Сибирь.. из Москвы туда переться больше 2 дней на поезде, а внутри этих суровых краёв всё кажется родственно близким. Поэтому как только замаячила перспектива там оказаться, я нашёл одиозное место, куда нужно было непременно добраться. Один
iona_yasenev кинул как-то фотографии из Волчанска, на которые другой добрый друг ответил фотографиями трамвая Черёмушек. Они меня настолько вдохновили, что всё было решено моментально. Остальные вопросы были отставлены на второй план.
Меня привлекла не гигантская Саяно-Шушенская ГЭС и не отдельно трамвай, а всё это место в целом. Одноколейная линия вдоль Енисея, компактный городок энергетиков, подступающие Саяны и, конечно, массивная бетонная плотина - всё это вместе даже на фотографиях создавало необыкновенные пейзажи и захватывало дух. А когда дух зохвачен, то ноги бегут сами. У Маши же была своя подоплёка - её папа когда-то был на СШГЭС на практике, и ей хотелось пройтись по его стопам в столь далёкие края.
Прижившись в Барнауле, мы выкроили 4 дня, чтобы совершить небольшое передвижение по Сибири. Да, расстояние там воспринимается совсем по-другому. Так что теперь поездку на дачу я воспринимаю как поход в другую комнату.
Сложив в рюкзак палатку, пенку, спальник и всё самое нужное (телевик, например), ранним туманным утром мы выдвинулись на вокзал, на электричку до Артышты. АртыштА-узловая станция на западе Кузбасса, где постоянный ток сменяется переменным, часовой пояс часовым поясом, край областью и вообще. Станция перемен.
Как и всякий раз в Барнауле, до отправления оставалось не более пяти минут, когда в отверстие кассы были спешно засунуты немногочисленные купюры и раздалось нервное "Два до Артышты!". Двери уже нервно подёргивалсь в ожидании скорейшего закрытия. Но мы были раньше, разместили кубатуру на полках и отправились в первый этап перемещения по Сибири. 4 часа пути.
Отправная точка - вокзал Барнаула:
Особый звук в электричках переменного тока и особый женский голос Алтайского края. "Следующая остановка станция Присягино" - когда слушаешь эти объявления, то на душе усиливается ощущение поездки неизвестно куда. Неспешное, но верное движение вперёд.
Пересекая по монументальному мосту Обь, выезжаешь на просторы заливистой поймы с множеством проток, водоёмов, в которых наверняка плавают бесчисленные орды всевозможных крякв. Свернув с Турксиба после станции Алтайской, мы едем по лесостепной возвышенности. За окном много сельского хозяйства, берёзовые и сосновые лесочки вяло отвоёвывают пространство у луговых степей. На разных о.пэ выходят пенсионеры-дачники в помятых и потёртых загородных туалетах с тележками, корзинками, рюкзаками, где прячется оружие для сражения с грядками и клумбами.
Постепенно картина приедается, можно заняться чтением литературы. Я надыбал в институте рассказы Чехова, поэтому сидел на сидушке сладкой антоновкой. Маша поглощала что-то из современного (я запамятовал, и за это непременно буду подвергнут обструкции с её стороны).
я пассажир с детьми!
Единственным крупным поселением по пути является молодой город Заринск, выросший вокруг монструозного завода "Алтайкокс". Туда ведёт целая двупутная ветка, по которой на заводскую станцию укатывают составы с углём под ВЛ. Как-то я зашёл на сайт завода и протащился его фотографиями, которые несомненно сняты гламурно. Особенно ночные. Советую
ознакомиться. Также на сайте прикольная схема промышленного производства, на которой
опрокидывают вагоны.
..в основном же за окном проплывают живописные деревеньки, кое-где всплывают трубы, к которым в лесу теряются нитки подъездных путей.
Постепенно холмы становятся всё выпуклее, а понижения всё.. ну понятно. Это вырастают на пути дороги небольшие по высоте горы Салаирского кряжа - далеко залезших отрогов Алтае-Саян. В основном это покрытые пышным лесом холмы высотой до 500 метров. Но железке от этого не легче, она вынуждена петлять туда-сюда в поисках угодного для электровагонов пути. Самой милой станцией мне показался Тягун, это название можно мелодично басить на мове, заменяя г на х. Вокзал здесь двухэтажный с мостиком к путям со второго этажа. В лучших традициях московской окружной дороги.
