(no subject)

Jan 10, 2011 21:14



Тверская область богата грибами-ягодами и интересными местами, в том числе железнодорожного плана. Бросим наши взгляды на Рижский ход, пролегающий по юго-западу области: тепловозная тяга, ручные стрелки и самый медленный поезд РЖД.



Сумерки, Рижский вокзал, на первом и почти единственном пути стоит почти единственный пассажирский поезд Москва - Великие Луки с подозрительным номером на 66*. Потихоньку и приятно он набирает ход и едет по любимым и родным местам.

В 2 часа ночи от нечего делать мы со Стасом sd3 эвакуируемся из поезда на станции Нелидово. Сонныя, помятыя. Тепловоз ТЭП70 бодро рассекает ночную тишину своим дизелем. Редкие пассажиры растворились в сумерках, оставив нас одних на платформе.



Потупив децл на вокзале, где из-за ремонта нагромоздились старые скамьи, пошли мы потусить в ночном Нелидово. Сколько интересного таит в себе ночной российский провинциальный городок! Как манит он любопытного туриста!
Возле насыпи железной дороги в свете фонаря обнаружился вдруг подземный переход. Но прогуляться по таинственным подземельям мы что-то не решились.



...



Особенно уютно смотрятся в сумерках ручные стрелки с лампами. Лампы не керосиновые, но свет их, да-да, тёплый ламповый свет, разносит вокруг божественную гармонию. Вам не хочется обняться с этой ручной стрелкой?



На улицах тишина и никого. Редкая машина прошмыгнёт куда-то мимо в своих ночных заботах.



С центральной площади доносятся крики. Ну, должны же быть в тихом провинциальном городке компании, круглосуточные магазины.. А мы просто разворачиваемся на 180 градусов и идём в сторону темноты.
Ныряем, значит, в эту темноту и вперёд.
Изредка темнота сменяется одинокой лампой, висящей на какой-нибудь железяке.



...



За кустами пруд, а в пруду отражается силуэт ДОКа: пару цехов и труба с красными огоньками. Оттуда доносится монотонный шум. В небо устремляется молочный пар. Работает.
Дорога приводит нас к плотине на небольшой речке. В первых минутах рассвета железный остов и два фонаря восседают над шумом воды. Где-то впереди течёт река Межа, а за ней всё так же стоит ДОК.



Поднявшись вверх по грунтовой дороге, мы одновременно встретили искомую узкоколейку и светлое время суток. По этим путям уже ничего не ездит кроме "пионерок", хотя не так давно ещё возили лес на комбинат.
Станция "Межа" весьма неожиданно возникает перед забредшим сюда путником - справа поворачивает путь, пересекает дорогу, а слева вдруг открывается деревенская улица со станцией. Как "Старопролетарская" в Москве.
На этой улице живут люди, кошки, собаки. И тут же стоят лесовозные сцепы, прячутся в траве ручные стрелки. А среди жилых домов угрюмо стоит массивная деревянная изба-диспетчерская. С выбитыми окнами и выпотрошенными комнатами. Когда-то здесь было уютно и людно.



...



Один из домов поделился с нами бабушкой и чёрным котёнком. Котёнка я оприходовал очередным снимком из серии "узкоколейная живность":



А с бабушкой мы поговорили до тех пор, пока вдали не затрещала дрезина. То парни-лесорубы выкатывали свой паровоз на пути. Так мы прокатились с ними пару километров, ибо больше не позволяло время, ах этот треклятый цейтнот.



...



Такими правдами и неправдами, хитрыми ходами и плутовскими манёврами мы вернулись обратно к плотине. Фонари уже не доминировали вокруг, а висели ржавыми вёдрами. Зато вода, пенящаяся и бурлящая, привлекала к себе острый глаз. Но недолго она это делала. По разбитой дороге прикатил ПАЗик, и в нём оказались мы. Проехали небезызвестную скульптурную алко-композицию "Ленин и Горький" и вышли у вокзала. Дабы продлить транспортную эйфорию, мы быстро оказались в пригородном поезде. О, пригородные поезда рижского хода! Тепловоз и два вагона! Мягкие сиденья, столики, дерево. Лес за окном! Но быстро эйфорию пришлось прекратить - станция Земцы следующая по ходу.
Отсюда берёт свой путь самый медленный поезд РЖД до Жарковского. Когда-то ныне тупиковая ветвь была сквозной и соединяла Смоленск с Земцами, но дорогу разрезали, оставив две тупиковые линии до Сошно в Смоленской области и до Жарковского в Тверской. В Сошно ходит редкий угольный состав на Смоленскую ГРЭС, а в Жарковский две пары пригородных поездов. Они проезжают 47 километров за 3 часа 20 минут со средней скоростью 14,24 км/час. Это абсолютный рекорд. Можно полностью расслабиться и впадать в нирвану. Неспешно созерцать проплывающие за окном болотные массивы и леса. Поспать, поесть, и ещё раз посозерцать. Прекрасно, прекрасно.
На платформе станции Земцы несколько человек. До нужного пригородного ещё минут 40. Он скромно стоит на боковом пути.



