Вот моя деревня, вот мой дом родной

Dec 06, 2010 21:35



Нет ничего прекрасней родной деревни и своего дома. Когда мне тоскливо в многоквартирном муравейнике, то я вспоминаю избу на Русском Севере, где внутри стоит большая печка. Открываешь скрипучую дверь, делаешь поклон, и вот ты дома. Дома. Рядом - земля, природа. Можно распахнуть окно, пить с утра чай и смотреть на увесистую рябину, покрасневшую к осени. Здесь место человеку, у природы.



Что же так влечёт меня в деревню? Корни ли деревенские, или просто романтическая натура, неизвестно. Ведь деревня делает последние вздохи, там почти ничего не осталось кроме старушек да ветхих домов. Там нет работы, нет школы, нет больницы, нет музеев и театров, нет друзей и нет трамваев. Как будто вообще ничего нет.

Видимо, в деревне есть что-то, что сильнее всех этих "нет". Не знаю, как это назвать. Не знаю..
_________________________________________
С утра нехотя встаёшь с полатей, спускаешься по лесенке вниз. Выходишь в сени, открываешь дверь и - тебя встречает новый день. Дневной свет и всё та же прекрасная рябина. Умываешься из старого рукомойника колодезной водой. Если тепло, то можно распахнуть окно и впустить в дом день. Во дворе гуляет ветерок, покачивая ветви берёзы. Прибежала кошка. Невесть откуда взялась, но сразу стала своей.



...



На улице тихо-тихо. Там всегда так. Можно взять два ведра и пойти с ними к колодцу. По протоптанной тропинке между домов. Ничего не поменялось со вчерашнего дня.. Но красота кроется в мелочах - плеск воды в ведре, солнечные блики на ней..
Если на календаре понедельник (а как трудно тут вспомнить, какой сегодня день!), то в магазин привезли свежий хлеб. Тогда надеваешь старую белую кепку, приставляешь к двери палку и выходишь на песчаную дорогу.
Она идёт вниз, к ручью, а потом наверх, мимо кладбища к Аксёновской, где и стоит магазин.



Церковь встречает и проводит тебя своими покосившимися крестами и пустыми окнами каждый раз. И непонятно, что оставлять в душе после неё - печаль, радость, отчаяние или надежду.



В магазине мужичок разговаривает с продавщицой, шутит всё. Берёшь свежего хлеба, из Лальска. Как он пахнет!
Проходишь мимо заросшего клуба. Кажется, что скоро борщевик поглотит тут всё, вместе с оставшимися стариками.



За лесом и не видно, что там внизу течёт река Луза. Чтобы выйти к ней, надо обогнуть дом, выйти на лесную дорогу и спускаться по ней через загадочный сосновый лес. Среди сизого лишайника и тёмно-зелёного мха, причудливых форм черники и удивительного хвоща растут стройные сосны, покрытые висячим бородачом. За поворотом начинается широкая пойма с бежевой травой и самыми разными деревьями да кустами. Поликолор.



...



На Лузе крик тишины достигает своего апофеоза. Даже вода не хочет издавать никакого шума, её огромная масса мертвенно передвигается на запад, обнажая мокрый песок на дне.



На этом песке видны следы какой-то ушедшей жизни, которая сюда вряд ли уже когда-то вернётся в ближайшем будущем. Весной река смоет их. Как будто ничего и не было.



Когда-то мой покойный дедушка работал здесь на лесосплаве. Жизнь кипела. Дети бегали сюда купаться, играли, смеялись. Их мамы стирали в реке бельё, громко разговаривали.
Теперь редкий рыбак здесь выглядит миражом. Даже если это твой собственный дядя.



День ли, вечер ли..
Пока дойдёшь до глубокого места, уже продрогнешь - настолько мелка Луза. Когда-нибудь она может стать снова полноводной, если вырубленные в верховьях леса восстановятся.



А пока что вот так..



...



...



Когда-то.. А теперь ни души. Круглый год тишина, загадочная северная река и сосновый лес.



