватизмом дураков, а умники-консерваторы - с неуместным дурацким новаторством. Человеческий мир существнно абсурден, потому что умники не успевают пресекать инициативы дураков и исправлять их последствия.

Дураки и коллектив.
Сильные с такой же естественной необходимостью стремятся разойтись, как слабые сойтись. Фридрих Ницше. "К генеалогии морали". Умные для достижения психологического комфорта нуждаются в коллективе в меньшей степени, чем дураки. К тому же они сильно разбавлены дураками, и им труднее сходиться с себе подобными. По этим причинам умные - всегда в разрозненном слабом меньшинстве. Дураки же стадны. Они охотно сбиваются в кучи.

Дурак чувствует себя комфортно только в компании себе подобных. "Коллективным умом" он пытается компенсировать недостаток ума собственного. Почему умные стремятся к одиночеству, а дураки - к компании? Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты. А. Шопенгауэр ("Афоризмы ...", гл. 2): "Человек умный будет прежде всего стремиться избежать всякого горя, добыть спокойствие и досуг; он будет искать тихой, скромной жизни, при которой бы его не трогали, а поэтому, при некотором знакомстве с так называемыми людьми, он остановит свой выбор на замкнутой жизни, а при большом уме - на полном одиночестве. Ведь чем больше человек имеет в себе, тем меньше могут дать ему другие люди. Вот почему интеллигентность приводит к необщительности."

Умные против дураков.
Умники видят мир полным трудностей, опасностей и отвратительных неисправимых дураков. Умный легко справляется с двумя-тремя дураками. Но когда они наваливаются на него скопом, он бессилен. За дураков - вся социальная система: государственные учреждения, законы, мораль, религия и т. д. Критиковать всех дураков сразу - значит обречь себя на остракизм. Нападать следует только на конкретных представителей этой категории граждан, причем на слабых волей, неудачливых, не очень жалуемых среди других дураков. И критиковать их надо так, чтобы другие дураки не догадались о вашем отношении к дуракам вообще.

Попытка умника сгрызть какого-нибудь высокопоставленного популярного дурака кончается всегда тем, что сгрызают умника. Случается, умные дружат с дураками, женятся на дурах. А как им еще поступать, если хочется и дружить, и любить, а вокруг почти сплошь дураки? С дураками вполне можно сосуществовать без больших проблем. Но надо быть особо башковитым, чтобы к ним приспособиться. А. Шопенгауэр ("Афоризмы ...", гл. 5): "Ясный ум среди глупцов подобен человеку, у которого часы идут правильно, тогда как все городские часы поставлены неверно. Он один знает настоящее время, но что ему от этого? Весь город живет по неверно поставленным часам, в том числе даже тот, кто знает, что только его часы показывают верное время."

Дураки против умных.
- Сэр, вы умный человек!
- Нет, но я достаточно соображаю, чтобы распознать умного человека. Из фильма "Лоуренс Аравийский". Особое удовольствие для дураков - называть дураками умных. Поступки умных нередко дуракам не понятны, а раз непонятные - значит, неправильные, дурацкие. Дурак считает дураком всякого, кто рассуждает не так, как он. А более умным, чем он сам, дурак признает того, кто соображает в его же дурацкой манере, но быстрее и больше: по сути, того, кто больше плодит глупостей.

Иначе говоря, среди дураков считаются умными только те, кто способны решать признаваемые дураками проблемы, используя признаваемые дураками способы. Как известно, дураками называли придворных шутов, нередко людей вовсе не глупых. Некоторые умники предпочитают быть смешными, чтобы избежать ненависти окружающих. Продвинутые ловкие дураки рассматривают умных как средство. Они могут признавать их превосходство в решении интеллектуальных задач и использовать это их качество в своих дурацких целях. Мораль дураков выработала кое-какие защитные приемы против слишком умных. Прежде всего, это высокая оценка таких качеств, как скромность и снисходительность.

