Oct 03, 2020 14:57
В связи с упоминанием в сетевом обсуждении - перечитал "Манифест Коммунистической партии".
Лишний раз убедился, что часто используемый краткий вариант названия "Коммунистический манифест" - совершенно неправильный.Это именно манифест политической партии, а о самом коммунизме там очень мало и очень неопределенно - только упоминание об "ассоциациях работников" (это общее место у всех без исключения тогдашних социалистов и коммунистов, государственные предприятия безусловно отвергались).Да еще красивая фраза "ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех".Это занимает половину страницы из 39 страниц текста (в имеющемся у меня под рукой издании).Еще полторы страницы - кратчайший, но выразительный набросок самых первых реальных шагов "пролетарской власти" - там и прямо названный "необходимый деспотизм", и конфискация имущества эмигрантов, и трудовые армии.Всё остальное - сначала изложение доктрины исторического материализма и полемика (точнее - клеймение, потому что аргументы противной стороны не рассматриваются) с тогдашними социалистами, а в заключение - объяснение (точнее - провозглашение, потому что опять-таки без аргументации), почему из всех рабочих партий комунисты самые-самые правильные.
То-есть,это именнно партийный манифест, причем боевой - мобилизация сторонников перед сражением.Если вспомнить, что написан текст в самом конце 1847 г, когда политическое напряжение в Европе уже чувствовалось, но еще никто не предсказывал последовавшего в феврале 1848 г (через пару недель после публикации!) в Париже взрыва и последующей волны восстаний по всей Западной Европе, то остается либо удивляться такому совпадению, либо отдать должное интуиции авторов "Манифеста".
P.S.Но и без этого интересного совпадения - после прочтения текста остается впечатление, что коммунистическая идея весьма сильна ("Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма" - самая первая строчка) и что тайный (до поры до времени) "Союз коммунистов" (созданный не авторами Манифеста, но быстро попавший под их контроль) является реальной политической силой.Фактически же в ходе европейской "весны народов" 1848-1849 гг коммунисты не сыграли ровно никакой роли, а коммунистическая идеология (тот самый "призрак") не могла и носа высунуть.Понятно, почему - всюду, кроме Франции (а у французов свои идеологи были, германские мыслители там никогда популярностью не пользовались), идеи национального освобождения были на одном из первых мест, так что лозунг "у пролетариев нет отечества" мог вызывать только отторжение.
ZЭнгельс,
ZМаркс