Курсы первого курса

Jun 09, 2007 22:27

Хочу проанализировать преподавательский потенциал первого курса в ЭМШ, то есть в небольшой исторической ретроспективе рассмотреть, что делают первокурсники в ЭМШ именно как преподаватели. Здесь я не хочу касаться активного участия в жизни ЭМШ, участия в управлении ЭМШ, участия в выездных или какой-либо другой организаторской помощи Школе. Сконцентрируюсь именно на образовательной составляющей - начинают ли люди вести полностью свои авторские курсы, или делают курс в соавторстве с кем-то из старших товарищей, или идут в стажеры. Так, я вижу 3 основных вида преподавательской активности на первом курсе:
  1. Стажеры или семинаристы на базовых курсах
    Семинаристский путь позволяет почувствовать себя преподавателям, при этом не обязывает брать соответствующую ответственность, что привлекает многих людей. В то же время такой подход дает возможность напрямую поработать с небольшим количеством школьников, потренироваться в объяснении чего-либо и практической помощи, научиться налаживать контакт. Тем не менее научиться работать с большой аудиторией все равно не получится - это обычно не входит в задачи семинаристов. И главное отличие, конечно же, - это отсутствие какого-то своего подхода. Человек попадает в уже сложившуюся систему, где его задача уже определена. Цели курса и его устройство тоже уже продуманы, остается лишь следовать им. То есть авторский подход, креативный подход практически отсутствует.
    Несколько интересней обстоит дело со стажерами. Действительно, можно сказать, что институт стажерства вымирает, то есть сейчас практически нет курсов, на которых опытный преподаватель берет стажеров и реально именно обучает их быть преподавателями. Жалко, т.к. для первого курса передача опыта от старшего поколения была бы очень полезной. Да и далеко не всегда первокурсник может самостоятельно прочитать курс о чем-то, что его пусть даже интересует - все равно останется вопрос компетентности, ведь сфера научных интересов еще отнюдь не сформирована. Сейчас «стажерами» в основном называют людей, как-либо помогающих преподавателю в проведении курса. Хотя, опять же, в стажерстве тоже зачастую отсутствует творческий подход подопечного, что отталкивает некоторых.

  2. Курсы в соавторстве со старшими товарищами
    На данный момент это во многом заменяет стажерство. Мне кажется, что сейчас это один из наиболее правильных путей для первокурсников. С одной стороны, здесь присутствует и авторский подход, и полноценная преподавательская деятельность, но с другой стороны всегда есть старший товарищ, который также погружен в курс и может помочь, научить, показать, у которого есть опыт. Хотя при этом на первокурснике лежит и весомая доля ответственности за работу курса.
    Нередки и ситуации, когда первокурсник идет преподавать на курс, который существовал и в прошлые годы и на котором он, вероятно, учился в свое время. Это очень положительно сказывается на жизнеспособности курса. Хотя в данном случае обычно между преподавателем и первокурсником все же остаются неравные отношения.

  3. Собственные курсы
    Это сложнее остального, но и круче остального :)
    Здесь человек сразу должен обладать умением системно работать с аудиторией и другими многочисленными качествами преподавателя. На нем же лежит и вся ответственность. При этом немаловажным является и вопрос компетентности первокурсника в вопросах своего курса и реальное понимание им того, чего он хочет добиться. Здесь и полный контроль над происходящим на курсе, и полноценный авторский подход ко всему. Вдвоем - самое оно=) В большинстве случаев собственные курсы посвящены подготовке к вступительным экзаменам, которые первокурсник сам только что преодолел и готов многое о них рассказать - это и математика, и литература, и общага, или «подтягиванию» школьной программы - это математика для 9ых, экономика для 9ых итд. Тут вопросы компетентности наиболее просто решаемы, а значит дело стоит только за личными качествами будущего преподавателя. Хотя есть и приятные исключения.
Интересно, что за прошедшие 3 года соотношение между этими тремя типами практически не менялось:



В целом, насколько мне известно, сейчас число первокурсников в расчете на один курс превышает 0,6.

В прошлом году из 27 выпускников преподавать пошло 16 человек. В этом году выпустилось 42 человека, а сколько из них пойдет преподавать... вы узнаете после рекламы на телеканале ЭМШ TV=)

Какие-то рассуждения, Типизация, ЭМШ

Previous post Next post
Up