Дураки о себе.
Дураки, как правило, таковыми себя не считают. К дуракам они относят еще больших дураков, чем они сами, а также не понятных им умников, имеющих странные интересы. Дурак, признающий свою ограниченность, - это правильный, хороший, вполне приемлемый для умников дурак. Но такой дурак встречается редко. Эх, побольше бы таких дураков!
Дураки - это большинство человечества. Это и есть нормальные люди. Слово "дурак" вовсе не является обозначением представителя интеллектуально недоразвитого меньшинства. Для представителей этого меньшинства есть другие слова:
"олигофрен", "дебил", "идиот", "имбецил", отставший в развитии.

Было бы некорректным с научной точки зрения делить всех людей на две части -- на тех, кто поумнее, и тех, кто поглупее: между умным и дураком имеют место не столько количественные различия, сколько качественные. Быть умным - значит обладать особой парадигмой мышления, исповедовать особую философию. Еще один вариант деления общества (более удобный в пропагандистском отношении): умные, среднего ума, дураки. В этом случае дураками называются только очень большие дураки. Но наиболее правильным представляется такой вариант: умные, дураки, олигофрены, дебилы, идиоты.

Кстати, дураки при таком подходе оказываются в престижной половине шкалы. Обычно дурак не любит читать. Он и так все знает. А чего он не знает, того и не надо знать. Зато дурак любит афоризмы. "Не учите меня жить -- лучше помогите материально". "Кто не рискует, тот не пьет шампанского", "В кругу друзей хлебальником не щелкай" и т. д. Дурак полагает, что следование афоризмам рационализирует его поведение. Через афоризмы он пытается паразитировать на умниках, но чаще попадает на таких же дураков, как сам.

Бывает дурак читающий. Правда, нельзя сказать, что он однозначно лучше, чем дурак нечитающий. Если умник обычно покупает только одну газету (а то и не читает газет вовсе), то дурак берет их сразу две или три и потом пялится в них с серьезным видом, воображая себя аналитиком. Особенно любит дурак разгадывать в газетах кроссворды: его радует, что проблемки одна за другой легко поддаются натиску его могучего ума. Среди любимейших тем разговоров у дурака - тема спорта.

Собственно, спорт существует как раз для дураков. У дурака почти наверняка есть какое-нибудь хобби: охота, рыбалка, в крайнем случае игра в домино с соседями. Энергичный дурак - домашний мастер на все поганые руки: он то сверлит дырки, то стучит молотком. То крушит стену, то воняет краской. Едва вселившись в новое жилище, он начинает его переделывать, изводя шумом соседей - если они не такие же энергичные дураки, как он сам. Для энергичных же дураков такой шум - как возбуждающая музыка: они тотчас вспоминают, что и сами могут что-нибудь посверлить или попилить, и вскоре откликаются собрату визгом дрели или пилы.

В среднем психика дурака гармоничнее, чем психика умного. Это обусловлено тем, что обычно ум развивается как компенсация какого-то психотравмирующего дефекта. И умники, и дураки в значительной степени эксплуатируют чужие идеи -- только отбор этих идей они проводят по-разному. Дураки нередко заимствуют умные мысли, но интерпретируют их превратно и встраивают в свою дурацкую систему воззрений дурацким образом, так что и мысли эти дискредитируются, и дурацкая система страдает.

Дурак руководствуется не личными соображениями, а накопленным стадным опытом. "Все так делают" (вариант: "Так никто не делает") - самый весомый аргумент для дурака. Надо заметить, на поведение человека влияют следующие внутренние факторы: цели, ценности, правила, навыки, самооценка, образцы для подражания, знания об устройстве природы, общества, личности. Если эти факторы сформировать у дурака надлежащим образом, он будет во многих ситуациях вести себя как умный. Адаптировавшийся к неким постоянным условиям дурак действует весьма эффективно.