Встречается по пути и местный Анатолий, видимо, отголосок улицы Анатолия в Барнауле. Онотоле в почёте!
Вот так или этак спустя четыре часа новенькая ЭД9М оказывается на станции Артышта-2, где формируются угольные товарняки в сторону Барнаула. Нефть здесь не в почёте, везде чёрная руда.
Электричка останавливается в конце контактной сети переменного тока, рядом уже ждёт кругломордая ЭР2 до Прокопьевска.
Но погодите! Что-то внутри подсказывает о некотором чувстве вроде голода. И хотя кругломордая подруга скоро отправится, необходимо непременно отовариться местными пирожками. Ровно напротив стыка двух токов, между двумя электричками, часовыми поясами и т.д. сидела тётушка с заветным кушанием. О-ля-ля!
Кузбасские электрички покрашены в ярко-голубые цвета, но салон знакомый, приятно-деревянный. Лесные массивы Салаира здесь сменяются бесконечными терриконами и террикончиками, процветающими и умирающими городами и посёлками. Кузбасс - это особый регион, выделяющийся не национальным составом или расположением, а одним единственным ресурсом. Уголь придал Кемеровской области особый колорит и автономность, рабоче-патриотический дух. Ты это чувствуешь по размашистым разрезам, монументальным улицам Новокузнецка, широкоплечим шахтёрам, вереницам составов с гружёными полувагонами. Это Кузбасс.
Пока что мы только начали знакомиться с необычным регионом. Ехали до Прокопьевска - депрессивного города с высокой смертностью населения. Зелёные массивы лесов сменяются чернеющими отвалами, которые почти безжизненны. Постепенно они зарастают всякой берёзкой и кустом, а через много лет наши узкоглазые правнуки будут собирать там немного сероватые грибы.
Люди в электричке - это самое интересное. Тот самый "простой народ", который так хочется понять и осмыслить. Это не тонированные стёкла столицы, за которыми прячутся озлобленные некто. Это дяди и тёти, дедушки и бабушки, дети и собаки, вот они, сидят рядом, читают, спят, матерятся, словом, живут. Когда ещё можно спокойно разглядеть их лица? Чем занимаются, что везут. Это всё наша страна, вот так она живёт, здесь, в старой деревянной электричке.
В Прокопьевске припарковались бок о бок две одинаковые ЭРки, до следующей был ещё часок. Все вокзалы на Кузбассе поражают своей свежеотремонтированностью и опрятностью. На каждой крупной станции установлен памятник-паровоз, непременно с благодарственными стихами на боку тендера. Что-нибудь в духе "Добрый дядя паровоз нам вагон угля привёз".
Прогулявшись по одной улице, мы не ощутили какой-то особенной депрессивности, зато нашли угольную шахту во дворе дома. Прямо к стене приварен копёр, который с громким "ухом" стал перед нами поднимать чарку с углём куда-то наверх. Возможно, здесь в моде не спутниковые тарелки, а частные шахты. Да, это концептуально.
А вот это уже настоящая шахта, где по горе угля катаются бульдозеры:
От Прокопьевска до Новокузнецка идёт нескончаемая городская агломерация, из которой у меня не осталось ни грамма воспоминаний. Зато я прекрасно помню, как мы обломались в Новокузнецке со следующей электричкой, глядя на старое советское табло с расписаниями. Нужная собака в сторону Междуреченска убежала 15 минут назад.
Что ж, придётся воспользоваться услугами автобуса, ибо уже вечереет. Пробежавшись по привокзальной площади, я успел поймать взглядом пару автобусных дедов, в том числе такого вот лиазика:
Мы погрузились в НеФАЗ и под рёв камазовского движка поколесили дальше на восток. Стали мелькать промышленные районы Новокузнецка, длиннющие заборы и возвышающиеся над ними цеха алюминиевого завода. В Мысках на берегу реки Томи дымит ГРЭС, посылающая киловатты в Новокузнецк. Через пару часов, в мягком свете закатного солнца мы прибыли в Междуреченск. Это молодой шахтёрский город, где добывается много или очень много угля. Название не врёт - здесь действительно междуречье рек Томь и Уса. И всё бы ничего, да теперь уже всякий знает этот город из-за произошедшей там трагедии на шахте Распадская. Эта шахта находится к северу от города, а на юге уголь разрабатывается открытым способом. Теперь больно писать о том, каким милым и уютным показался нам тогда город.. Был тёплый солнечный вечер, мы с Машей неспеша шли по улице Металлургов. Улицы здесь широкие, дворы большие, много зелени, молодёжи и детей.
