Пульса де-нура, правильней во множественном числе Пульсей де-нура: арам. "удары огня". Слово "пульса", как и русское "пульс" (удары сердца), заимствовано из латыни.
Образное выражение в талмудической литературе, означающее "болезненное наказание на уровне нефизического, сущностного мира".
Космологическое происхождение понятия "Пульсей де-нура"
Метафизика иудаизма последовательно использует понятие "свет" для описания явного присутствия Бога, Его атрибутов (справедливость, истина, гармония) или Его эманаций, духовных сущностей (ангелы, духи, души). Свет рассеянный - праведнику (псалом 97), Народ, идущий во тьме, увидел великий свет (Йешаъя /Исайя/ 9). Отсюда следует метафизические понятия "тьма" - "невидимое, пугающее или непонятное для человека проявление Бога" ("ведь тьмой (окажется) День (суда) Единого, а не светом!" - Амос 5) и "огонь" - "невыносимое, сверхчеловечески сильное или болезненное присутствие Бога" ("ибо Единый, Бог твой - огонь пожирающий он, Бог ревностный" - Дварим /Второзаконие/ 4,24; "а выглядело достоинство Единого как огонь пожирающий" - Шмот /Исход/ 24,17).
Мидраш (поэтическое толкование основ иудаизма, ок. 4 в. н.э.) использует понятие "огонь, пожирающий (всякий другой) огонь" (эш охла эш) для описания абсолютного, невыносимого для всего материального, очищения духовной сущности: "Пришёл Моше к реке, состоящей из огня, пожирающего огонь, в которую окунаются ангелы, прежде чем предстать перед Всевышним, Благословен Он" (Псикта Раббати 20). В том же мидраше (духовный) свет Творца защищает Моше от (духовного) огня ангелов. Таким образом, соотношение метафор сохраняется: свет защищает, огонь поражает.
Ранняя каббалистическая литература - сборники Хэйхалот (2 в. н.э. и далее) также используют "огонь, пожирающий (всякий другой) огонь" как метафору для уровня духовности, невыносимого для материи и недостатков смертного тела: Ханох /Енох/, прежде чем стать ангелом-секретарём (метатроном) Творца, видит несметное воинство духовного мира, состоящее из огня, пожирающего огонь.
Средневековая литургия (пийютим) называет самого Творца "огнём, пожирающим огонь".
Пульсей де-нура в талмудической литературе
Следуя традиции антропоморфизма ("говорит Тора на языке людей" - Брахот 31б), мудрецы Талмуда часто описывают Творца Вселенной как царя, а его духовные создания - ангелов - как министров и царедворцев. Подобно царедворцам того времени, ангелы часто приговариваются к "телесным" наказаниям, которые описываются как порка "огненными розгами" - пульсей де-нура. Разумеется, традиция понимает такое описание иносказательно, как попытка передать человеческим языком непередаваемое.
В рассказах мудрецов такому наказанию подвергаются уже упоминавшийся метатрон Ханох, архангел Гавриэль /Гавриил/ и даже пророк Элиягу /Илья/.
Также в риторике мудрецов этот оборот используется и в отношении людей, для описания духовного гнева или порицания: "был бы здесь Леви - побил бы он тебя огненными розгами!", говорит р. Хуна своему коллеге (Бава Мециа 47а). Здесь Пульсей де-нура - не ритуал, а выражение.
Пульсей де-нура в средневековой каббале
Устоявшееся выражение "огненные розги" продолжает применяться к людям и в средние века. Один из крупнейших каббалистов Прованса, РаАБАД (р. Авраам бен Давид; современный термин "каббала" изобретён его сыном, р. Ицхаком Слепым) - говорит о своём оппоненте РАМБАМе (р. Моше бен Маймоне /Маймониде/): "если бы (мудрецы древности) были живы, они высекли бы его огненными розгами".
С развитием "практической каббалы" появляются упоминания и описания мистических молитвенных обрядов, призванных обрушить на провинившегося человека гнев небесного суда; эти обряды также получают название "огненных розог" - Пульсей де-нура. В соответствии с базисными монотеистическими представлениями, этот обряд не "управляет" Божьим гневом, а представляет собой как бы апелляцию в суд Божественной справедливости. Информация о способе проведения такого обряда не разглашается, и каббалист, если он решает провести его, делает это по собственному разумению и под свою ответственность. Традиция подчёркивает, что человек, призывающий на другого гнев суда, попадает и сам под его пристальное внимание, и, если "жертва" невиновна, наказание падает на призвавшего.
Источник обрядов можно искать в рассказах об одном из первых каббалистов, р. Шимъоне бар-Йохай (2 в. н.э.): выйдя из пещеры, где скрывался от римлян, р. Шимъон отыскал доносчика, который предал его римлянам, и обратил его взглядом в груду костей. Талмуд, где сообщается об этом (Шаббат 34а), не называет действие р. Шимъона "огненными розгами".
Пульсей де-нура в наши дни
В современном мире, когда каббала зачастую подвергается профанации, многие обороты речи потеряли свой исконный смысл. Сейчас можно найти людей, считающих, что Пульсей де-нура - заклинание, наподобие гарри-поттеровской "Авада Кедавры"; людей, утверждающих, что занимаются каббалой, и не верящих в Единого Абсолютного Творца Всего. Такие люди не имеют отношения к древней традиции, говорящей о наличии справедливого суда для всего живущего, и их "пульса де-нура" - всего лишь фикция; и, тем не менее, им необходимо помнить, что на свете есть "глаз всевидящий, ухо всеслышащее, и книга, где записываются все твои дела" (Авот 2,1).
Эли Бар-Яалом, центр Маген