Дурак всегда прав. Он нечувствителен к доводам, но любит спорить. Он знает, что "в споре рождается истина". У дураков своя особая истина - та, которая рождается в споре. Чтобы переубедить дурака, надо влезть к нему в подсознание - минуя его дурацкий интеллект. Иными словами, дураку надо понемногу внушать. Кстати, телевидение, газеты и радио как раз этой цели и служат. Типичный дурак уважает ученость, силу, власть. Уважать -- привилегия дураков. Это умники копают под авторитеты, расшатывают основы, заставляют мир изменяться и делают его непонятным для простых людей.

Дураки ошибаются редко. Причина этого, во-первых, в том, что умники не доверяют им решать сложные проблемы, а сами дураки таких проблем не замечают (их мир устроен просто, а если что-то в нем не получается, этому находится простое объяснение). Во-вторых, в том, что ни они, ни окружающие их дураки не в состоянии заметить ошибку, а дотошных умников на всех дураков не хватает. В-третьих, в том, что, обнаруживая неладное в результатах своих действий, дураки стараются уверить себя, что все идет нормально.

Когда последствия ошибки становятся слишком очевидны, дурак заявляет: "Ну, это случайность. Все равно я действовал правильно." Ошибаться (и копаться в своих и чужих ошибках) - удел башковитых. Презрительные синонимы слову "дурак": недоумок, простак, средний человек, кретин, тупица, пришибленный, тугодум, тормоз, тормознутый, болван, пень, валенок, осел, козел, недоразвитый, ущербный, безмозглый, слабый (обиженный, обделенный) умом, бестолковый, бестолочь, недоделанный, остолоп, серость, посредственность.

Эвфемизмы слову "дурак": наивный, неопытный, простой, слишком честный (!), прямолинейный, прямодушный, среднего ума, обыватель, человек толпы, нормальный человек. Один из признаков дурака - негибкость, неадаптируемость поведения, верность "принципам". Особенно неохотно такой дурак приспосабливается к другим дуракам. А зачем ему меняться? Ведь он "хороший" и так! От непрерывных конфликтов с окружением спасает его только то, что у других дураков обычно такие же "принципы", такие же "взгляды". Но когда сталкиваются разнополюсные дураки, дело безнадежное: будут бесконечные споры, а может, скандалы и драки. Некоторые дураки считаются среди дураков умными.

А настоящие умные считаются среди них сумасшедшими. У человека думающего внимание чаще направлено "внутрь", на собственные мысли; у того же, кто думать не любит, - на что-нибудь внешнее. Поэтому дураки так любят трогать, брать и ковырять разные вещи, копаться в носу, лузгать семечки, жевать жвачку и т. д. Им просто бывает нечем себя занять. Дураки всегда находят, о чем поговорить; умные нередко мучительно ищут тему для разговора, чтобы он не иссяк прежде, чем допускает приличие.

Дураки любят пошуметь, умники предпочитают тишину. Вызвано это, тем что дураки любят самоутверждаться через шум, а умники часто страдают неврастенией. Когда дураку удается производить громкие звуки, ему представляется, что он не такая уж малая песчинка во вселенной, раз заставляет вибрировать всё окружающее пространство. Дурака можно хоть десять раз обманывать посредством одного и того же трюка. Происходит это следующим образом.

Дурак либо не узнаёт старого трюка, либо узнаёт его, но при этом думает: не могут же они считать меня таким дураком, чтобы объегорить второй (третий и т. д.) раз на одном и том же. Бывает, он надеется переиграть обманщиков. Бывает, он понимает, что идет в западню, но ничего с собой поделать не может - из-за чувства стадности, к примеру. Дурак легко усваивает чужое мнение, если оно находит в нем незанятое место. Это мнение становится для дурака единственно правильным.

Если впоследствии он встречает какое-то другое мнение по тому же предмету, он относится к этому другому мнению высокомерно, какое бы оно ни было. Кто раньше вдует ему в уши свою "истину", тот и прав. Если дурак лично соприкасается разок с каким-либо известным деятелем или неким образом оказывается с ним рядом и деятель не успевает ему никак явно навредить, дурак начинает считать себя близким этому деятелю человеком и гордиться фактом контакта или почти контакта с ним. Убедить такого недоумка в ущербности его любимого прохиндея потом оказывается очень даже затруднительно.

