Алтай: Актру

Aug 29, 2011 21:36



Многих людей тянет в горы. Меня не тянет. Высота, прохлада, ощущение полёта над бренным миром - не без этого. Но я люблю жизнь приземлённую. Да и леса с полями более человечные, чем мрачные горы. Там природа ещё активно формируется, а на равнине уже всё успокоилось, пенепленизировалось.
Но так сложилось, что последние три года подряд я проводил несколько недель в высокогорьях, сначала Кавказа, потом Алтая. В прошлом году меня занесло в довольно известную высокогорную долину Актру, куда приезжают полазать любители полазать и походить любители походить. Эта долина очень контрастно сменяет свой облик по дороге наверх: от степей Курайской котловины до снегов Северо-Чуйского хребта. Да и сама дорога примечательна. Её не назовёшь грунтовкой или грейдером, мой ВАЗ-2106 там беспощадно встанет, или улетит вниз, или уплывёт. Это настоящая ад-дорога, по которой проезжают только суровые чуваки на Уралах, УАЗиках и отдельные сорвиголовы на других джипах с цепями на колёсах. Огромные валуны торчат из месива грязи и воды. С этой дороги и началось моё знакомство с Актру.



Единственный транспорт, соединяющий Барнаул и Кош-Агачский район, представлен небольшим автобусом, который раз в день упорно едет по Чуйскому тракту в затерянный среди степей Чуйской котловины Кош-Агач. В нём я провёл около 13 часов. Красивейшая дорога вьётся сначала вдоль Катуни, потом Чуи. Утомительное дело ехать так, но когда я вышел в Белом Боме на привале, то окунулся в неповторимую атмосферу гор. Горы! Шум реки, свежесть прохладного воздуха и макроскопические стены вокруг, создающие объём и замкнутость.
Когда мы въехали в Курайскую котловину, то в сумерках вдали показались заснеженные трёх- и четырёхтысячники Курайского хребта. Они медленно поворачивались вслед за дорогой, оставаясь чем-то величественным и недосягаемым.

В Курае я пересел на УАЗик. Основной доход местного населения - обслуживание туристов, в том числе их доставка наверх. Я заранее переоделся в тёплые вещи, и мы понеслись по пыли в темноту под рёв ульяновского внедорожника. Плоское передвижение сменилось на почти вертикальное с бродами и валунами. Молодой алтаец за рулём постоянно дёргал с первой передачи на вторую и обратно, попутно рассказывая всякие истории. На одном из самых дерзких подъёмов у него стала отваливаться дверь, но он остановил машину и быстро поправил дело отвёрткой. Машина подъехала к огонькам, я устроился на ночлег в доме с печкой и сладко уснул.

После такого безостановочного пути утром просыпаешься как будто дома. И, конечно, рядом не таинственные пространства, а мама на кухне и двор за окном. О, как сладко такое утро! Но за дверью вдруг оказывается не соседняя комната, а громада гор, леса, воздуха и неба. Они наваливаются на тебя всей своей массой, ты отшатываешься назад, прикрывая дверь, протираешь глаза, переводишь дух и, наконец, делаешь шаг навстречу новому.

Небольшой альплагерь и по совместительству стационар Томского государственного университета расположился на левом берегу реки Актру. Справа стоит база МЧС и гостиница. Ниже по течению - широкая пойма реки, заливаемая весной. А вверх уходят тропы к ледникам и горным вершинам.

Вот по такой дороге меня довезли до этих мест:



Она пересекает широкую пойму реки с бродом, который регулярно уносит вниз не самые расторопные машины. Эта пойма - полигон для раздумий; сюда можно выходить из лагеря, чтобы лицезреть вокруг горы, найти связь и побродить между рукавами реки.



Вверх по склону уходит разреженный лес из лиственницы и кедра. Ни то, ни другое дерево не встретишь в лесах Подмосковья, и оба они по-настоящему сибирские: суровые, хвойные и крепкие. Выше они сменяются лугами: субальпийскими и альпийскими.



В таком лесу спрятались жилые домики альплагеря, а также баня, столовая и несколько генераций уборных. Стараниями "Промальпа" здесь есть электричество, телевизор, а у меня ещё и интернет был) Здесь собирались самые разные люди, волею судеб оказавшиеся в горах: альпинисты, туристы, проводники, студенты, учёные, иностранцы (да, какое неумелое использование разнокачественных понятий!). Вечером разжигается печка. Подымив во все щели, она успокаивается благодатным треском и разносит тепло по дому. А за окном ложится туман.



...



Вообще туманы и облака, опускаясь в долину, скрывают в себе хребты и создают атмосферу загадочности. Склоны уходят куда-то в неизвестность. В молочной пелене то и дело проглядывают части ледника или хребта, но тут же скрываются вновь.



...



...



...



Ночью в комнате кромешная тьма, в которой мне спится особенно уютно. А выйдешь на улицу, поближе к реке, чтобы слышать её шум, закинешь голову наверх и - звёзды! Бесконечное множество звёзд, все они твои.

На правом берегу Актру возле каменистого склона спряталось небольшое подпрудное озеро Сачки, питающееся водами реки Водопадной. Река эта скорее ручей, и она обладает удивительным свойством то появляться, то пропадать. Она вытекает из ледника Водопадный на вершине хребта, потом низвергается ктобымогподумать водопадом и течёт по узкому врезу в морене ледника. Часть вод пробила себе путь к реке Актру через морену, поэтому в маловодные дни основное русло ручья остаётся без питания.



