Медовый месяц я провожу в Черногории. Пробудем тут до воскресенья. Постараюсь, когда есть Интернет выкладывать сюда по частям свои заметки об этой стране. Фотки будут значительно позже, к сожалению.
******************************************************************************************************************************************************
Ненавижу взлетать. Люди более опытные в полетах любят говорить, что самое опасное и тяжелое в авиаперелетах - это посадка. Для того, чтобы так считать нужно, видимо, либо обладать рациональным до кончиков пальца мышлением, либо в глубине души любить парить на высоте десяти километров в утробе «стальной птицы». Для меня посадка - долгожданное избавление от чувства пустоты в паре метров от собственных ступней. Врожденное, наверное, желание летать борется с непониманием и неприятием такой возможности.
Я вцепляюсь одной рукой в поручень, а другой - в руку жены. Сами с собой приходят в голову слова: «Г-споди, я еще так много не сделал! Я столько обещал тебе, но мало что выполнил, дай же мне время. Еще немного, совсем чуть-чуть, по Твоим меркам времени!»
Молитва никогда не помогает до конца. Народное ирландское средство «Jamison», пусть и в пластиковой таре, хоть немного примиряет с реальностью - узким салоном, галдящими коллегами по туру и землей, улетающей из-под колес.
В Одессе дождливая погода - грозовой фронт расположен необычно низко и никак не заканчивается. Мы летим в сероватом «молоке». Моя рука взмокла, я несколько раз проклял себя за лень - получать визу по второму разу мы не захотели и решили поехать в чудесную безвизовую страну - Черногорию. Что я знаю о Черногории? Самая маленькая, не считая непонятного Косово, страна бывшей Югославии. Оттуда родом один из самых колоритных литературных персонажей моей книжной полки - 250-килограммовый сыщик Ниро Вульф.
Мы входим в зону турбулентности. Вспоминаю слова одной из недавно обретенных родственников - «Зона турбулентности это нормально». Ее дочери и моей, больше недели как, жене стало плохо, но стакан водой нам нести не торопятся и в туалет не пускают…
Когда к нам наконец-то подошел стюард, вода уже не требовалась - самолет вышел из молока и летел над восточной Европой - Молдавия, Румыния, Болгария… По крайней мере так сказал капитан самолета, а нам остается только верить ему на слово.
Марианнка восторженно фотографирует виды, открывающиеся «под крылом самолета», а я стараюсь привести себя в чувство. Проверено - двойная порция сухого красного вина помогает лучше всего. Видимо, страх имеет какое-то отношение к давлению или сердцу, потому что ни виски, ни джин, ни даже коньяк не расслабляют так, как это делает шабское «Каберне».
Мы не успели посмотреть фильм, запланированный на полет - самолет начал снижаться над Монтенегро, как окрестили страну международные туроператоры, а это поинтереснее, чем очередная комедия. Горы, болота, реки, море… Мы садимся практически бесшумно и идем пешком к зданию аэропорта, впервые в жизни, кстати.
Стоя в очереди на контроль, я вспоминал, как нас занесло на Балканы. Мои юношеские мечты отправиться в Прибалтику разбились о быт - группа не набралась, да и денег, как я понимаю сейчас, наверное, не хватило бы. Со второго захода мы собирались поехать в Прагу и Дрезден, но тут подвели мои документы. Крючкотворам из посольства Чехии не понравилась моя прописка (!!!). Количество виз в моем паспорте их не смутило, вдруг я бомж… В общем, слушайте свои «Валенки». И вот - Черногория, куда моя жена хотела с самого начала.
Нам было все равно, куда ехать. В конце концов, страна совершенно незнакомая, маленькая и, главное, очень туристическая. Поэтому когда предложили тур под названием «Рулетка» - мы согласились, практически не раздумывая. Тем более, поселить обещали в центральном туристическом городе - Будве, находящемся в центре береговой линии Черногории.
По приезду нас, впрочем, ждал сюрприз - вместо обещанного представителя туристической компании «Альф-Тур» нас встретил улыбчивый и крайне разговорчивый хозяин гостиницы, которая, впрочем, находится на южном конце страны, в городе Ульциг. «Вы не пожалеете, - заливался соловьем хозяин виллы по имени Скендар. - Скучать точно не придется!»
