И всё-таки она вертится © Галилей (???)
Во времена Перестройки, когда стали много публиковать всякого,
многие из нас открыли личную "трагедию" Чайковского... и появился
злой анекдот, заканчивающийся фразой "но мы любим его не за это"...
Посмотрите на коллаж, который я смастерил специально для нескольких
абзацев несвязанного (на первый взгляд) текста, возникшего в процессе
моего очередного самообразования. Кто эти люди? Думаю вы их узнали.
А если вдруг, кто-то вам не знаком - вы все поймёте, когда прочитаете....
© Авторство компонентов принадлежит авторам. Внизу моей заметки будут
ссылки на сайты откуда я их взял, хотя в основном это портреты 15-18 веков.
Не для коммерческого использования.
Итак...
По легенде великий учёный - Галилео Галилей, после того как в 1633-м году,
под "давлением" инквизиции "отрёкся" от своей гелиоцентрической
теории (что Земля вращается вокруг солнца и своей оси), всё же произнёс
"И всё-таки она вертится", и хотя Галилей Великий учёный, мы любим его не
за это, а за то, что, выходя он произнёс "И все-таки она вертится",
пускай сейчас почти доказано, что это
[КРАСИВАЯ ЛЕГЕНДА] А за всё остальное мы его ЦЕНИМ, помним и уважаем.
Но обо всём по порядку. Как меня вообще занесло в начало 17-го века,
а потом и раньше? А вот как.
В детстве я очень любил читать познавательные книжки популяризирующие
науку. Были у меня книги о великих учёных, о том как менялись представления
о нашем мире. Тогда я впервые прочитал о Птолемее и Арестотиле, о том что
раньше мир стоял на слонах, китах и черепахах, а потом появились Николай
Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей и оказалось, что земля не плоская,
а сферическая, да ещё и вращается вокруг оси и вокруг солнца. (Ну тут еще
мореплавателя Магеллана надо упомянуть, но так мы до завтра не закруглимся).
Там же я узнал что за это (хотя как оказалось не совсем за это) Джордано Бруно
сожгли на костре, и в последствии Лора Квин написала рок оперу, в которой его образ
воссоздал Валерий Леонтьев, а Галилелео Галилей, продолжив начинание Коперника
и Бруно, параллельно кидая камни с Пизанской Башни (что тоже легенда на самом деле),
и выводя закон об падении тел в вакууме с постоянным ускорением (что
в последствии доказал уже опытным путём Исаак Ньютон), достиг больших
результатов в подтверждении гелиоцентрической системы. В последствии
об его отречении поставили спектакль, в котором великого учёного играл
Владимир Семенович Высоцкий, а о самом спектакле написал песню
учёный, поэт и бард Александр Моисееевич Городницкий. Где-то в глубине
этого пространного абзаца незримо мерцают огни костров святой инквизиции...
Но, разрешите, не запутывать вас сильнее, чем я вас уже запутал этим абзацам.
Дальше - несколько тезисов и ссылок.
В той детской книге была картинка - старинная гравюра изображающая
землю и небесный свод и то, что спрятано за ним от посторонних глаз.
Гравюра засела в моей памяти, как и картинки земли лежащей на слонах и черепахах,
и тридцать пять лет спустя "отразилась" в моём стихотворении:
В преддверии... (Кубарем)
Моя черепаха стремится к твоей черепахе,
под панцирем пряча любовь, предрассудки и страхи.
В преддверии ночи неспешности глупо перечить.
Да... я сомневаюсь, что к месту пространные речи.
Любовь не измерить ни эквивалентом тротила,
ни взрывами панцирей... эко их разворотило.
Допустим... Разорванных чувств не увидеть. Всё гладко.
Припрячутся боли под панцирем новым в достатке.
Моя черепаха не знает строения Мира.
Её занимают суставы (читайте шарниры).
Измерив сближенье по тени, что сделалась шире,
потрётся о панцирь желанный, начав дебоширить.
Тень шире. Тень давит на точки второй производной.
Стоят черепахи на глади. (Воздушной ли, водной...)
И нечто с их панцирей кубарем ахает в бездну.
Вы им не подскажете, что?.. Ну же, будьте любезны!..
Чтоб Мир удержать нужен лишний (читается третий).
Киты, черепахи, слоны... одним словом - сдурейте!
Ищите три точки. Чертите. (Не Землю так плоскость).
Искать не пытайтесь к стихам этим авторских сносок.
Чуть видной полоской Восток за окошком алеет.
Как в августе градом слетают шары Галилея.
