Михаил Мазель.
ЛЕГЕНДА ОБ ОРУЖИИ БЕССМЕРТНЫХ
Поэма
Всё описанное в этой легенде - быль.
Её действие охватывает 1941-43, 1955 и 1970-е годы.
Действие в главах поэмы происходит не хронологически.
Главные герои: великий композитор и великий дирижер.
Ещё двое героев - великий пианист и дирижёр,
награждённый боевым орденом за исполнение
симфонии упомянутого композитора.
И, конечно же, главная тема поэмы -
Великое Противостояние, в котором
принимала участие великая музыка -
................................................оружие бессмертных.
ЛЕГЕНДА ОБ ОРУЖИИ БЕССМЕРТНЫХ
I. Раздвигая пределы
Самолёт приземлился в Нью-Йорке.
..................................................Обычное дело.
Пассажир сел в такси и поехал на нём в Ривердейл.
Через трафик и дождь,
..............................раздвигая эпохи пределы.
Это после мы скажем,
............................“отметив” её передел.
Вереница огней колыхалась,
...................................... как море,
....................................................и
.................................................... город
нависал над дорогой
..............................и таял в дожде за спиной
ожиданием встречи,
............................волненьем про гордость и горе,
и о том, что никто не находит
..........................................дороги иной.
А дорога петляла неспешною красной гирляндой
и внезапно рассыпалась
................................ с тихим шуршанием шин
за воротами сада.
........................Дом встретил симфонией ладной -
птиц.
......Пахнуло
................Гудзоном и хвоей.
..........................................Спешите?
......................................................Спешим!
- Проходите, Маэстро!
............................С приездом.
.......................................... Маэстро Вас примет!..
Вот и он.
............ Невысокий.
............................Старик,
.................................... но - лицом молодой.
Жизнь в усталых глазах.
.............................. Что нашёл пилигрим
..........................................................в пилигриме?
Не похоже, что сад в этом доме порос лебедой.
(Посетитель был в курсе:
..................................хозяин живёт как отшельник.
Скоро год…)
................Он хотел поклониться и сразу уйти,
но по просьбе…
.................... остался.
.............................. Так много на свете расщелин.
Так редки остановки на нашем тернистом пути.
II. Лёгкий след
Прилететь из соседней галактики
............................................ слушать пластинку?
Для кого-то абсурд.
.......................... Для другого -
............................................подарок небес.
Соткан звук и намотан на память
................................................живой паутинкой.
И зудит паутинка на душах,
...................................... как вечный порез.
В полумраке,
..............подсвеченном тусклым мерцаньем камина,
проживая до дна
........................свою долгую трудную жизнь,
он опять дирижировал…
.............................. звуком,
........................................ но было не мнимым
ощущенье от горькой,
.............................. но светлой
..............................................и чёткой межи.
Он на время исчез.
....................Он стоял, как всегда, пред оркестром,
сидя в кресле, он им управлял
........................................через …дцать долгих лет.
И он слёз не стеснялся -
................................ навеки великий
...................................................... Маэстро,
и слеза оставляла
..........................у всех
.................................. на щеках
................................................лёгкий след.
Как они говорили?
........................ Непросто -
........................................ двойным переводом.
Как?..
.... О музыке - той, что звучала.
............................................ О дальней стране,
из которой и гость, и создатель симфонии родом.
О Победе…
............Смотрели журналы.
....................................................Начало турне.
Гость,
......дослушав,
.................. уехал навстречу “открытью эпохи”.
Фотография с дарственной надписью…
.................................................... Громкий успех.
А хозяин остался…
........................Умерьте, пожалуйста, вздохи.
Он прошёл долгий путь.
.............................. Он достоин расставленных вех.
III. Служить, как дышать
Он не молод,
................ да что там - он стар:
..............................................ему
..................................................семьдесят пять.
Он уже потерял три страны
........................................ и
..........................................любимый La Scala.
Пусть на радио…
.................... Новый оркестр,
.......................................... что новая пядь.
Миллионы сердец
..........................его палочка
.......................................... разом ласкала.
Да - он стар,
................ но не сломлен,
......................................и может
................................................продолжить борьбу.
Он - в Нью-Йорке,
.................... но каждою нотой он против фашизма.
Седины не добавить
............................ и складок не видно на лбу.
Не сломать его духа
............................и не
................................ переполнить трагизмом.
Страха нет.
.............. Только боль и желанье
............................................ служить, как дышать.
Никогда не уронит он чести -
........................................ сын
.............................................. гарибальдийца.
Он читает газеты и рвётся,
...................................... страдая, душа.
Согласитесь -
................ не каждый
................................страданием сможет гордиться.
