Предлагаю вашему вниманию оцифрованные фотографии истребителя-перехватчика СУ-15.
Они сделаны более 20 лет тому назад. Сегодня самолеты типа Су-15 сняты с вооружения , полк расформирован и аэродром не используется.
А в те годы они активно эксплуатируются, хотя промышленность уже выпускала МИГ-31 и СУ-27.
Су-15- по кодификации НАТО: Flagon. СУ-15 производились с 1965 по 1975год (произведено 1400шт.) и эксплуатировались с 1965 по 1993 г. Это один из самых надежных и безаварийных самолетов СА.
Он запомнился в связи с трагическими событиями 1 сентября 1983 года, когда южнокорейский пассажирский самолёт Боинг 747 был сбит СУ-15 и погибло 246 пассажиров и 23 члена экипажа.
Самолеты СУ-15 на “рулежке”
Помимо взлетно-посадочной полосы (ВПП) имеется так называемая “рулежка”, где самолеты проходят предполетную подготовку, иногда мелкий ремонт, заправляются и т.д.
На следующем фото ближайшие -это “cпарки”- самолет, для двух летчиков (второй пилот может быть инструктором), на заднем плане- одноместные Су-15. Между спарками аэродромный пусковой агрегат ( АПА)- электростанция на колесах, от которой запускается двигатель самолета.
Очевидно, что рулежка, а значит и ВПП, способны принимать самолеты с большими габаритами
. Предполетная подготовка самолета
Самолет заправили: посредством колонки, у столбов с фонарями и молниеотводом,- залили около 4 тонн авиакеросина. Этого хватит на 45 минут полета. (Основная задача- выйти на цель, обнаружить и уничтожить. Энергосбережение вторично.)
Проверили авиационное оборудование. Это наше.
Летчик в кабине. Двигатель запущен. Специалист проводит тестирование двигателя, тормозов, и т.д.
На фотографии офицер-техник показывает офицеру-летчику не распространенный V-образный жест “Виктория”: здесь проверяетcя выпуск закрылок. Загнутый указательный палец, если мне не изменяет память,- команда выпустить закрылки на левой стороне крыла. ( В авиации крыло -одно, а последних вылетов нет- только “крайние”). Двигатель работает, но радиосвязь техника и летчика отсутствует- потому и команды подаются жестами.
После этого начинается, так называемый, разлет: самолеты один за другим по рулежке перемещаются на ВПП и взлетают. После 40-45 минут полета один за одним приземляются.
Летом полеты могли начаться на рассвете, потому во время первых разлетов нам удавалось уснуть, невзирая на взлетающие с ревом на максимуме (форсаже) машины.
Самолет в “кармане” на стоянке
Ночью самолеты перемещаются на стоянку. Для этого используется тягач на базе советского грузового авто“Урал”.
Территория стоянки, как и ВПП и рулежка покрыты бетонными плитами, изготовленными из уникального бетона: мне не встречалась бетонная крошка.
в случае гипотетических военных действий, самолеты могут начать движение к ВПП из оборудованных карманов. Бетонные плиты, расположенные под углом к горизонту, служат для подъема струи раскаленных газов, выбрасываемых двигателем.
А окружающие самолет холмы, надо полагать, предназначены для защиты от ударной волны потенциальных врагов.
Вид на приборную доску
Далее изображена приборная доска самолета, которая находится перед летчиком. Кроме того, часть органов управлении расположены слева и справа от от летчика.
Авиагоризонт (черный фон- направление в землю, белый- набор высоты), спидометр, отградуированный в числах Маха (читай, в скоростях звука, 1М- около 1100км\час), высотомер... Песня.
С этой позиции, но с противоположной стороны, мы- специалисты авиационного оборудования- проводили предполетную подготовку. Делается это, разумеется, с соблюдением мер безопасности. Неосторожное обращение может привести к выстреливанию пиропатрона кресла…
В этой связи вспоминается наш прапорщик с незамутненным высшим образование мировосприятием. Первое, наставление, которя я- лейтенант услышал: “Не лезь в технику и она не подведет”. И в этом не адекватном на первый взгляд отношении, которым он делился, скрывалось глубокое, осознанное, сердечное восхищение надежностью техники, ее способностью исправить недоработки технического персонала. Мы же в технику упорно “лезли”, в соответствии с регламентом.
Потерянный самолет
Здесь изображен самолет, который потеряли, без всяких на то причин. При посадке летчик не справился с управлением, съехал с ВПП и воздухозаборником проглотил флюгерное приспособление, служащее для отпугивания птиц с ВПП. Металлический флюгер при столкновении с вращающейся турбиной вырвал из последней лопатку, лопатка пробила емкость с топливом и произошло возгорание. Слава Богу летчик успел выпрыгнуть из самолета.
Представляете, накануне в выходные проходил футбольный матч между эскадрильями, а на следующий день летное происшествие.
Надо отдать должное дисциплине в авиации. Там одинаково серьезно разбираются не только летные происшествия, но и предпосылки к летным происшествиям.