Столпотворение у единственной кассы намекает на сверхприбыль РЖД от пригородного сообщения:



На первый путь приехала сцепка РА1 до Ржева. Со второго пути загромыхал товарняк.



...



И вот наш поезд до Жарков подан. Отправляемся в неспешный путь. Налево уходит магистраль к Москве, направо линия до Жарковского:



Тяжёлый тепловоз и вагон размеренно переваливаются с одного стыка на другой, отдавая глухими ударами. Края здесь безлюдные - по пути будет четыре промежуточных остановки в небольших деревнях. А в основном лес и огромные верховые болота. Зверья больше, чем людей.



...



Остановочный пункт 8 километр. Ветхие дома. У колеи аккуратная платформа, заросшая травой, и покосившийся павильон. Когда-то это должно было выглядеть весьма по-европейски (близость Европы сказывается?), а сейчас сия композиция вгоняет в тоску:



Пока едешь - смакуешь каждую деталь. Пожалуй, поезд Земцы - Жарковский для меланхоличных эстетов, поэтов и художников. Можно просто погрузиться в думы.



О.п. Откос. Дома, как призраки - то ли есть, то ли это видение среди леса.



...



...



...



О.п. Кащёнки. Самое звучное название и самый оживлённый остановочный пункт!



За Кащёнками начинается самый интересный участок железной дороги через огромное болото Пелецкий мох. В юго-западной части Тверской области целая система таких болот, а Пелецкий мох - одно из самых больших.
В 30-е г.г. заключёнными здесь была проложена эта линия, прямо через болото.
Ощущение, что едешь по тундре. На горизонте лес, а вокруг сплошные мочажины, лужицы, жижицы. Где-то подрастает маленькая сосенка.



...



...



...



...



Вдруг из болота возник улыбающийся морщинистый дядя с сачком и цигаркой.

Впереди замелькали зелёный и жёлтый огоньки - предвходной и входной светофоры Жарковского:



На станции пару путей, налево уходят ржавые подъездные пути Жарковского ДОКа, куда не так давно ещё возили грузы по железке. Прямо уходит магистральная линия на Сошно, обрывающаяся на разъезде Кривая, откуда ещё недавно возили лес (и где ещё стоят семафоры). А мы едем вправо по тупиковой линии к вокзалу.
Спускаемся и подъезжаем к тупику, у которого стоит деревянный пакгауз с магазином "Престиж":



Поезд тут же едет оборачиваться:



Где же мы оказались? Вокзальный комплекс Жарковского произвёл на меня потрясающее впечатление. Пустынное место с железнодорожным тупиком и лесочком. Доминантой стоит чудесный деревянный вокзал с элементами античной скульптуры и русского барака. Перед вокзалом газон, на котором наезжены круги местными мотоциклистами. И примета места - аккуратная платформочка с гравием. Даже как-то некстати напротив стоит унылый склад с платформой. Все пути заросли и отдают ржавчиной.
Рядом с вокзалом стоит деревянный туалет, на котором висят таблички с претензией: "мужская" и "женская". Какое гротескное сочетание европейского и нашего, покосившегося!



Вазоны, клумбы, кусты!



Этим вокзалом можно тащиться бесконечно:



Окончательно растопил он наши сердца, предоставив незакрытую входную дверь. Безлюдный зал ожидания, абсолютно никого! Но и никаких признаков вандализма, алкоголизма. Всё чисто и уютно. Как будто в музее..



Железнодорожное мини-панно на стенде:



За окном приехал поезд. Мы вышли его встретить. Как же тут всё удивительно, по-домашнему!



...



Я не преминул воспользоваться удобствами



Нет-нет, я был в другом отсеке

...



За вокзалом идёт тропинка через лесок к насыпи магистрали. Лесок этот разреженный и выглядит как приусадебный парк. Да, пожалуй, что вокзал - это усадьба с вазонами.



Путь идёт к мосту через реку Межа

Эта улица ведёт к вокзалу. Самая важная в Жарковском!



Сам посёлок тоже весьма мил. Только, как поведал Стас, лучше тут не говорить, что приехал из Земцов, а то побьют. Жарковские бьют земцовских, земцовские - жарковских, хехе.



Помимо железнодорожного через Межу можно ещё пройтись по навесному мосту типа "море ощущений":



В общем, мы любим свой посёлок! В первую очередь за вокзал, of course.



P.S. Традиционно в конце поста котэ. Жарковский котэ:



P.P.S. Ну и чтобы закольцевать пост, придать ему завершённость, возвысить к небесным циклам, фотография с утреннего Рижского вокзала. Жители Подмосковья спешат работать в Москове:



___________________________________________________________
спасибо за внимание

Тверская область, осень, Узкая колея, железки

Previous post Next post
Up