Ранее морозное утро, Вологда. Лужи покрыты тонкой коркой льда. Светофоры перемигиваются жёлтым. Пустынно - люди ещё только просыпаются, чтобы идти на работу. Скоро, уже совсем скоро кто-то нажмёт на спусковой крючок, и улицы начнут свою дневную жизнь. Но пока что тишина.
В общем-то Вологда была хороша, как и всегда. И лучше всего она была в уютном народном кафе, или даже не кафе, а кондитерской в самом центре. Там наливали горячий какао и были свежие пирожки, пироги и булки с архаичными ценами. Поэтому я не ограничился одной порцией, а сделал несколько заходов. Ибо впереди предстояло семь часов в автобусе.
...
...
...
Солнце заливается вовсю. Наконец-то к перрону подъезжает автобус до Вытегры. Да, в вологодском автовокзале я познакомился с замечательной системой ДЮК, по которой мне дали 30 % скидки. Ни один другой автовокзал такими успехами похвастаться не может.
И поплыли деревни одна за другой, поля да леса. Снег ещё не растаял, его много, и он задорно светится на солнце. Сон.
В Липином Бору - посёлке с дивным названием на берегу Белого озера - весна разыгралась не на шутку, а солнце светило так ярко, что глаза никак не могли привыкнуть к блеску снега.
Настя:
Ближе к вечеру мы свернули с годной дороги на средней паршивости грейдер и очутились в посёлке Депо. Огибая месиво из грязи и луж и вызывая любопытство у местного населения, мы отоварились в магазине и направились на станцию Белоручейской узкоколейки, в честь которой и назван посёлок. По ней вывозят лес из глухих лесов на севере Вологодской области и пассажиров из посёлка Янишево. Лес перегружают на баржи, плывующие по Волго-Балту, а пассажиров на автобусы наподобие того, на котором мы приехали.
Станция Депо заставлена лесовозными сцепами, по путям маневрирует тепловоз. В диспетчерской сказали, что пассажирский поезд только в одну сторону, но есть и много грузовых, куда можно вписаться обратно.
На пассажирской платформе с новеньким деревянным павильоном уже сидят местные жители. Двое на крыше павильона. Пиво, семечки, мобильники - всё как положено. Естественно, двое пришельцев вызвали бурную реакцию, но вскоре она затихла. Со стороны станции синий тепловоз прикатил пассажирский вагон, в котором нам и предстояло ехать.
За ним прицеплено несколько сцепов, так что поезд грузопассажирский.
Никуда не торопясь, тепловоз поехал на станцию ещё поманеврировать со сцепами.
В вагоне всё обито деревом, пахнет деревом и стоит печка. Настоящий лесной вагон.
Через полчаса мы наконец поехали. Потихоньку простучали по стрелкам и углубились в лес. Вроде бы обычный лес, но ведь это тайга, глушь, впереди ничего кроме пути, леса и топей. Низкое солнце просвечивает сквозь голые деревья, провожая нас в безумный путь.
На первом разъезде поезд остановился. Из тепловоза к деревянному столбу выбежал помощник машиниста с военно-полевым телефоном. Вставил его в розетку на столбе и заорал на весь лес "Алёёёу! Диспетчер!". Это называется получить разрешение двигаться до следующего разъезда.
...
Нас пригласили в кабину. Процесс совмещения столичного и глубоко провинциального типа шёл напряжно. Конечно, приходилось много натяжно улыбаться на шутки молодых мужиков. Но это всё фигня)
Зато можно выйти на капитанский мостик тепловоза и провожать тонкие рельсы под тепловоз, ощущая стальной перестук и его лесное эхо.
На 27 километре магистрали проезжаем заброшенный лесной посёлок Саменжа. От него осталось пару пустых домов, спрятанных за деревьями, словно призраки. Ни одного жителя, ни одного.
...