Да. Он знает теперь,
........................чем внесёт в этой битве свой вклад.
Он запишет её…
.................... Он достанет её партитуру.
Слава Б-гу, за право её исполнять
................................................ не устроили гвалт,
посчитали за честь для него
..........................................без единого тура.
Его палочка часто звучала сквозь тучи войны,
вдохновляла борцов,
..............................собирала для них сотни тысяч.
Слава Б-гу,
............ он не был раздавлен стандартом двойным:
итальянец в Америке…
.............................. Славу
......................................из камня не высечь.
IV. За кадром кадр
Кружным путём на юг -
..............................в Ташкент,
............................................ в Иран,
........................................................Ирак, Египет…
Как в «Касабланке»…
........................О, My Lord!
......................................My Capitan, please keep it!
........Атлантика… За кадром кадр.
................................................Минуя
........................................................минные поля,
........Он попросил, и
.......................... Он следил за
..................................................кораблём,
..............................................................благоволя.
За кадром кадр.
.................... Лист за листом.
..........................................Так нужно и
.......................................................... так должно.
Желанье противо->
........................<-стоять.
.................................. На фильм не снята лонжа.
........Жара в Нью-Йорке. Пыль. Корабль. С
........................................ ней не сравнится
............................................................жар внутри.
........Ну, наконец-то!
..........................Сколько дней
..........................................прошло?
..............................................Пять дней? Нет -
..............................................................целых три.
Победа? К сожаленью, нет!
...................................... Участие? Бесспорно!
Рыдают флейты да гремят
.................................... литавры да валторны.
........За звуком - звук.
................Отправлен диск.
......................................Назад:
............................................путём опять кружным.
........В оружии бессмертных нет
.......................................... иных
................................................ деталей и пружин.
Он вытворяет чудеса.
.............................. Летает иммельманом.
И телеграмма год спустя
.................................. в кармашке с талисманом
........под сердцем. Шквал в Нью-Йорке.
..............................Эх...
................................(молчанья в Куйбышеве залп).
........Не маг. Волшебным жезлом бой
................................................и боль
......................................................в единый
.......................................................... вдох связал.
“Автограф” Верди на груди
.................................... хранит его полвека.
Что человек в руках судьбы?
........................................ Что звук без человека?
........Он темп хранит.
........................ Всё дело в нём...В нём пульс и
.............................................. долгий чистый звук.
........Все партитуры в голове.
..........................................Они
................................................как будто дело рук.
V. Чудо рождения
Он никогда не считал себя храбрым,
.................................................... однако
в эту трагичную осень
.............................. подолгу бродил он
между бомбёжками.
............................Всюду он чувствовал знаки.
Всё говорило:
.................. Быть стойким - необходимо.
Резким контрастом с
............................на редкость прекрасной погодой,
в лицах читалась тревога,
....................................но с нею - решимость.
И,
продолжая бродить
............................ по любимому городу,
мог ли он знать,
......................что
..........................симфонией новой кружим он.
Сколько не рвался -
......................был признан он к службе не годным.
Вместе с другими -
........................ тушил зажигалки на крыше.
Могут ли люди, как боги, влиять на погоду?
… Делалось небо яснее, прозрачней и выше.
Ясность давала отчётливей слышать безумье.
Звёзды дрожали
........................и
........................ в этом дрожании звуки
в крепость слагались и
..................................он
....................................припадал к амбразуре,
Мир весь он видел, хотя с
......................................детства был близоруким.
Внешне - подросток в очках
........................................ был
..............................................на деле
........................................................титаном.
Кто бы подумал?
...................... А он
............................и
............................ не думал -
........................................ вершил он.
Чудо рождения не было чудом и
.............................................. не было тайным,
делая звук его музыки
................................ несокрушимым.
Время на сон?
.................. Это роскошь.
....................................Он курит и пишет.
Это - единственный шанс
.................................... быть для Мира оплотом.
Фронт приближается.
.............................. Небо
......................................пожарами пышет.
Внешне спокойный
............................титан
....................................продолжает работу.
Скоро конец сентября.
................................ Он -
.................................. в конце третьей части.
Снова он рвётся на фронт,
......................................но
........................................ отправлен приказом
в тыл…
...... И он пишет, как дышит -
......................................о свете и счастье,
движим любовью,
........................неся с нею трезвость
...................................................... и разум.
Б-г всё же есть:
......................потерялся, но
..........................................вскоре был найден
груз с партитурой…
..........................Представьте - такую потерю!
Как и любой на войне -
................................не прервался ни на день
он.
..Его музыка кровью питала артерию.
Год на исходе.
....................Титан подобрался к финалу,
не сомневаясь нисколько в победных аккордах.