Тем временем, спрятав любовь в панцирь рядом со страхом
моя черепаха стремится к твоей черепахе.
< 22 февраля 2010 года>
Гравюра оказалась не такой и старинной, но об этом лучше почитать
[ТУТ]А вот "шары Галилея", которые тоже с детства не давали мне покоя,
проникнув в стихи какое-то время тихонечко себе падали... слегка
терзая моё забытое физ-мат. образование, пока на днях в блоге
Ефима Залмановича Шифрина, участвуя в рассуждениях о физиках и лириках
[ТУТ] я не "проникся" и не "решился" вспомнить,
а зачем же Галилей бросал шары.... С Этого все и началось....
Хотя нет - был ещё мой пост об
БОРИСЕ АБРАМОВИЧЕ СЛУЦКОМ [ТУТ]в который я не включил стихотворение ФИЗИКИ И ЛИРИКИ - приберёг
для этого поста.
ФИЗИКИ И ЛИРИКИ
Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
Мы, что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья -
Наши сладенькие ямбы,
И в пегасовом полете
Не взлетают наши кони...
То-то физики в почете,
То-то лирики в загоне.
Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что даже не обидно,
А скорее интересно
Наблюдать, как, словно пена,
Опадают наши рифмы
И величие степенно
Отступает в логарифмы.
© Б. А. Слуцкий
Да.... В 50-е 60-е годы XX века Физики были почётнее лириков, а вот
в 17-м веке, видимо, все было наоборот... Судя на плачевном примере
Джордано Бруно и менее трагичном, но все же драматичном примере
Галилео Галилея.
Чтобы закончить тему с шарами, которую я собственно уже "приоткрыл" выше,
хочу сказать, что собственно "то что она вертится", как-то ещё у меня
срослось с песней Владимира Семёновича Высоцкого:
"От границы мы землю вертели назад
Было дело Сначала.
Но обратно ее завернул наш комбат
оттолкнувшись ногой от Урала...."
В общем меня всю жизнь волновала проблема не только падения шаров,
но и местонахождения земной оси... Мне сейчас трудно вспомнить
сколько именно раз я её находил и терял, но вот в одном из недавних
стихотворений я "докопался" до того в своих поисках, что новую "воткнул"
Энный полустанок
.........Евгению Клячкину
Свободен - значит одинок.
Не парадокс - банальный выбор.
Метнутся стайкой из-под ног
невозмутимо, словно рыбы,
слова и тени этих слов
сквозь пыль и вечное сомненье.
Не ледоруб и не весло
в пространстве вызовут волненье.
Вставай с колен: читать следы
в широтах этих, парень, глупо.
Свободен - значит до беды
и до любви шагать и хлюпать
походкой чёткою, как слог,
по буквам падающим снегом.
Плечо заденет за отрог
преграды, собранной из "лего".
Свободен - значит не нашёл
и эту блажь ещё не бросил.
Чуть различимо "хорошо"
воткнёшь ты в Землю новой осью.
А за спиной цепочка дат
под песнями: а-ля зарубки.
И недоступная звезда
быть продолжает самой хрупкой.
Свободен значит снова - ты.
Непонятый, хотя доступный.
Среди галдящей пустоты
желаньями встают уступы.
Рука, объятья, поцелуй...
исчезнут энным полустанком.
Свободен - значит зафрахтуй
вновь одиночество подранком.
< 28 декабря 2008 года >
Да....
Пусть Галилей и не говорил этой фразы,
пусть он остаток жизни, после суда 1633-го года и отречения
находился под домашним арестом, пусть не имел возможности
"нарушить" свое отречение, он успел и открытия сделать и
ослепнув еще книги написать... И учеников принимать
(что очень любопытно - находясь под домашним арестом,
и неустанным оком Инквизиции)....
КСТАТИ, а вы знаете, что у Галилея было трое детей. Две дочери и сын.
что дети эти были незаконнорожденные и потому ему пришлось
отправить дочерей в монастырь, что старшая с 1633 (после суда)
и до своей ранней смерти через год поддерживала отца,
что сохранились письма....
А вы знаете что Галилей, узнав о создании в Голландии телескопа создал
свой 30-кратный и наблюдая за Юпитером и его спутниками и
убедился в правоте Коперника. Ещё он "увидел" кольца Сатурна,
которые не мог увидеть в слабый телескоп, что объясняют
деффектом зрения, приведшем в старости к слепоте.