Кстати, на этом эффекте основывается известный политический прием, именуемый "встречей с избирателями". Чем больше дураков потрясет руку политика или просто постоит рядом с ним минуту в толпе, тем больше у него накопится яростных приверженцев, будь он хоть последним негодяем или таким же дураком, как они. Если дурак занимаемся посильным делом и не берется судить о вещах, какие понять ему не дано, то нет милее и надежнее человека. Предсказуем - значит, не опасен. Если же дурак не нашел своего места под солнцем, он причиняет много хлопот и умникам, и другим дуракам. Как говорится, даже испорченные часы два раза в сутки показывают правильное время.

Аналогично и дуракам иногда удается в сложных ситуациях угадывать правильный ход. Если человек дурак, то это надолго. Ему можно привить какую-то умную идею, и он начнет высказывать ее, как умный, но следующая умная идея станет для него новым камнем преткновения. Особенно неприятен дурак-специалист, отличившийся на какой- нибудь интеллектуальной работе, требующей в основном памяти и усидчивости: во-первых, в нем появляется неимоверная уверенность в себе, а во вторых, скудные ресурсы его мозга оказываются сосредоточенными на узком круге проблем, и мало что остается на прочее, из-за чего интеллектуальное убожество этого дурака только усугубляется.

Безобидный удачливый дурак - положительный герой народных сказок и литературы вообще. В русских сказках он так и зовется: Иван-дурак. Если умники довольно разнообразны по складу мозгов, то дураки очень похожи один на другого. Дурак предсказуем. Дурак изучен психологией, социологией, педагогикой и т. д. вдоль и поперек. Можно считать, что эти науки - о дураках. Поскольку дураки составляют в обществе подавляющее большинство, считайте других дураками - и вы, скорее всего, не ошибетесь!

Мировоззрение дурака.
Мир дураков черно-белый, стабильный, понятный. Людей они делят на "хороших" и "плохих". "Хороших" они любят больше, чем те заслуживают, "плохих" ненавидят сильнее, чем стоило бы. Есть образованные дураки, усвоившие, что правильным иногда бывает не "черное", не "белое", а "среднее". То, что правильным может быть еще и "полосатое", и "в крапинку", и пр. - для них уже слишком сложно. Все сущее у дурака разделяется на то, что он знает, и то, что и знать не хочет. Он знает, что он всё знает. Он знает всё, что ему нужно. Но это касается обобщенных, теоретических представлений. В отношении же бытовых мелочей дурак весьма любопытен. Умный может смириться со своим незнанием и спокойно жить в мире, который он понимает слабо. Не таков дурак: он либо думает, что знает, либо впадает в отчаяние.

Ум и карьера.
Ум - не самое важное качество для выживания, для успеха в жизни. Здоровье, внешность, мускульная сила, психическая энергия, память - обычно важнее. Любой дурак, который узко специализируется в некоторой профессии, оказывается в своей области более эффективным, чем умник, который хватается за многое. У дураков главным показателем ума считается успех в карьере. При этом удачу и "объективные" факторы они в расчет не принимают.

Тем не менее, для оправдания собственного неуспеха они же нередко заявляют: "Дуракам везет". Дураку карьеру делать легче: кругом такие же дураки; они понимают его, он - их. Они не раздражают друг друга, не сторонятся один одного. Во всяком коллективе дурак находит единомышленников и чувствует душевный комфорт. Умный же почти всегда аутсайдер. Жизненный успех дураков нередко объясняется их более широкими, чем у башковитых, дружескими связями. Умным вообще трудно дружить.

Эразм ("Похвала глупости"): "... в их сердце не бывает дружбы, а если и бывает, то какая-то пасмурная, лишенная всякой приятности, распространяющаяся лишь на немногих, ибо большинство людей глупы и всякий дурачится на свой лад, а сближение возможно только с себе подобными." О том же у Шопенгауэра ("Афоризмы ...", гл. 5): "Лучшим средством проложить себе дорогу в жизни являются дружба и товарищи. Но большие способности делают нас гордыми и потому мало пригодными к тому, чтобы льстить тем, у кого эти способности ничтожны (...)