Враг под Москвой остановлен.
............................................ Симфония…
..........................................................Мало!..
Музыка в сердце клокочет
........................................печально и гордо.
Вот и поставлена точка.
..................................Грустит он невольно.
Сможет ли кто
.................... его труд
................................в этом пекле исполнить?
Знает ли он, что, поднявшись,
.......................................... симфонии волны
Мир весь охватят
........................ и Верой
....................................его переполнят?!
VI. Только в полном составе
Кто был жив,
..................и
.................. кто не умирал,
...................................... и кто не был в окопах -
если мог шевелиться,
.............................. явился,
........................................ заслышав призыв.
Кто не умер в дороге…
.............................. Вдох-выдох, вдох-выдох -
................................................................ синкопа.
Что подняло людей
............................полумёртвых?
.............................................. Не страх.
.......................................................... Не призы.
Музыканты пришли отовсюду:
.......................................... из морга и с фронта.
Генерал помогал дирижёру пополнить состав.
День за днём
.................. собирался оркестр
............................................ под горькое “пронто”.
Ах, как горько -
.................... уже двадцать семь
................................................схоронили
.............................................................. из ста.
Дирижёр -
............сам подстреленный птах
........................................ на трясущихся крыльях,
поднимал ежедневно
.............................. голодный
............................................ измученный клин.
Устремляясь за ним,
............................как могли -
..........................................укрепления рыли.
Тот, кто вылепил их,
............................ сам не помнил
..................................................названия глин.
Кто кого.
............Кто как мог:
............................на четвёртый этаж
...................................................... поднимали
музыканты друг друга.
................................Сперва - по пятнадцать минут
репетиции шли.
...................... Нет такого наречия “мало”.
Только маятник тикает тихо: -
........................................ “Я всех помяну”.
Духовые подчас
...................... к мундштукам
.......................................... примерзали губами.
Вылетали смычки
..........................из
............................ вконец
...................................... обессиленных рук.
Лёд давил их кубами,
..............................но вдруг
..........................................испарялся клубами,
потому что плотней и плотней
............................................становился их круг.
“Только в полном составе”.
......................................Подчёркнуто
........................................................жирно.
................................................................Три раза.
Только в полном составе…
....................................Иначе -
............................................нет смысла играть.
Шостаковича фраза
............................сейчас
.................................... равносильна приказу
бьётся в сердце
...................... призывом бороться
....................................................и
.................................................... не
...................................................... умирать.
Первый пробный концерт.
.................................... Пиджаки
............................................ надевали на ватники.
Оркестрантки -
....................по несколько платьев
................................................ (такой был мороз).
Дирижёр вышел в белой манишке,
............................................украшенной бабочкой.
Командир,
..............поднимая в атаку,
......................................встаёт в полный рост.
Лишь одно отделенье.
..............................Примёрзла
............................................ к пюпитрам
..........................................................их стойкость.
Почему же не слышно оваций?..
.......................................... Шевелится зал.
Море варежек.
....................Холодно.
................................Очень.
...................................... Постольку поскольку.
Стимул жить.
................(Пусть
........................пока замерзает
..............................................в мгновенье слеза).
Постепенно дошли
.......................... до
............................ шестичасовых репетиций.
Нет сомнения в том,
.......................... что упорство
............................................ спасло
......................................................многим жизнь.
Город ждал.
................Наполнялись надеждою
.................................................. бледные лица.
По толике,
..............по ноте
........................они,
............................как умели,
........................................ теснили фашизм.
В день премьеры,
........................ планируя кушать
.......................................... в..“Астории” штрудель,
враг,
......надеясь, на штурм,
................................ ждать не ждал
................................................ операции “Шквал”.
И концерт состоялся.
............................ С оркестром гремели орудия.
Ни один
.......... из немецких снарядов
............................................в тот час не упал.
Наконец-то!
................Представился повод
............................................ костюмам и платьям.
Пусть наряды смотрелись,
.................................... как будто
..................................................с чужого плеча.
Колоннада вставала
............................навстречу
..........................................прибывшим солдатам.
Зал встречал ленинградцев,
........................................ сверкая
.................................................. в оживших лучах.
Люди слушали…
.................... в зале,
..............................на улицах,
.......................................... сидя в землянках.
Люди хлопали стоя.
............................Воскреснув.
............................................Отринув свой страх.
И букетик ромашек
............................в руках
......................................очень юной смуглянки
засверкал ярче звёзд.
..............................Ярче ярости
................................................в грозных кострах.
Равносильно сраженью.
..................................Подобно
..............................................гружёным составам
отгремели аккорды,
............................в объятиях
.......................................... сжав этот день.