Кстати Вы знаете, что Коперник все свои выводы сделал ДО ИЗОБРЕТЕНИЯ
ТЕЛЕСКОПА, что он больше 20 лет получал различные образования и вернувшись
на родину занимал очень ответственные посты, был уважаемым человеком,
что не помешало его "начальству" настоять на переселении из его дома
"молодой родственницы", которой по "положению" Коперника там быть не должно.
И Вы знаете, что не смотря на то, что недавно а "эфире" ТВ прозвучала
фраза, что Коперник Произнёс слова "И всё таки она Вертится" перед
тем как его сожгли... Коперник этих слов не произносил. Их и Галилей
не произносил, хотя именно из-за них мы его и любим... Коперник прожил
более 70-ти лет и умер у себя дома и даже успел увидеть первый
экземпляр своей книги, которую запретили только через 73 года в 1616-м
"благодаря" стараниям "последователя" - Джордано Бруно, через 16 лет
после казни (в 1600-м) которого кстати сожгли совсем не за это....
Суд над ним шёл 8 лет, и перед казнью Бруно сказал, что похоже
судьи приговором напуганы куда больше него самого. Я не ставлю своей
целью пересказать сейчас те 20 - 30 статей, что я прочитал за последнее
время - мне хочется освежить в вашей памяти "как все было" или
заинтересовать тех, кто не знал...
Так вот Бруно был "беглый монах", но даже не за это он пострадал...
Скорее всего он пострадал зато, что утверждал что Вселенная Бесконечна
и там существует множество Миров подобных нашему. Вообще
мне стоит еще почитать о нем подробнее, чего и Вам желаю. Но тот
факт, что 8 лет его не решались казнить говорит (не мне , а историкам),
что "палачи" понимали, что многие его философские учения, не замахивающиеся
на постулаты Церкви весьма и весьма важны... Но вспыльчивый, лезущий
на рожон Бруно не дал им шанса не казнить его....
Собственно Галилей скорее всего пострадал не из-за самой теории,
которую изложил в виде Диалога "в беллетристической форме", а из-за
того что она была связана с именем Бруно....
400 лет спустя Римский Папа Иоанн Павел Второй, разваливший социалистический
лагерь, попросивший прощения за содеянное церковью у Еврейского Народа, у жертв
инквизиции, и много ещё у кого, оправдавший и реабилитировавший невинные жертвы
инквизиции, реабилитировавший и Галилея отказался реабилитировать Бруно.
Со слов ушедшего совсем недавно выдающегося математика Арнольда,
в беседе с ним, на вопрос почему Церковь не может простить Бруно,
Иоанн Павел второй ответил, что Галилей был невинно осуждён за свои
научные взгляды, Бруно же реально оспаривал основы религии. Интернет
наполнен очень противоречивыми мнениями, и все же все сводятся вот
к этой информации... Бруно попадает под извинения за всех уничтоженных
инквизицией, но не реабилитирован...
ЧТО ЛЮБОПЫТНО...
В статьях о Галлилее говорится, что не покинь тот Венецию (по финансовым
соображениям) возможно он и не попал бы в Лапы к Инквизиции, так как
гражданские власти Венеции не поощряли ее действий.... При том же (хотя это
было за 40 лет до) именно в Венеции был арестован Бруно по доносу хозяина
дома, где жил Бруно, которого он обучал и с которым не сошёлся в финансовых
ли или каких ещё вопросах...
Я уже писал про горячую натуру Бруно - в тюрьме, откуда его почти выпустили,
посему как он легко опроверг клевету в доносах, он "обучал" сокамерников,
которые от его научных и философских теорий впадали в ужас не понимая и ...
доносили.... Хотя дело давнее 420 лет - тёмное....
И...
Раз уж речь зашла об Святой Инквизиции стоит отметить, что первые упоминания
о ней относятся к 1163-му году, а последний приведённый в исполнение приговор
по сожжению случился. в .......... 1826-м
После фильма "Имя РОЗЫ" (с великолепным Шоном Коннери, на днях отметивших
своё 80-летие), в котором очень "красочно" показано "действие" инквизиции, и конечно
после рассказа Эдгара Аллана По "Колодец и Маятник" - я часто задавался вопросом,
а скольких же .... людей "покарала" инквизиция....
По данным "расследования", которое было проведено перед тем как Иоанн Павел II
принёс уже упомянутые выше извинения... с 1540- по 1700-й год прошло порядка
44000 процессов из которых не более 2% закончились костром... Вместе с тем, по
информации о 18-ти годах пребывания на посту Великого Инквизитора Томаса
Торквемада (именно с его именем в первую очередь и ассоциируется Инквизиция)
было сожжено более 10000 человек....