Темнеет. Стальная нить теряется в тусклом свете фар тепловоза. Машинист кричит "сними зайца!". Действительно, в кустах сидит белое ушастое пятно. Я снял, вышло смазанное белое пятно. Хехе.
Сумрачный лес. Зато кабина тепловоза уже стала чем-то родным и уютным.
...
В пассажирском вагоне тоже не скучают - растопили печку. С печкой в два, нет, в три раза веселее!
Я уже потерял счёт разъездам, но на каждом лесные звери разбегались в панике под громогласное "Диспетчееер!".
Оставалось только салютовать.
На очередном разъезде разминаемся со встречным поездом. Движение здесь активное, лесная отрасль работает. В Депо даже соревнования между цехами ЛПХ проводят по рыбалке.
Узнаём от диспетчера, что ближе к 60-му километру УЖД (совсем рядом с Янишево) произошла авария - сход гружёных сцепов. Подъехали к месту аварии - опрокинутые в сугроб вагоны с хлыстами. Такое часто бывает на кривых путях узкоколеек. Впереди маячило ещё пару тепловозов. Мы вернулись на ближайший разъезд, передали пассажирский вагон другому тепловозу. А сами с хлыстами поехали куда-то назад.
В кабине темно, только подсветка приборной панели разрежает сумрак. По соседнему пути проезжает другой порожняк, потом ещё тепловозы. Феноменальная движуха. Наш состав отправляется куда-то назад, я так и не понял хитростей манёвров. Но до Янишево мы так и не доехали, хотя были совсем рядом.
На другом разъезде пропустили ещё поезд, а потом встали где-то на перегоне. Мужики предлагали пострелять из ружья по бутылке, торчащей из сцепа. Я что-то струхнул. Не владею оружием (тряпка!).
Было уже около полуночи или часа ночи. Низкая луна медленно поднималась над тёмным лесом. Машинист вдруг скомандовал ложиться спать, заглушив двигатель. Они с помощником так и уснули сидя. Настя устроилась на раскладном кресле, а я удовольствовался каким-то клочком на приборной панели тепловоза. Вы пробовали когда-нибудь спать на приборной панели узкоколейного тепловоза? Я не знаю, как там уместился. Чувствовал, что подпираю ногами какие-то важные тумблеры и будь двигатель заведён, то мы бы наверняка включили нитро-ускорение и захват камазов. Так и спали четверо разных людей и тепловоз посреди вологодской тайги.
Когда рассвет только начинался на горизонте, я проснулся от света прожектора другого тепловоза. Растолкал машиниста, все встали, мы поехали на разъезд. Попрощались с бригадой и пересели в темноте в другой тепловоз. Я спросил "До Депо не подкинете?". Чертовски приятно такое спрашивать. Не улицу космонавта Волкова и не магазин восточных сладостей, а вот так вот - до Депо.
Мы ехали в тепловозе обратно. Сзади показался огонёк - то ещё один тепловоз ехал за нами. Как путеводная звезда, только в обратном направлении.
Когда стало светлее, оказалось, что это был "Малыш" - тепловоз ТУ6Д с краном.
В Депо мы приехали ровно к первым лучам солнца. Малыш и наш тепловоз встали рядышком отдыхать. На станции воцарилась утренняя тишина. Но ненадолго - вскоре другой тепловоз поехал с рабочим поездом в лес. Неугомонная узкоколейка :)
Только сейчас я оценил масштабы её работы - на берегу Волго-Балтийского канала лежали целые горы леса. Поражает.
До автобуса на Кириллов было ещё время, и мы пошли прогуляться по посёлку. В соседнем Белом Ручье, по которому и названа УЖД, действительно протекает ручей Белый. На нём пруд. В его спокойной зеркальной глади отражалось положительно всё вокруг, а особенно весеннее солнце. Вода, правда, была ледяной.
...
...
...
Там мы и позавтракали. И чуть не опоздали на автобус, но таки сели. А со станции снова доносились тепловозные гудки. Начинался новый день.
_________________________________________________________________
спасибо за внимание