Обратным образом влияет сознание небольших способностей; оно отлично уживается с приниженностью, общительностью, любезностью, уважением к дурному и доставляет, следовательно, друзей и покровителей." Дурак с удовольствием выполняет рутинную работу и не покушается на систему. Его исполнительность замечает другой дурак - начальник - и повышает в должности. Умного же рутина вгоняет в тоску. Он начинает искать радикальные решения и раздражать тем самым свое руководство.

Умных людей в обществе меньше, чем руководящих должностей. Кроме того, не всех умных тянет в руководители. Поэтому в среде начальников умные оказываются в меньшинстве, и "серое" большинство вытесняет их оттуда. Умному трудно быть вождем у дураков. Дураки с этой ролью справляются лучше. Нередкое явление - энергичный дурак, имеющий многие положительные качества, кроме ума. Такие и верховодят. Дураки глумятся над умниками задаванием дурацкого вопроса: "Если умный - почему не богатый?"

Между тем, башковитые обычно не богаты по следующим причинам: 1) интеллект развивается в ущерб воле, а без "воли к победе" обогатиться трудно; 2) интеллектуальные занятия приносят удовлетворение и не оставляют времени для иных дел; 3) умный находит способы неплохо устроить свою жизнь и при малых средствах; 3) умный знает, что богатым быть вредно.

Война с дураками.
Мысль о войне с дураками посещает время от времени всякого умного человека. Воевать можно со всеми дураками либо только с теми, кто не подчиняются здравомыслящим умникам. Надо заметить, многие дураки - очень милые люди в ситуациях, в которых не требуется проявлять мыслительные способности. Надо просто расставлять их на подходящие места и не слишком много с них требовать. Противостояние умников и дураков существует тысячелетия. Иногда случаются обострения. У каждой стороны есть свои герои.

Пролитие крови не нужно ни тем, ни другим, а горячится в основном зеленая молодежь - неопытные дураки и начинающие умники. Можно выделять три уровня развития ума. На низшем уровне человек пробует воевать с дураками, на среднем он отказывается от этого, на высшем он решает сам выглядеть дураком. Ларошфуко: "Поистине ловок тот, кто умеет скрывать свою ловкость." С дураками воевать бесполезно. Истреблять их противоестественно. Повелевать ими - можно, но это не приносит облегчения.

Дураков не сделать умнее. "Умное" общественное устройство им чуждо - непонятно, неудобно. Если их мир рационализировать, они взбунтуются и переделают в нем всё по-своему - по-дурацки. Война с дураками невозможна -- потому что это была бы война с человечеством. И все же кто из умников хотя бы однажды не мечтал устроить дуракам Варфоломеевскую ночь?! Мечта эта согревает, дает силы терпеть дураков дальше.

Дураки и удача.
Но давно уж речь ведется, Что лишь дурням клад дается, Ты ж хоть лоб себе разбей, Так не выбьешь двух рублей. Петр Ершов. "Конек-горбунок". Есть пословица: "Дуракам везет". Надо заметить, она несправедлива. Везет всем одинаково, но поскольку дураков больше, то большинство случайных счастливчиков оказывается дураками. Дураки по неведению рискуют больше умных и, устилая своими трупами путь к сокровищам, нередко прежде умных достигают успеха. О причинах своего выигрыша они делают нелепые утверждения или вовсе относят его на удачу. Где умный разглядит закономерность, там дураку видится лишь случайность. В этом другая причина мнения, что случай благосклонен к дуракам.

Дураки и счастье.
А. Шопенгауэр ("Афоризмы житейской мудрости", гл. 2): "Очень часто и, по-видимому, справедливо утверждают, что весьма ограниченный в умственном отношении человек в сущности -- самый счастливый, хотя никто и не позавидует такому счастью." Эразм ("Похвала глупости"): "Счастье зависит не от самих вещей, но от того мнения, которое мы о них составили. Поэтому либо нет никакой разницы между мудрецами и дураками, либо положение дураков не в пример выгоднее.

