Оригинал взят у
retrocars в
Car audio в стиле ретроНе понаслышке знакомых с винилом меломанов могла насмешить увиденная в недавней комедии про супергероев «Зелёный шершень» супер-тачка с установленным в ней проигрывателем пластинок - а как же чудовищная вибрация, тряска, резкие повороты на большой скорости? Тут не то чтобы нормальное прослушивание невозможно, хорошо бы пластинку не загубить.
Однако эта сценка отнюдь не фантастична и не комедийна - до изобретения аудиокассеты и компакт-диска, автолюбители не без успеха слушали в дороге пластинки. Правда, век автомобильных проигрывателей винила был короток: из-за дороговизны технологии широкой популярностью они никогда не пользовались, являясь скорее предметом шика.
В наши дни довольно трудно представить себе автомобиль без музыки, но так было не всегда: будучи почти ровесниками, радиоприемники и автомобили сошлись вместе лишь в 1930 году. Следует оговориться, что истории неизвестны имена любителей-первопроходцев, совершавших опыты по скрещиванию радиоприемников и самоходных экипажей до этого времени (хотя таковые наверняка существовали), но именно в 1930-м в серийное производство были запущены первые авторадиоприемники. Основали производство приемников для машин братья Поль и Джозеф Гэлвины из Чикаго, учредившие за два года до того Промышленную корпорацию Гэлвинов. Для своего авторадио компания придумала название Motorola - бренд, хорошо известный и поныне. Название было составлено из двух слов - «мотор» и «Виктрола» (название лидировавшей на тот момент фирмы по производству граммофонов и грампластинок). В 1947 году Гэлвины переименовали в Motorola уже корпорацию целиком.
Радиоприемник для полицейской машины производства Motorola. 1949 год
Рекламная компания радиоприемников Motorola
В Европе первопроходцами автомобильного аудио стал концерн Bosch, выпустивший в продажу 12-килограммовый приемник Blaupunkt Auto Super 5, из-за своей дороговизны и ненадежности бывший невостребованным на рынке, пока через 3 года компания не выпустила усовершенствованный вариант.
Ранняя модель радиоприемника Blaupunkt
Транзисторный приемник от Motorola
В 1956-м «Моторола» изрядно доработала свой радиоприемник - теперь он был собран с использованием транзисторов, стал компактнее и долговечнее; в том же году компания совместно c музыкальной корпорацией CBS произвела новую революцию, оснастив новейшие модели Chrysler (DeSoto Firedome, Dodge Polara и некоторые «Плимуты») проигрывателями винила, отдельно не продававшимися. Первоначально для системы, названной Highway Hi-Fi, фирмой Columbia выпускались специальные пластинки на 16⅔ оборотов в минуту, но в 1959-м их сменил более расхожий формат «сорокапяток» (стандартные пластинки на 45 об/мин).
Известный музыкант и телеведущий Лоуренс Вэлк слушает пластинки за рулем своего «круизера»
Highway Hi-Fi для своего времени был очень высокотехнологичной разработкой: сделанный из сапфира звукосниматель и хитроумная подвеска тонарма позволяли минимизировать вибрацию, производимую автомобилем во время движения, что обеспечивало непрерывное воспроизведение. В корпусе проигрывателя также находилась секция для хранения 6 пластинок.
Проигрыватели для пластинок находились в машине примерно в том же месте, что и нынешние автомагнитолы
Highway Hi-Fi «отдельно» от машины. Инструкция и «стартовый» набор пластинок прилагаются
Высокотехнологичные иголка и тонарм
В начале 60-х Highway Hi-Fi перекочевали и в машины других производителей, но прожили недолго: они были более склонны к неисправностям, нежели модель для «Крайслера», а стандартные 7-дюймовые пластинки, несмотря на все старания инженеров, часто «прыгали» и царапались. Именно в ту пору формат довольно быстро прекратил свое существование: новых проигрывателей не выпускалось, а уже ближе к середине десятилетия на рынок начали выходить первые прародители всем ныне известных аудиокассет, оказавшиеся гораздо более практичными.
Как видно по картинкам выше, Highway Hi-Fi был не единственным предложением на рынке
Следующая веха в истории автопроигрывателей: магнитола для восьмитрековых картриджей, пращуров аудиокассет
Интересно, что радио практически в неизменном виде дожило до сегодняшнего дня в качестве одного из главных источников музыки для водителей; «архаичная» технология благополучно и последовательно пережила винил, аудиокассеты, а сегодня сосуществует с компакт-дисками и MP3-проигрывателями. И пока не собирается на покой.