Я уже упомянул Эдгара По и Умберто Эко - автора романа "Имя Розы" (который еще
написал роман Маятник Фуко...) Но я не об Умберто Эко - просто вспомнил, что в начале
своей карьеры Галилей служил в университете в Пизе и первое его "открытие"
как раз было об амплитуде колебаний маятника. Он сделал его глядя как раскачиваются люстры.
Так вот помимо двух перечисленных авторов я очень настоятельно рекомендую
вам послушать баллады Даниэля Клугера. У него несколько "циклов" баллад.
В цикле, названном
Еврейские Баллады [ТУТ] много сюжетов об инквизиции и
о самом Тарквемаде.
Вы также можете посетить
Живой Журнал Даниэля Клугера [ТУТ] Вот отрывок из баллады о Великом Инквизиторе, но сразу предупреждаю:
Все баллады связанны в тугой узел истории.... Очень рекомендую послушать
их все.
..............
..............
Я карал за предательство и лицедейство! -
И внезапная боль исказила уста. -
Не за то, что отпали они в иудейство,
А за то, что признали победу креста!
Вероломство и пытки, жестокость без меры -
Я согласен, но все же, в конце-то концов
Это было защитой поруганной веры,
Малодушно отброшенной веры отцов…"
Было так неуютно от темного взгляда
И от горького яда безумных речей.
И спросил я его: "Кто же ты, Торквемада?"
И ответил мне призрак: "Последний еврей…"
Он сказал - и ушел… Разговоры о Боге,
О любви и судьбе показались пусты…
Кто за нами придет? Кто стоит на пороге?
Разрушаются стены, ветшают мосты…
© Даниэль Клугер
Лично мне больше всех нравится
ШАХМАТНАЯ БАЛЛАДА [ТУТ]Она не об Инквизиции.... Но настоятельно советую ее послушать.
В своё время она так глубоко запала ко мне в душу, что не имея
никакой возможности "спрятаться" от ее звучания, от мелодии я написал стихи...
Я не пою сам и поэтому совпадение ритмического рисунка стихов, которые
я не писал как текст песни я позволил себе не считать чем-то неэтичным....
В глубине
Навеяно балладами Даниэля
Клугера и Нью-Йоркским снегопадом
Мысли кружатся, как снег за стеной.
Мысли кружатся и тонут в рассвете.
Чьё-то сомненье и чей-то настрой
борются словно деревья и ветер.
Цепкие ветви страха и сна.
Белая ночь, но не видно ни пяди.
Кто это?.. Снова себя не признал.
Подступы снег заметает не глядя.
Что это снова встаёт впереди?
Звуки увязли в сгустившейся взвеси.
В спину опять неотрывно глядит
тщетность попытки… Но слышится песня.
Нота за нотой: следы в тупике.
Где-то маячит спасительный выход.
Я просыпаюсь, сжимая в руке
листик бумаги. Конец передыху.
Цепкие лапы страха и сна.
Снег за стеной продолжает круженье.
Там в глубине затаилась весна.
Я начинаю попытку сближенья.
Просто смятенье и странный настрой.
Снова смешались и звуки и мысли.
Снег шелестит нерождённой листвой,
падая к нам из заоблачной выси.
< 13 февраля 2006 года >
Уффф.... Пожалуй всё....
Хотя нет - как я мог забыть....
Ведь на моём коллаже есть портреты Владимира Семёновича Высоцкого
и Александра Моисеевича Городницкого, а занчит время и место песне...
Click to view
Вот теперь всё, хотя вы же понимаете, что всё изложенное выше
не претендует не только на статью - даже на дайджест... Информации
в интернете очень и очень и очень много. Cтоит только заинтересоваться.
И ВСЁ-ТАКИ ОНА ВЕРТИТСЯ
и мы любим ЕЁ именно за это.
ВАШ Миша Мазель
ДИСКЛАЙМЕР
Фотографии использованные в заставке с сайтов:
http://www.pseudology.org/state/katastropha_models.htmhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Святая_инквизицияhttp://entertainment.ru.msn.com/gallery.aspx?cp-documentid=151879653&page=19http://2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/46n/n46n-s32.shtmlhttp://www.hrono.ru/biograf/bio_i/ioann_pavev2.htmlhttp://booknik.ru/about/authors/?id=31907http://ru.wikipedia.org/wiki/Суточное_вращение_Землиhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Гравюра_Фламмарионаhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Джордано_Бруно