Скучать не пришлось сразу - практически всю одесскую группу вместо обещанной Будвы, которая оказалась местной туристической меккой, отправили в Ульциг - дальний город практически на границе с Албанией, правда с известным на всю Европу 14-километровым пляжем. Одесситы, которых кинули - редкое зрелище, сами понимаете. К сожалению, ни звонки, ни угрозы ничего не дали. Представителя компании, провернувшей нехитрую аферу - номера в Будве, как и все остальное, НАМНОГО дороже, - в аэропорту не оказалось. Вместо него на экстренный телефон отзывалась девушка Ксения из другой туристической компании, заявившая: «Меня послали вам помочь! Я ни в чем не виновата!» Спасибо девушке Ксении за потраченные полтора часа нашего отдыха! Отдельное спасибо компании, нарушающей условия договора! «Альфа-Тур» - мы тебя любим! Даже одесская «Фиеста-тур-тревел», куда дозвонился самый недовольный и самый, видимо, выгодно устроившийся в роуминге, мужчина ничего не сказало - мы не при делах, мы только посредники!
На виллу мы доехали часам к 11 ночи, но, надо отдать должное хозяевам, встречали нас хлебом-солью, что в туристическом варианте означает - пивом, водкой, вином и прочими закусками. В номерах же отсутствовал главный одноглазый друг пляжного туриста - телевизор! Со спутниковыми каналами!
Закинув вещи, мы отправились знакомиться с городом. Кстати, пока ехали из аэропорта к Ульцигу, это почти полстраны, я пытался понять, что мне больше напоминает Черногория - Израиль или Крым. Всего понемногу, наверное. Красные черепичные крыши, средиземноморская кухня, активная ночная жизнь, небольшие городки… Сходив на следующий день на пляж и обернувшись к морю спиной, я вспомнил Ялту - куча маленьких домиков была расположена на склоне горы террасами. В одном из таких домиков, правда чуть дальше от моря, мы и жили. Но первый в день все было внове. Хозяин гостиницы, встречавший нас в аэропорту и, видимо, хотевший компенсировать нам моральный ущерб от «кидалова» «Альф-тура» повез нас в центр города. Импровизированную экскурсию он проводил на смеси русского, английского, сербского и польского языков. Как оказалось, именно тут когда-то сидел Сервантес, когда его пленили оттоманы. Даже крепость на берегу моря здесь называется «Дульцинея», в честь нее и была названа возлюбленная Рыцаря печального ордена.
Пройдя по местному променаду, забитому туристами под завязку, гид повел нас в ресторан со странным названием «Манхеттен». Откуда он на берегу Адриатического моря, да и зачем?... В любом случае, ресторан замечательный. Особенно порадовали цены, которые лишь ненамного выше одесских. Об этом также предупреждал хозяин виллы - по сравнению с Будвой здесь очень дешево. Съесть местную шаурму, которую почему-то называют кебабом, и выпить пива обошлось в три с половиной евро.
Еще до поездки, когда я, сидя в Одессе, собирал всю туристическую информацию о Черногории, мне приходилось читать об огромных порциях в местных ресторанах. Побывавшие тут хором убеждали - заказывать имеет смысл одну порцию на двоих. Что ж, остается только присоединиться - порции местной карбонары, которую подают с лепешками и соусом, хватило бы на нас обоих. Салат и ризотто с грибами были явно лишними. Особенно учитывая, что обратно на виллу мы пошли пешком.
Было около 2 ночи, но никакой опасности не ощущалось. В темноте Ульциг стал еще больше похож на Ялту - длинная дорога к вилле, маленькие магазинчики, русская речь вокруг, повсюду продается шаурма…
На виллу мы отправились вчетвером с еще одной парой и примерно через 40 минут уже не помню кто-то точно решил ловить машину. Это не Одесса и «кастрюлить» тут не принято, поэтому ждать пришлось минут 10-15. Остановившийся паренек долго рассматривал схему, которую нам дали на вилле, пригласил нас в машину и остановил ее буквально через пару минут. Оказалось, мы не дошли метров 200. Водитель оказался владельцем местного ресторана, и деньги брать отказался. Что интересно, себя он назвал «косовцем».
Кстати, как оказалось, Ульциг - город для Черногории уникальный. Абсолютное большинство населения здесь составляют албанцы, примерно 80%. Примерно столько же в городе мусульман. Пока мы шли из центра, насчитали то ли три, то ли четыре минарета. Еще одну мечеть строят на главном городском променаде. Севернее мы уже не видели такого количества кебабов и, конечно, такого количества смуглых, черноволосых и черноглазых людей. В центре города можно увидеть женщин в традиционной одежде, некоторые ведут за собой нескольких детей.