Во-первых, их счастье, покоящееся на обмане или самообмане, дается им гораздо дешевле, а во-вторых, они могут разделить свое счастье с большинством других людей." Но надо иметь в виду, что люди, слишком долго пребывающие в состоянии счастья, теряют осторожность, навыки борьбы за существование - и нередко гибнут вскоре от своей беспечности. Правда, умирают они счастливыми - быстро, неожиданно и небольно. К примеру, разбиваются пьяные на машине -- дорогой и красивой. Умники же, осознавшие вредность счастья, легче переносят лишения, выпадающие им по вине дураков.

Дураки и наука.
Для занятия наукой особого ума обычно не требуется: есть выверенные формальные технологии, для успешного применения которых нужна лишь аккуратность. Даже из неформальных методов дуракам кое-что дается вполне - к примеру, "метод научного тыка". Поэтому наука издревле пребывает в основном в руках дураков. Не-дурацкое почти не имеет в ней спроса. Дуракам оно непонятно и не нужно, а до умных оно не доходит по той причине, что все системы научной коммуникации настроены на миропонимание дураков. Наука ищет типичное.

А в обществе типичны дураки. Поэтому так называемые "общественные науки" - это в основном науки о дураках. Социология - это главным образом социология дураков, психология - психология дураков, политология - политология дураков и т. п. Конечно, иногда и у дураков получается в науке что-нибудь не дурацкое: как правило, случайно. Нельзя утверждать, что в науке дураки - сплошь консерваторы, а умники - сплошь новаторы.

Среди дураков новаторы встречаются довольно часто - и даже революционеры. Но их новаторство и даже их революционность либо стадные, скопированные, стандартные, опасные своей негибкостью, либо гениально нестандартные в узком рассмотрении, но не увязанные с разными обстоятельствами и потому нелепые или вредные. Если какая-нибудь недурацкая научная идея становится, вопреки всему, популярной, это вовсе не означает ее победное шествие: ее вульгаризуют, применят не к месту, "доработают" так, что автор непременно впадет в отчаяние, если к тому времени еще будет жив.

Шопенгауэр (Предисловие к книге "Мир как воля и представление"): "Мысли выдающихся умов не переносят фильтрации, совершаемой ординарными мыслителями. Рожденные за просторными, высокими, красиво очерченными лбами, под которыми сияют лучистые глаза, они теряют всякую силу и жизнь, теряют сходство с самими собой, когда их перемещают в тесную обитель, под низкую кровлю узких, сдавленных черепов с толстыми стенами, из-под которых всматриваются в окружающее тупые, направленные на личные интересы взоры."

Дураки и образование.
Очень часто мы видим, что те, кто никогда не утруждали себя науками, судят о встречающихся вещах гораздо более основательно и ясно, чем те, кто все свое время проводили в школах. Рене Декарт. "Рассуждение о методе" ("Правило IV"). Система массового образования - это система воспроизводства дураков. Умные получаются вопреки данной системе, а не благодаря ей. Они - побочный продукт, брак или даже отходы. Массовое образование плодит массовых дураков, элитарное - элитарных.

Можно иметь ум, не имея "высшего" образования. Но гораздо чаще наблюдается обратное. Специально выращивать умников значит уподобляться компрачикосам (см. книгу Виктора Гюго "Человек, который смеется") - средневековым преступникам, которые калечили детей, чтобы получать из них уродов для забавления вельмож.

Дураки и творчество.
Некоторые дураки одержимы творческим зудом и представляют собой личности вполне творческого склада, но на дурацком уровне. Продукты их творчества могут устроить лишь их самих и некоторых других дураков, тогда как основная слабодумающая масса все-таки тянется к более-менее качественным изделиям, как это ни странно. Если творческий дурак берется за что-нибудь посильное, к примеру, пробует сделать красивый стол, то получается обычно очень неплохо. Но если ему неймется сочинять романы или рисовать батальные картины, результат вызывает только жалость и досаду.

