ПР №241 Жизнь в убежище

Jun 14, 2020 14:20

Щедрин своего Премудрого пискаря изобразил вполне реалистически - и страна обитания (река с рыбами в воде и рыболовами на берегу), и подробная биография с живописными наставлениями родителей, и неизбежный для всякого живого существа, но почти всякий раз своеобразный финал.
Франц Кафка сочинил свою "Нору" сорока годами позже - не только в другой стране, но и в другом мире.Но в этом мире, возникшем после 1 августа 1914 г, имеется все же кое-что общее с погибшим старым миром.И хотя  обитатель Норы никак не обрисован с внешней стороны - он, как и старорежимный российский Пискарь, живет под постоянной угрозой насильственной смерти - и спасение для него только в одном - стать незаметным, укрыться в своем подземном убежище и ничем не выдавать своего присутствия окружающему беспощадному миру.
Увы - в отличие от Пискаря, которому его нора не изменяла (а для исчезновения ему пришлось забыться) обитатель Норы, вернувшись домой благополучно из единственной отважной вылазки в Большой Мир, осознает, что именно в его единственном убежище к нему медленно, но неуклонно приближается Некто - и ничего хорошего ждать уже не приходится.Бежать некуда - и остается только, цепенея от ужаса, прислушиваться к настойчивому шуршанию пробиваемого грунта.
..............................................................
Собственно, в этом и разница между двумя мирами - в мире Салтыкова-Щедрина еще можно спрятаться - и никому до тебя дела не будет,  а в мире Кафки незаметным стать уже не удается.

ZЩедрин, ZКафка

Previous post Next post
Up