И эмоции были
......................уже
..........................не подвластны
.............................................. октавам.
И все беды в тот миг
..............................не пугали
............................................счастливых людей.
До прорыва Блокады
..............................ещё оставалось
....................................................два года.
До победы -
.............. три года
.......................... и
............................пропасть тревог и смертей.
Но несломленный город
.................................. поднялся
................................................из
..................................................сумерек гордо,
и в тот миг не нашлось бы
......................................нигде
..............................................его тверди твердей.
Те же стены
..................спустя
.......................... тридцать лет
.......................................... “услыхали” признанье.
“В день премьеры мы поняли,
.......................................... что
.............................................. проиграем Войну.
Ваша сила и гордость
.............................. разрушили
..............................................наше сознанье.
Если б только мы знали
..................................бездонную
................................................ ту
.................................................. глубину”.
Два немецких солдата -
................................теперь
........................................два немецких туриста,
и седой дирижёр,
........................ и
.......................... всё те же
........................................колонны вокруг.
Траектории звуков линейны,
..........................................остры
..................................................и тернисты,
и мелодии кокон - незыблем
.......................................... и так же упруг.
VII. Талисман
“Иди-Иди. Вперёд. Вперёд.
Покуда жизнь тебе позволит.”
Сломает или подберёт?
У каждого - свои мозоли.
Он жив, листочком тем храним:
верь иль не верь - им сберегаем.
Пусть стар, но он - неутомим:
корабль между берегами.
Этапы длинного пути -
его победы и потери.
Когда настанет час уйти -
метелью кончатся мистерии.
Случайно найденный средь нот
великого маэстро Верди,
клочок бумаги… вновь блеснёт
полоской долгожданной тверди.
А тот… в блокадной белизне…
чем он храним и сберегаем?
Как уцелел он в той резне,
плывя под теми берегами?
А может, это он хранит
людей своим волшебным даром?
Безмолвствует могил гранит,
молчит, гася в себе радары.
И если талисман и был,
то он и был тем,.. ноют раны.
Он не смотрел на перст судьбы,
в своём служенье филигранном.
И надо ли сейчас гадать,
кто пробуждает звуки эти?
В них растворяются года.
Ты слушай!.. Музыка ответит.
< 2009/2010 - сентябрь 2014 >
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ПОЭМЫ:
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 - 75) - советский композитор, втор 15-ти симфоний, 15-ти струнных квартетов, концертов для скрипки, ви¬о¬лон¬чели, фортепиано, балетов, опер…
Артуро Тосканини (1867 - 1957)
- итальянский дирижер. Один из лучших дириже¬ров в истории. Один из лучших исполнителей му¬зыки Джузеппе Верди. Трижды встречался с вели¬ким композитором. Хранил фрагмент его рукописи к опере «Фальстаф» в качестве талисмана. Руково¬дил (неоднократно) оперным театром Ла Скала...Был антифашистом. Бежал сначала от режима Муссо¬лини, потом от гитлеровского Режима. С 1937-го года жил в Нью-Йорке и руководил оркест¬ром Радио. Помнил все партитуры наизусть. Его ди¬ри¬жер¬ская карьера продолжалась 70 лет.
Карл Ильич Элиасберг (1907 - 1978)
- дирижер. В годы войны, в августе 1942 года ор¬кестр под его руководством исполнил в Блокадном Ленинграде 7-ую симфонию Шостаковича. Это ис¬пол¬не¬ние стало историческим, а за мужество дири¬жер был награжден военным орденом «Красной звезды»
Эмиль Григорьевич Гилельс (1916 - 1985)
- один из величайших пианистов. в 1955-м году был первым советским музыкантом, прилетевшим на гастроли в США.
Седьмая «Ленинградская» симфония - симфо¬ния Дмитрия Шостаковича, начатая им в Бло¬кад¬ном Ленинграде, завершённая в Куйбышеве. Исполнена в т.ч. в Нью-Йорке оркестром п.у. Тосканини и в блокадном Ленинграде оркестром п.у. Элиазберга.
НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ ДАТ:
15 июля 1941 - Начало работы над симфонией
29 августа 1941 - Завершена 1-я часть
29 сентября 1941- Завершена 3-я часть
30 сентября 1941-Приказ об эвакуации Шостаковича
22 октября 1941 - Шостакович прибыл в Куйбышев
27 декабря 1941 - Шостакович завершил свой труд
5 марта 1942 - Премьера симфонии в Куйбышеве
29 марта 1942 - Премьера симфонии в Москве
2 июля 1942 - Партитуру доставили в Ленинград
19 июля 1942 - Премьера симфонии в Нью-Йорке
9 августа 1942 - Премьера симфонии в Ленинграде