Для таких дураков придумали название: "народные умельцы". Башковитые люди их ненавидят - за то, что те ставят их в неудобное положение: сказать об их творчестве правду значит, обидеть, а лгать тоже не хочется. Кроме того, если лживо похвалить "народного умельца", возникнет другая сложность: придется либо разбираться, почему "не дают дороги таланту", либо проявлять "преступное безразличие к судьбе таланта" самому. А в придачу "талант" от похвалы - пусть и лживой - может прибавить в работе, и "шедевры" посыплются на вас, как блохи с ничейной собачки, которая вздумала почесаться у ваших ног.

Дураки и культура.
Культурный человек имеет познания, заимствованные от других, человек умный способен добывать их самостоятельно. Поэтому культурный дурак - обычное дело. Хуже того, массовая культура - это как раз культура для дураков. Правда, "немассовая культура" (так называемое "элитарное искусство" и пр.) - тоже дурацкая, но для дураков-интеллектуалов (заумность - разновидность глупости). В общем, дурацкой является культура в целом.

Умные пытаются как-то от нее изолироваться или как-то находить в ней затесавшихся своих. Никакой собственной субкультуры они не создали, потому что всегда подлаживались под дураков: в лучшем случае пытались на них влиять, в худшем - просто им продавались. Кстати, встречаются дураки пишущие. Среди дураков даже есть свои великие писатели. Обычно это публицисты, строчащие на моральные или, наоборот, аморальны темы.

Дураки и религия.
Дураки угодны Богу. Дурачок - "божий человек" (так раньше говорили на Руси). В Евангелии: "Блаженны нищие духом" (Матф. 5:3). Значит, умные - обиженные Господом. Еще говорят: "Глас народа - глас Божий." А как же иначе? Бог дураков тоже должен быть дурак. Религия существует для дураков. Атеизм - тоже идеология дураков. Дураки-атеисты грызутся с дураками-верующими.

Одни дураки почему-то уверены, что Бог есть, другие - почему-то уверены, что его нет. Дураки всегда в чем-нибудь уверены. Конечно, Бога, скорее всего, нет. А если и есть, то уж, во всяком случае, не такой дурак, каким его рисует Библия.

Дураки и средства массовой информации.
Если у газеты большой тираж, значит, она пишет для дураков. Вообще, умные - потребители невыгодные: их мало. Дураков гораздо больше. Какую бы ерунду ни предложили на торжище, найдется дурак, который ее купит. Массовое - значит, для дураков. Средства массовой информации не только рассчитаны на дураков, но и делают их: формируют себе потребителей.

Дураки и политика.
А. Зиновьев в "Гомо советикус" пишет: "Наличие убеждений у человека есть признак интеллектуальной недоразвитости. Убеждения суть лишь компенсация за неспособность понять данное явление в его конкретности... Человек с убеждениями негибок, догматичен, зануден и, как правило, глуп." Умный полагает, что в чем-то ошибается. Он знает, что всякая истина относительна. Ни за одно свое предположение он не станет жертвовать жизнью.

Дурак же -- мученик за идею. Умный удерживается от радикальных политических действий не из трусости, а из-за уверенности, что завтра он сам или какой-нибудь другой умник опровергнет многое из его сегодняшних взглядов. Дурак же уверен в своей правоте. Он увлекает других дураков убежденностью и страстностью. Они вместе создают некое общественное движение и -- "делают историю".

Умные лучше понимают политику, но заправляют ею дураки. Всё у того же Зиновьева (и там же): "Интеллектуальный уровень любых массовых движений очень низок. Уровень вождей таких движений адекватен уровню масс, иначе вождем не станешь. Ум вождю нужен лишь для того, чтобы суметь превратиться в дурака, соответствующего массе дураков, и чтобы завоевать возможность говорить глупости с умным видом."