По дороге колесили служебные автобусы шахт, в том числе ЛиАЗ-677. Как ни пытался я его заснять - всё тщетно, он каждый раз появлялся внезапно и быстро убегал.
Поели мы в знаменитой на Кузбассе сети "Подорожник", про основателя которой БГ написал песню
"Человек из Кемерово".
Если бросить взгляд от улицы Металлургов к вокзалу, то гарантировано потрясение устоев и захват камазов. Над станцией возвышается гора пустой породы, на которой резвятся гигантские экскаваторы. В сумерках это зрелище выглядело эпично.
Над водами Томи разлился закат, веяло прохладой. Маячили фигуры рыбаков. Так как данное продвижение на восток имело ярлык "бомж-трип", то заночевали мы прямо на берегу реки: расстелили пенку под деревом и укрылись спальником.
Где-то неподалёку шумела сортировочная станция, то и дело возле уха жужжали хоботатые, зато если просто посмотреть наверх, то там над тобой целое небо звёзд.. Спалось, конечно, отвратно, часов в 6 утра мы встали, зубы почистили, нащупав в тумане принадлежности, ололо.
Было прохладно и это неуютное чувство с утра, когда ты не выспался и нету горячего чая под рукой. Перевалив через береговой вал, я малость остолбенел - там в кустах стоял мой вчерашний друг - Лиазик. Водитель попивал кофий. Ну что делать - пришлось таки заснять беглеца.
Путь к вокзалу лежал через абандонистые края - медицинский недострой с одной стороны, жилой недострой с другой. И всё это утопало в тумане. Людей кроме нас никого. И свежий утренний воздух, который хочется глотать кубометрами.
...
Дальнейший наш путь лежал в Хакасию, для чего надо было на двух электричках пересечь Кузнецкий Алатау. Железная дорога является единственной транспортной магистралью в этих краях, что вдвойне интересно.
Единственная электричка из Междуреченска до станции БискамжА рано утром собирает дачников и работников железки. Вдоль живописной линии завязаны небольшие посёлки работников дороги и турбазы.
Говорим "До свидания" приютившему нас на ночь Междуреченску:
И садимся в кругломордую ЭРку, теперь уже знакомого зелёного цвета:
Рядом стоит состав с углём, покрывшимся капельками утренней росы. Кусты вдоль железки медленно скрываются во всепоглощающем тумане. С самого начала эта линия железной дороги начинает всячески вставлять и доставлять (истинным ценителям, безусловно). Вставлять топонимически и пейзажно. За о.п. "Дачи" идёт о.п. "Романтика",
Романтика!Ну а дальше одна колея петляет вдоль Томи, первые лучи солнца пробиваются сквозь туман, а милый женский голос вещает "Геологическая", "Историческая", "Студёный плёс"... Ах!
За станцией Теба линия вновь становится двухколейной, мимо пролетают трёхсекционные отремонтированные ВЛы с углесоставами. В тамбуре едут коробки с едой, которые снимают на каких-то полустанках. Где-то залезают ребята в оранжевых жилетках с большими дурами - дефектоскопами или ещё чем. Где-то вылезает толпа туристов, чтобы на берегу Томи запестрела очередная палатка. Есть даже о.п. "Турбаза". А мы с Машей едем дальше.
Теперь остановки весьма редки, вокруг только лес, горы и Томь. Изредка посёлки железнодорожников в несколько домов:
И так здорово высунуться из окна получить столбом по физиономии, обдаться воздухом гор, посмотреть на солнце и убегающие внизу шпалы, послушать напряжённый гул поезда и стук колёс..
You can watch this video on www.livejournal.com
Наконец за очередным поворотом виднеется большая станция, а давняя подруга беспристрастно вещает "Мы прибываем на конечную станцию Бискамжа". В этом посёлке есть три часа до следующей электрички, поэтому можно поесть, погулять, заблудиться в траве, подурачиться и, конечно, узнать Сибирь. Почему-то иллюстрацией выступила какая-то куропатка.
