Я люблю железные дороги второй степени, когда они немного подзаросли, шпалы пахнут креозотом, стрелки и не думали переводиться автоматически. Там не ездят скоростные поезда и нету электронных табло. Зато если в кустах вдруг вырастает семафор, то это запредельные ощущения.
Когда я отоспался в Лузе, то меня куда-то снова потянуло. Пошёл бродить по городку. Впечатления от него вылились в неуклюжую фантасмагорию, что я выложил тремя постами раньше.
А тогда я оказался на вокзале, где увидел в расписании поезд до станции Христофорово и вспомнил про тупиковую ветку на топокарте.
Взглянуть на карту. Ещё можно ознакомиться со
страницей на сайте Сергея Болашенко.
День хороший, почему бы и не прокатиться туда-сюда, благо "дизель-поезд" оборачивается за вечер. Я думал лицезреть обычный для подобных рейсов подвижной состав - тепловоз ЧМЭ3 и один-два плацкартных вагона ("кукушка"), но у платформы стоял старый знакомый из Мытищ - РА1:
Ввиду отсутствия депо в Лузе рельсовый автобус отдыхает между двумя рейсами в день на подъездном пути лесосклада.
Внутри оказалось очень чисто и опрятно, да и пассажиров почти не было.
Я ехал вместе с бабушкой-кондуктором и двумя детьми, которые бегали по салону, лазили по сиденьям, в общем, не жалели подвижной состав. Потом оказалось, что один из них - внук бабушки-кондуктора, другой - сын машиниста. Круто катаются :)
До Сусоловки РА1 едет на приличной скорости. Ёлки с берёзами да пожелтевшая трава проносятся мимо. Сколько ж тут леса, думаешь. Лес да лес.
Сусоловка находится в углу Вологодской области, по сути это такой эксклав в Кировской области. Но туда можно доехать на автобусе из пригорода Великого Устюга. В Сусоловке стоянка несколько минут, пока неспеша переведут стрелку на христофоровскую ветку. Вокзал на станции резко контрастирует с домами в посёлке:
Закрываются двери, и мы в обратном направлении заезжаем на 17-километровую тупиковую линию в Христофорово:
В советские годы в Христофорово действовал огромный леспромхоз, поставлявший древесину на лесозавод в Лузу. Из посёлка начинались две узкоколейки,а линия широкой колеи продолжалась до 25 километра. Сейчас же там осталась лишь одна бригада лесорубов, так что неизвестно, есть ли вообще теперь грузовое движение по железке. Но полторы тысячи человек ещё живут в посёлке, а кроме железной дороги никакого больше транспорта здесь нету. Велосипед разве что.
По расписанию от Сусоловки до Христофорово рельсовый автобус идёт час. Т.е., скорость 17 км/ч. Медленнее только электричка до Говардово да знаменитый поезд Земцы - Жарковский. Вот мы потихоньку и покатились.. Стеклопакеты и чистый современный салон стали странно восприниматься, когда мы тормозили перед особо нехорошими стыками, и телеги грохотали по ним. Часто по окнам хлестали ветки. Вот и думаешь - не узкоколейка ли это? РА1 здесь кричаще смотрится. Иногда открывалась дверь в кабину, и там тоже наблюдалась странная картина - LCD-панель и ржавые рельсы впереди с прогнившими шпалами. Молодой человек, вы адресом не ошиблись?
У РА1 всё же не выйдешь в тамбур, чтобы свесить ноги в пролетающую мимо траву, чтобы услышать эхо перестука колёс по лесу. Но зато можно увидеть яркие контрасты. Чуть больше года назад я ехал в фирменном поезде в Барнаул и пошёл мыться в душе (вот так дела в поезде!), а за окном проплывали очередные развалины.
Бабушка-кондуктор в Сусоловке набрала ведро воды и мыла теперь салон автобуса. Да как! Швабра гуляла по стенам, потолку. Я себе представил, как еду в метро - и тут входит бабушка и начинает мыть таким образом вагон).