Как выжить умным.
Люди, страдающие одинаковым тяжелым недостатком или одинаковой тяжелой болезнью, нередко объединяются. Есть общество слепых, общество диабетиков, ассоциация анонимных алкоголиков и т. п. Члены этих обществ обмениваются приемами выживания, поддерживают один другого, организуют коллективные акции. Аналогично следует поступать и умникам, но трудно представить, каким образом им это удастся.

Какое бы учреждение для умников ни создавалось, оно либо разваливается, либо заполняется дураками. Причин тому много: недолговечность и сомнительность ума; индивидуализм, небщительность умников; специализация умников, незначительность общих интересов; моральная ущербность умников; противодействие дураков; нежелание умников осложнять отношения с дураками; стремление умников маскироваться; затруднительность отличения башковитых от псевдоумников и гениев; и т. п.

Приемлемый путь для умников - осознать свою ущербность, не высовываться, отыскать двух-трех себе подобных друзей и влачить понемногу существование, стараясь выжимать побольше из доступных маленьких радостей. Стремиться выглядеть таким, как все, и иногда пытаться тайно использовать свое небольшое преимущество. А если занеймется прослыть выдающейся личностью, то надо делать это сообразно понятиям дураков. Эразм: "Истинно рассудителен тот, кто, будучи смертным, не стремится быть мудрее, чем подобает смертному, кто снисходительно разделяет недостатки толпы и вежливо заблуждается заодно с нею. Но ведь в этом и состоит глупость."

Заключение.
Самые страшные обвинения уму - со стороны йогов. Некто Сатпрем в книге "Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания" пишет: "Если способность думать - это замечательный дар, то ПОСОБНОСТЬ НЕ ДУМАТЬ - дар гораздо более великий." Там же: "Ум все путает и искажает, потому что он полон желаний, страхов, предубеждений, и все, что он воспринимает, немедленно искажается тем или иным желанием." "...ошибки всегда являются результатом вторжения ментального процесса: каждый раз, когда вмешивается ум, он затемняет все, разделяет и задерживает.

В конце концов, после многих поражений, мы поймем раз и навсегда, что ум --это не орудие познания, а лишь организатор знания, (...) и что знание приходит из другого источника. Когда ум спокоен, все слова, речь, действие - приходят автоматически, с поразительной точностью и скоростью. Поистине, это иной, более светлый способ существования. Ибо нет ничего доступного уму, чего нельзя было бы сделать лучше при полной неподвижности ума и в безмолвии, свободном от мысли." Но все-таки, думается (?), даже после такой авторитетной критики не следует полагать, что умники самостоятельно генерируют мысли, а дураки по преимуществу воспринимают их от "мировой души".

По-видимому, дураки в большинстве своем так же, как и умники, вырабатывают свои мысли преимущественно сами, только мысли у них - дурацкие. Несмотря на то, что обладание умом дает некоторые преимущества, в целом следует признать, что ум - это вредное для организма извращение. Его невозможно исправить: надо ждать, пока пройдет само. Если бы это извращение не было иногда приятно, оно не усугублялось бы до такой степени, которую мы встречаем у некоторых личностей.

Ум чувствителен подобно разверстой ране. Как рана реагирует на разные воздействия острее, чем здоровая кожа, так и ум заставляет переживать то, что для дураков остается неизвестным. Может, ум это болезнь, развивающаяся вследствие повреждения или врожденного дефекта защитных механизмов психики? Ум враждебен жизни. Разумный человек легко приходит к выводу, что мгновенная смерть без мучений, ничуть не хуже жизни, наполненной удовольствиями. Он живет лишь "на всякий случай" и не всегда может убедить себя поцепляться за жизнь еще немного. Ум - язва психики.

Умный - значит, больной. Это инвалид. Для выживания ему нужны кое-какие льготы: дополнительная жилплощадь, дополнительный отпуск, прибавка к зарплате. Умному можно доверять только посильный труд (интеллектуальный, лучше надомный, подальше от дураков). Особо умных надо умиротворять, или изолировать, или убивать - как социально опасных. Дураки же - опора государства. Дураки - достояние нации. Родина любит своих дураков.

Отсюда (с сокращениями):

Previous post Next post
Up