"Снимок, содержащий идею, слишком прост."
Роберт Франк
“Хорошая фотография та, которую невозможно описать словами. Любое искусство стремится стать похожим на музыку, потому что музыка - единственное из искусств, которое действует не через голову, а внутривенно. И фотография тем лучше, чем меньше в ней литературы и больше музыки.”
Сергей Максимишин.
-"Не понимаю я этой фотографии", говорит мне друг. -"Я не разбираюсь в искусстве и, может быть, в ней есть какой-то глубокий смысл и я его не вижу", добавляет он, словно оправдываясь. Сравнивать мои упражнения в композиции с искусством - это сильно :) Этот пост специально для него.
Мой друг, обладатель хорошего фотоаппарата, очень разумно не хочет учиться. Ведь от учения один только вред. Сладкое неведение, детская наивность и неразумная непосредственность позволяет ему без труда делать фотографии, радоваться своим успехам и "лайкам". Парадокс в том, что он любит задавать вопросы и разговаривать о фотографии. На курсах фотографии от студентов я не слышал столько вопросов преподавателю, сколько задал он мне. Это странно и прекрасно. Видимо надо ответить, а то вдруг... чем больше знаешь, тем меньше удовольствия.
Фотография очень разностороннее явление. Есть много уникальных, присущих только ей изобразительных приемов (ГРИП, замороженное/размазанное движение, точка фокуса, ракурс, динамический диапазон), в ней действуют и общие законы композиции. Фотография бывает от формальной до абстрактной и всякая имеет право на зрителя. Зрители тоже разные.
В учебнике по композиции написано, что яркие, контрастные, чистые, цвета привлекают детей, людей занятых физическим трудом. Полутона, переходы цвета нравятся людям с истощенной нервной системой, занятым интеллектуальным трудом. Из этого явления, я делаю вывод, что почти на любую картинку есть свой зритель. Водитель бензовоза, скорее всего не оценит творчество Пикассо, ему по душе танцевать под Верку Сердючку и максимум, что его может заинтересовать, это китч.
Между фотографией свадьбы водителя такси и тем, что делает Пинхасов целая пропасть разнообразия.
Заявления Франка и Масимишина откликаются Густаву Флоберу, мечтавшему
написать книгу без сюжета и персонажей, вовсе не нуждающуюся в сцеплениях, которая держалась бы только на словах.
Выкинуть смысл, сюжет, рамки и правила - задача не простая. Использовать только изобразительные приемы. Это не можно, а обязательно себе, не то что позволить - заставить. Это как выход из зоны комфорта, выйти на неизведанную территорию: отказаться от халата, тапочек, кабельного телевидения, дивана, iPad, и на жару/ в холод/ под дождь, а самое главное, незачем, просто под дождь без задачи, только лишь от того, что это может быть интересно, а может и не интересно, надо попробовать. Может оказаться, что дождь это не так интересно, как жара, или интересно, но по другому. Не знаю, понятно ли сравнение. Делать что-то без правил, без концепций, только на основе подсознательного нравится/не нравится. Это круто и оказалось для меня сложно и интересно. Думаю, что пока не получается, в полной мере.
Фотографии сделаны в хоте выполнения заданий курса по фотокомпозиции.
Это, конечно, боян, все уже посмеялись над творчеством дизайнеров в Питерском метро, а я увидел впервые.