В тамбуре зачем-то стоял стул, среди комфорта РА1 как-то не в кассу:
Лес расступился, его сменили скрывающиеся в траве деревянные заборы, вдалеке замаячили северные избы. Конечная!
Двери открылись, я спустился на платформу и оказался в удивительно домашней атмосфере. Как будто РА1 ко мне во двор заехал. Не успел я ступить на деревянный настил, как ко мне подбежали две собаки, стали радостно вилять хвостами, курсировать туда-сюда. РА1 очень уютно смотрелся возле этой платформы деревянной, словно у крыльца. Бабушка вынесла ведро со шваброй, и, я бы сказал, она очень со вкусом обустроила композицию, сочетание предметов, ибо ведро весьма художественно дополнило эту домашнюю идиллию:
Вслед за собаками встречать поезд пришёл местный мужичок с бюстгальтером за курткой. Смеясь, попросил заснять его с полканом. Ну, пожалуйста :)
Я попросил машиниста подобрать меня на обратном пути в лесу и пошёл гулять по железке. В сторону ЛПХ идти не хотелось - не люблю я лицезреть развалины. А вот встретить осенний вечер в лесу очень приятно.
Долго я оборачивался на эту домашнюю идиллию, схватывал её и так, и этак..
Дети выбежали на платформу и стали там играть. Ну чем не дворик на даче!
Постепенно идиллия скрывалась за поворотом, её сменяла деревенская тишина - покосившееся дерево - заборчики, столбы, стоги сена.
Разруха..
Шёл я неспеша - пройду, сколько пройду..
Вошёл в лес. Солнце уже зашло за кромку древесного полога, поэтому тёмные кусты скрывались за светлым фоном стройных елей и изящных берёзок. Заросшее полотно, две ржавые рельсы, старые шпалы.. И тишина. Редко только какая-нибудь беспокойная птица скажет чего-нибудь мне.
Лист в шпалопропитке:
...
...
Дошёл я так до конца прямой и решил там дождаться поезда, оставалось минут 15 до его выезда из Христофорово. Я не стал церемониться, улёгся прямо посреди полотна, послушал тишину леса. Потом включил музыку на КПК. Лежал так, смотрел на ветер. Вдруг мимо прошуршал пёс, раздалось "здравствуйте", надо мной вырос и стал удаляться силуэт Робин Гуда. Я вскочил, промялил "здравствуйте" и так и стоял, провожал взглядом охотника и его пса, пока они совсем не скрылись за поворотом. Видение.
Через несколько минут лесная тишина разрезалась голосистым гудком, послышался рокот, и из-за поворота показался яркий огонёк РА1. Трудно было поверить, что один вагон может наполнить лес таким шумом. Однако ж может.
Медленно поезд катился ко мне. Я отошёл в траву и стал махать рукой. Теперь, после получения прав, каюсь и в следующий раз буду делать круговые движения. Тогда не знал.
Как офигенно стопить вот так поезд в лесу! Лесное такси. РА остановился, открыл дверь, и я залез внутрь.
Обратным рейсом уже ехало немало народу. Всё так же бегали неугомонные дети. На мою беду увидели мой фотоаппарат и до конца поездки уже не отставали от меня :) Я им стал рассказывать про технику, как и что, они мне показали речку Залесскую Лалу, которую мы проехали на 6 километре ветки. Там же находится и единственная официальная остановка поезда на перегоне от Сусоловки до Христофорово.
В Сусоловке мы вышли на платформу; небо было затянуто розовыми облачками, над полуразваленными домами в посёлке взошла большая луна. Такая работа у неё!
А дети бегали по платформе, лезли в кадр с поездом, я их снимал, показывал, в общем, повеселились мы :)
Потом я и с бабушкой-кондуктором разговорился, она поведала, что в будние дни народу ездит много, так что мне повезло застать почти пустой салон.
В Лузу мы приехали уже в сумерках, и тогда я в первый раз познал на себе прелести этого города Глупова, идя по центральной улице без освещения. А дома уже ждали: тепло, ужин и родные люди.
________________________________________________________
спасибо за внимание