А река Актру собирает свои воды с двух ледников Актру, которых на самом деле уже три: Малый Актру и два Больших - Левый и Правый. Их долины огибают склоны горы Кара-Таш, на которой висит ледник "Штаны Тронова". М.В. Тронов - известный гляциолог, одним из первых начавших изучать здешние ледники.



Чаще всего я виделся с ледником Малый Актру. Он грязно-белым языком спускается с Кара-Таша до высоты около 2400 м, где из его жерла выносятся кубометры талой воды. Если фоновая температура воздуха на этой высоте +20, то возле языка ледника +12 за счёт ледникового ветра. Но ледник неумолимо отступает из года в год. Остаётся ждать пару десятков тысяч лет до следующего ледникового периода, чтобы насладиться зрелищем наступанием льда.



Раньше вся долина была занята льдом, и жил бы я в те времена - не видать бы никому этого поста.



Молодая морена ледника начинается резким подъёмом в лиственничном лесу. Мягкая хвойная подушка сменяется грудой камней, хрустящими под ногами. Среди них пятнами цветут иван-чай и скерда, точечно вылазят низенькие деревья. А так это царство камней, самых разных цветов и состава. Чёрные, коричневые, слоистые, с кальцивыемыми жилами, обросшие элегантным апельсиновым лишайником, на боку, в тени. Много-много камней! А сзади белеет тело уходящего ледника.



С морены видна вся долина. За ней спряталась Курайская котловина, а дальше виден Курайский хребет, который обволокли облака.



...



Вид на долину реки Б. Актру:



...



Однажды утром я пошёл наверх. Здесь надо упомянуть банальный дуализм походов вверх: тяжело, но хочется дойти до вершины. Из долины Актру начинаются много разных маршрутов, но я был только на двух. В этот (первый) раз полез на перевал "Учитель", рассчитанный на самых носатых чайников. Но дабы удовлетворить свой научный интерес, я свернул с тропы в широком ледниковом цирке. Чтобы забраться на более-менее ровный склон с альпийским лугом, пришлось карабкаться по каменистому склону, хватаясь руками за всё подряд. Что-то сыпалось вниз, что-то удерживало, в общем, я не стал колобком, а таки оказался где надо. Спустя пару часов холодные камни вершины перевала хрустели под ногами. Нивальная тундра в горах, пожалуй, даже краше цветущих субальпийских лугов: здесь среди разноцветных камней и снежников спрятались куртины ангельских растений, будь то мак седоватый, колокольчик или лютик алтайский.

Из снежника стекает прозрачный ледяной ручей, где наконец-то можно утолить жажду. В горах это огромное удовольствие пить откуда попало и потом не корчиться в родах.



Вершина Кзыл-Таш:



На вершине перевала в гордом одиночестве можно дать волю мысли I'm the king of the world!
Здесь отлично ловит связь и далеко видно. Можно просаживать деньги на телефоне, описывая красоты Алтая.
Вид на Курайскую котловину:



Над межгорными котловинами почти всегда висит локальный антициклон, поэтому небо над ними чистое, а над хребтами после полудня обязательно висят конвективные облака. Это потрясающее зрелище! Они переливаются белой пеленой на твоих глазах. Это не задумчивые флегматичные подушки на равнине, нет. Здесь облака резвятся, как дети: смешиваются, разрываются, убегают и улыбаются.



Внизу видна широкая многорукавная пойма Актру:



За лесистым отрогом Северо-Чуйского хребта начинаются степные просторы Курайской котловины:



А вот такие растения можно встретить в альпийско-тундровом поясе:



Горец змеиный



Мак седоватый



Змееголовник

Да, это было однажды. А было и другое однажды.
Однажды утром я встал, посмотрел в окно и ничего не увидел. Дело-то обычное, потому что окно у меня в комнате непрозрачное было. Впрочем, я не оттуда начал. Однажды вечером, стоя на краю морены и, соответственно, возвышаясь над долиной, я почувствовал нечто! Спокойная тёплая погода в какие-то минуты сменилась прохладным ветром с северо-запада. Он дул со стороны котловины, я смотрел туда и как будто видел этот ветер. На следующее утро небо было закрыто сплошной облачностью. И вот я пошёл в маршрут, а с этого неба пошёл снег! Был конец июля, Москва была вся в дыму, а здесь в горах -1 и снег. Я недоумевал и веселился. А чего тут ещё поделаешь. Народ попрятался по домам и палаткам, поэтому мы были со стихией наедине. Она спокойно падала на землю и немного на меня, разреживая зелёный покров. Потом снег усилился и стал заваливать всё конкретнее. Аааа!Упячка!



...



...



...



...



...



...



Потом снег стал таять, я забил и пошёл пить чай домой.

Мост смелости - по нему каждый день приходилось переходить горную реку. Кто в первый раз пытался - делал это ползком.



Осталось мне вставить сюда фотографии раннего утра, когда на добром УраЛе я покидал это благодатное место, перекатываясь из одного конца салона в другой, а потом виляя по Чуйскому тракту 14 часов в автобусе с просмотром 8 серий отечественного говнокриминал-сериала (какое длинное предложение!).



...



...



Да, фотографии вставлены, можно пойти на балкон посмотреть на город.
____________________________________________________________
спасибо за внимание

Алтай, горы, Сибирь, Актру

Previous post Next post
Up