Ну что ж, начнём наше неспешное повествование о девственной горной природе и взаимоотношениях с ней человека. Кому особо интересно придётся немного разобраться с географией Алтая. Остановились в прошлой серии мы на Усть-Коксе в Уймонской котловине. Теперь предстоит двигаться на юг к границе с Казахстаном, в верховья реки Катунь.
На карте, что сверху, я нарисовал весь наш маршрут на практике, красной линией обозначив прибытие к месту.
Тёплым солнечным днём мы запихали рюкзаки и всевозможные аксессуары в буханку, посадили туда себя и выехали в село Мараловодка. Это крайний оплот цивилизации перед дикой природой Катунского заповедника, до которого по реке около 50 километров.
В Мараловодке находится региональный порт на Катуни, откуда на катере можно куда-нибудь уплыть. Пристань сложена из камушков, по ней прогуливаются редкие провожающие. Обычно это местные гусыни с гусятами, может и корова заглянуть.
Приехав в село, мы стали производить нехитрые манёвры - подцепили катер и перевезли из гаража к причалу. Залили бензин.
К сожалению не помню, как звали нашего водителя, но вождение моторки по бурной реке вызывает только уважение. Вообще мы - городские - смотримся на фоне таких людей нежными телятами)
Распихав вещи по всевозможным отсекам и багажникам, мы ещё малость потоптались у причала, пока капитан обкатывал плавсредство.
В кадр мой рюкзак попал
В это время тихое село окатилось приближающимся гулом - это ГАЗ-66 вёз свою лодку к порту:
Перебирая могучими колёсами, грузовик скатился к реке, напугав гулявших гусей.
А мы надели жилеты, сели в моторку. Движок стал промывать мозги своим монотонным жужжанием. Причём если поворачиваешь голову назад к нему, то порция децибеллов значительно возрастала. Сзади из-под винта полетела струя из капель, пока, Мараловодка!
Поначалу Катунь достаточно широка и непорожиста, встречаются избушечки рыбаков и моторки на берегу. Мы плавно повторяем изгибы русла. Кое-где над водой протянут трос с ящиком, по которому можно переправлять что-нибудь с берега на берег. Насчёт людей не знаю, я бы вряд ли влез.
Хребты, подступающие к реке, покрыты густым лесом, хотя нередко встречаются скалистые уступы.
Никаких буйков и маяков. То тут, то там вылезают камни и мелководье. Но капитан уверенно объезжает все препятствия, то сбавляя, то прибавляя газу. Вокруг зелено-зелено и голубое яркое небо. Иногда лес расступится, и сбоку выскочит ручей или река, внося свою прозрачную воду в мутную Катунь.
С продвижением к заповеднику повороты с порогами становятся всё круче, порой нас окатывает добрая волна.
Людей здесь практически не встретишь. Только редкие рыбаки засели на берегу или, как представленные ниже товарищи, рыбачат с лодки. Удивительно, как эти господа добрались вверх по течению на надувных лодках да ещё и спокойно ловят рыбку в этаких бурунах. Мы с ними с трудом разъехались, зацепив обе удочки. На лицах мужиков было детское удивление.
Порой пороги были совсем круты, река здесь полна треша и угара.
С крутых склонов в реку сползают камни, валятся деревья. Есть такие деревья, что вырастут себе где-нибудь в лесу на ровной земле, никто их не срубит. Так и простоят положенные им сотни лет. А вот поселится какая-нибудь берёза-чудачка на берегу Катуни, может, дорастёт даже до замужнего возраста. И тут какой-нибудь паводок или прочая ерунда, вот и всё, не сбежишь никуда.
За поворотом показалось несколько домиков на опушке леса - кордон и пасека при нём.
Здесь мы причалили, чтобы пожалеть уши и размять ноги. Вся ценность жизни познаётся в таких суровых условиях. После бородатого мотора пение птиц показалось весточкой из Эдема, а встретивший нас пчеловод - добрым волшебником.
Возле воды на голой земле резвились целые полчища бабочек - от простеньких лимонниц до шикарных махаонов.
Но добрая пасека (с добрыми пчёлами) остаётся позади, а мотор снова трещит по ушам.
Выше по течению по склонам сходит сгоревший лес, выглядит это мрачновато - покосившиеся голые стволы.
Проплываем кордон Тихая - здесь начинается Катунский заповедник. Высаживаемся у впадении реки Озерная в Катунь. Через две недели нам предстоит вернутся сюда снова.
Сразу налетели голодные комары, пришлось облачаться в накомарник и доставать химию.
Встретившись с проводником Виталием и его девушкой Наташей, двумя конями - Яшей и Ликёром, собакой Сарой, мы взвалили рюкзаки и пошли по тропе к кордону Зайчиха. Ходить по горным тропам с полным рюкзаком, нелёгким фотоаппаратом и ведром в руке нелегко. Ну что там! Тяжело было. Да ещё со всех сторон жужжат насекомые, лезут знакомиться отовсюду.
Пройдя километров 6 из 10, мы познакомились и с алтайскими осадками. Чего-чего, а осадков здесь хоть отбавляй. Послеобеденный дождь с радостью накрыл всех своей влажной пеленой. Зато мы сразу почувствовали вкус местной жизни.
Сверхусилиями был преодолён перевал. Выглянуло солнце. И вот там внизу возле реки кордон с баней. Первые десять километров были самыми тяжёлыми, но зато когда ты сбрасываешь рюкзак, отпираешь избу и растапливаешь печку, то душу посещает невероятная благодать.
И вдруг оказывается, что уже вечер - солнце уходит за соседний хребет, бросая вокруг мягкий вечерний свет.
...
Горит костёр, варится ужин, кони фыркают и отмахиваются от комаров. За баней шумит река Зайчиха.
В доме при свете фонарей ужин. А быт простой - лавка со спальниками, печка с носками на просушке, полки с крупами да видавшими виды ложками-вилками.
Когда становится темно, когда никого нету вокруг на много километров, а над лесом выплывает луна, то вот такой маленький домик становится тебе самым родным местом на земле.
_____________________________________
спасибо за внимание