По краям деревни то тут то там встречаешь огоньки жизни - стог сена ли, запасённый на зиму, трактор со свежим запахом солярки, корову или быка, мирно пасущихся в этом краю комаров и медведей. Где-то раздался лай, где-то хлопнула дверь - ловишь эти моменты с особым упоением, да, здесь жизнь во всех её проявлениях так ценна!



...



Но всё это происходит на фоне тотальной разрухи. Возле коровы ржавеет остов комбайнера - кому он тут теперь нужен? Большинство домов зарастает беспощадной травой, разрушаясь от одиночества.



...



После обеда забредёт сюда небольшая тучка, поплачет на старую деревню обильными слезами. А потом снова выглянет солнышко, заблестит мокрая трава, загорится красками лес на горизонте. И выглянет радуга, улыбнётся всем своей детской улыбкой. Что бы там ни было под ней, она улыбнётся - и ты вместе с ней. И, удивительное дело - даже покосившиеся дома, кажется, улыбаются в ответ беззубой улыбкой. Мягкий свет падает на них.
Тишина, поле, улыбка.



...



...



Больше всего я люблю осины в нашей деревне - они очень большие, с огромной шапкой жёлтых листьев. Добрые великаны. Как красиво они смотрятся солнечным днём! Невозможно оторвать глаз.



...



...



...



Дождь уже давно закончился, радуга попрощалась и растворилась в лёгкой дымке, а всё вокруг ещё находится в состоянии красочного опьянения - небо ласкает красками, предметы вокруг освещены предвечерним светом, капли дождя висят на листьях.



...



...



В этом году я возвращал на место улетевшую погулять крышу, оказался по этому поводу в командировке на верхотуре. Посмотрел оттуда на деревню - а там снова дома, осина и этот чудесный лес на горизонте.



И даже снизу и под таким углом осина хороша!



В деревне ещё живёт два десятка человек. Иногда возле дороги вдруг собирается несколько соседей, заводят долгий разговор о чём-то.. Вроде живут тут уже веки вечные, а всё равно есть о чём побеседовать. Кто-то звонить идёт, кто-то в гости, кто-то в магазин, кто-то просто вышел на улицу.. Что на душе у этих людей? Наверное, мне никогда не понять, слишком незнакомый мне мир. Но я их всех люблю, этих стариков и мужиков, которые ещё держат деревню на руках.



...



...



...



Вечереет. Всё оседает в лесу в предвкушении ночи. Ветер стихает, облака расплываются по небу и растворяются в нём. Сумерки. Загадочная и уютная пора.



Над деревней и лесом всплывает луна. Просто планета? Нет, она для человека нечто большее. Символ загадки, ночи. Она озаряет своим слабым таинственным светом деревню.



...



...



А ты возвращаешься домой, включаешь свет и первым делом идёшь к Печке Ивановне, чтобы разнести тот непередаваемый уют, который создаёт настоящая русская печь. Сначала дым идёт коромыслом, но потом дрова берутся и начинают ласкать слух своим треском. Через пару часов большая печь разогреется и её будет приятно трогать ладонью, ощущая тепло.



Настя у печи:



Пока дрова разгораются, можно сходить к соседям (а здесь в деревне все соседи) за парным молоком, которое Бурёнка нагуляла в этот погожий день. С заливистым лаем на тебя кидается маленькая собачонка, не желающая даже слушать аргументы в виде печенья. Но молоко.. прекрасное деревенское молоко!



...



Свет из окон дома ложится на траву, открываешь дверь - и он выливается на сени и крыльцо. Внутри тепло. На ужин местная картошка с собранными здесь же грибами. А потом кружка молока. Можно почитать книгу, посмотреть, как в небольшом окне за занавеской мерцает луна и звёзды, всё небо в звёздах!
Потом забиваешься под одеяло на полатях, тёплых полатях. И так темно в избе, только оранжевые блики от огня в печке играют на одной стене. Так здорово, что никакой электрический свет не бьёт в окна. Только луна. Можно сладко засыпать и ни о чём не думать. Ни о чём.
__________________________________________________
спасибо за внимание

Луза, Кировская область, рябина, река, осень, кошка, деревня, русский север

Previous post Next post
Up