Узнав Сибирь, мы залезли на склон горы и среди ромашек и борщевиков смотрели сверху на станцию. Там каталась ТЭМка и составы под ВЛами, а рабочие огламуривали площадь перед паровозом-памятником и, наверное, придумывали очередной стишок для тендера.
Вот так потупив, мы уселись в очередную "улыбку", чтобы доехать до Аскиза. С нами ехало немало хакасов или людей, на них похожих. В общем, у меня туго с идентификацией восточных национальностей, что хакасы, что алтайцы, что якуты - на одно лицо. Уж простите меня, зажравшегося москаля.
Ещё некоторое время петляла ЭРка по Кузнецкому Алатау..
Пока не выплеснулась на просторы степной котловины, где дорога выпрямилась, как струна. Хакасские пейзажи меня ещё больше вдохновили - волнистая степь, очертания гор на горизонте и синее небо с кучерявыми облаками.
На небе летают всякие хищники, в воздухе парят какие-то крупные прыгающе-летающие насекомые. И повсюду встречаются древние захоронения в виде группы камней.
В Аскизе мы выгрузились в жаркую Хакасию. В этом посёлке находится депо. Дома выкрашены в ярко-белый цвет, на улицах растут южные колючки и деревья. Отобедав каким-то фастфудом, мы поплелись продолжать вояж - дальше предстоял автостоп до Черёмушек. Вышли на трассу в конце посёлка, почему-то рядом вдруг оказался ещё один стопивший дядя. Он уехал, а мы дождались только ПАЗика, довёзшего нас до трассы Абакан-Абаза. Там нас подбросила добрая семья на и так перегруженной машине до поворота на Саяногорск. Здесь мы немножко погуляли и посмотрели на окружающие красоты и жизнь животных.
Ну, помимо насекомых были ещё непременно коровы:
И мелкая птичка:
Спрятавшись в тени дубов, мы продолжали нехитрое дело стопа. Дядя, ехавший на рыбалку, провёз нас пару километров до границы районов:
..откуда дорога выходит на просторы хакасския..
Мощный ветер, солнце и вот такие красоты - там было прекрасно! Машин мало, но зато свобода то какая! Захотел - побежал налево, захотел - направо, можно и не бежать, да.
Наконец, нас подобрал хороший мужик на Ниве, возвращавшийся из Тувы. Он довёз нас аж до Майны, так что дальше оставалась пустая формальность - проехать на автобусе 15 минут до Черёмушек. Хакасия степная пестрила красками пород и полей, где нечто жёлтое сменялось зелёным или чёрным. За Саяногорском началась извилистая дорога до ГЭС, где-то я слышал, что самая дорогая дорога в стране. Параллельно виднеется насыпь железной дороги, по которой когда-то ездил дизель-поезд из Саяногорска до Черёмушек. ДВе этих змейки, переплетаясь, тянутся около 40 километров вдоль Енисея. Когда мы ехали, то вдали маячила суровая грозовая туча, и мы рисовали приятные мокрые перспективы. Однако эвакуировавшись в Майне, мы как-то потеряли тучу из вида и больше её не встречали.
Возле ГЭС было форелевое хозяйство, но после аварии вся рыба отправилась в мир иной.
Достаточно скоро прибыла карета до Черёмушек, где мы и оказались через минут 15. Прохладный вечер какбэ намекал, что где-то надо ночевать. Мы прогулялись по центральной площади у ДК Энергетиков, залезли к гостинице "Борус". Но прайс-лист там оказался весьма нелоялен к студенческому кошельку, поэтому мы просто попёрлись вверх и где-то возле дач среди сосен поставили палатку. Благо был будний день и малину никто не собирал.
Вокруг простирались массивные хребты Саян, по которым начинал стелиться туман.
Где-то внизу разглядывался спокойный Енисей-батюшка, в водах которого отражался скалистый берег. Устроив нехитрый ночлег, мы окинули взглядом горы - они алели последними вздохами заходящего солнца:
Вот так за 2 дня на 5 электричках, 3 автобусах и 3 машинах мы добрались из Барнаула до Черёмушек, проехав через весь Кузбасс, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау и Хакасскую котловину. От Оби до Енисея.
А на следующий день нас ждали Черёмушки с ГЭС, трамваем, Енисеем..
_________________________________________________________
спасибо за внимание